Традиции высокого качества образования и новые векторы развития
И. В. ТУЗИКОВА, директор ГБОУ «Лицей-интернат «Центр одаренных детей», г. Нижний Новгород |
М. В. ЗАВОРОТНАЯ, директор филиала ГБОУ «Лицей-интернат «Центр одаренных детей» «Мореновский образовательный центр «Пульсар», учитель математики ГБОУ «Лицей-интернат «Центр одаренных детей», г. Нижний Новгород |
Талант — это вера в себя, в свою силу.
А. М. Горький
В 2021 году Нижний Новгород отметил 800-летие и, безусловно, по праву гордится своими уроженцами. Среди них — Козьма Минин, Иван Кулибин, Милий Балакирев, Николай Лобачевский, Максим Горький, Ростислав Алексеев, Валерий Чкалов, Евгений Евстигнеев и другие.
Как вырастить юные таланты и дарования в настоящее время, как их найти и поддержать, как создать им условия для того, чтобы они поверили в себя и не растеряли неуемной жажды познания? Ведь именно они потом впишут свои имена в историю не только Нижегородского края, но и России.
Одаренные дети и талантливая молодежь являются очень мощным ресурсом развития страны.
Одним из ключевых факторов решения задачи по сохранению и преумножению интеллектуального потенциала является формирование эффективной системы работы с одаренными детьми, а именно — создание условий для выявления, развития, социальной поддержки талантливых ребят, реализации их способностей, обеспечения всестороннего развития и образования.
Кто же такие одаренные дети? Это дети, которые выделяются яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеют внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, и задача педагогов — понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свои опыт и знания.
Развитие интеллектуального потенциала ребенка во многом зависит от организаций, которые он посещает. Большую роль играют учреждения общего и дополнительного образования детей, а также сетевые программы, разработанные совместно с высшими учебными заведениями.
Обобщенный механизм работы с одаренными детьми представлен тремя составляющими: выявлением, поддержкой и сопровождением способностей и талантов у детей.
На сегодняшний день в Российской Федерации сложилась система работы с талантливыми детьми и молодежью. Сформирована нормативно-правовая база, выработаны механизмы финансирования. Новый вектор развития в данном вопросе задал образовательный центр «Сириус».
В Нижегородской области всегда уделялось большое внимание работе с одаренными детьми и талантливой молодежью. Лицеи-школы РАН, лицеи и гимназии, авторские школы, кванториумы, IT-кубы, «Точки роста», Дом научной коллаборации (ДНК), созданные на базе вузов, — далеко не полный перечень для индивидуальной траектории развития каждого ребенка. Широко развита система дополнительного образования. С 2019 года создан Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Вега», с которым Центр одаренных детей тесно сотрудничает.
Какую же задачу решает лицей в системе работы с «одаренышами» (как ласково их называет народный учитель России Лев Васильевич Пигалицын)?
Центр одаренных детей (ЦОД) был создан в 1997 году с целью получения обучающимися качественного образования по программам углубленного уровня и организации интеллектуального, творческого и физического развития и оздоровления всех воспитанников (http://codnn.ru/, https://vk.com/codnn).
Сегодня ЦОД — это современная специализированная площадка, обладающая высоким кадровым и материально-техническим потенциалом, на которой формируется модель среднего общего и дополнительного образования детей, ориентированная на перспективный профессиональный выбор в области наукоемких технологий. Лицей — участник реализации федеральных программ «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
Многопрофильность и вариативность учебных программ — традиции качественного образования, бережно хранимые на протяжении 25 лет. Уникальность лицея состоит в том, что контингент будущих лицеистов состоит из школьников, проживающих на территории Нижегородской области.
Ежегодно в лицее в очном формате обучается более 370 старшеклассников. В интернате параллели только 10-х и 11-х классов. К нам поступают академически успешные и проявившие себя в интеллектуальных олимпиадах и конкурсных испытаниях ребята, пройдя индивидуальный отбор. Значительно расширен формат дистанционного обучения, на который ежегодно зачисляется более 170 учеников 8—9-х классов. Мы благодарим все педагогические коллективы образовательных организаций Нижегородской области, подготовившие высокомотивированных обучающихся — пытливых и талантливых.
В настоящее время в ЦОДе реализуются учебные планы технологического, гуманитарного, естественнонаучного, социально-экономического, универсального профиля. Выбор предметов, изучаемых на углубленном уровне, внутри профиля может отличаться. С введением ФГОС СОО родители стали полноправными соучастниками выбора образовательной траектории ребенка.
Действенным форматом выявления мотивированных учеников считаем возможности Центра дистанционного обучения. С 2018 года он трансформирован в Информационно-методический центр сопровождения одаренных детей Нижегородской области (ИМЦ), целью которого является формирование доступной, гибкой и устойчивой системы выявления и поддержки талантливых детей, раскрытие их интеллектуального потенциала и оказание методической помощи педагогам и родителям в работе с одаренными детьми.
Сейчас в системе дистанционного обучения педагогами лицея организовано 25 курсов для учеников 8—9-х классов и создано 107 курсов в поддержку очного обучения лицеистов 10—11-х классов. Через массовые открытые онлайн-курсы проходят до 800 школьников.
В настоящее время в мероприятиях лицея принимают участие обучающиеся из 42 районов области, причем самый удаленный из них находится в 250 км от Нижнего Новгорода. Расстояние, конечно же, влияет на качество связи, но мы стараемся найти индивидуальный подход к каждому участнику и разрабатываем учебный материал с учетом потребностей ребенка. Всего с 2015 года в мероприятиях лицея были задействованы около 9000 нижегородских школьников.
Гордость лицея — высокопрофессиональный педагогический коллектив. Успешный педагог для одаренных детей не только прекрасный учитель-предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет, но и мудрый наставник. Среди руководящих и педагогических работников ЦОДа — заслуженный учитель РФ, кандидаты наук, почетные работники сферы образования, победители конкурсов профессионального мастерства. Талантливые педагоги мотивируют и создают условия для развития учащихся.
В 2020 году управленческая команда ЦОДа участвовала в пилотном запуске программы «Лидерство в образовании: командная траектория», подготовленной нашим партнером — НГПУ им. К. Минина. Можно уверенно сказать, что это было время внутренней перезагрузки каждого из нас, переосмысления и определения совместного пути развития лицея.
Золотой фонд лицея — это педагоги-наставники, которые преданы ЦОДу с первого дня. Очень важно сохранить преемственность в кадровом вопросе. В 2022 году доля молодых педагогов составила 27 %, среди них пятеро — наши выпускники.
С 1 сентября 2021 года в лицее приступили к работе советники директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование».
Для повышения социального статуса и профессионализма педагогических работников, активизации работы педагогов по совершенствованию традиционных и инновационных форм и методов проведения урока и внеурочных мероприятий в лицее ежегодно проводятся фестиваль педагогических идей, конкурсы профессионального мастерства «Моя профессия — воспитатель», «Творческий подход к профессии». Педагоги лицея активно участвуют в профессиональных конкурсах и имеют значительные успехи.
С целью укрепления лицейской культуры, выявления и поощрения достижений работников ЦОДа с 2020 года присуждается премия «За вклад в развитие лицея». Ее обладателями стали уже 27 человек. Педагоги лицея стали чаще представлять себя на региональном и всероссийском уровне, для этого созданы все условия: сетевые сообщества, различные конкурсы и конференции.
В ЦОДе широко развито социальное партнерство с ведущими вузами Нижегородской области и России: ННГУ им. Н. И. Лобачевского, НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, НГПУ им. Козьмы Минина, НГТУ им. Р. Е. Алексеева, ПИМУ, НИУ ВШЭ, ННГАСУ, РГПУ им. А. И. Герцена и др. Элективные курсы, курсы внеурочной деятельности, разработанные профессорско-преподавательским составом вузов, научно-популярные лекции, экскурсии, безусловно, способствуют усилению профилизации обучения и создают дополнительные возможности для каждого лицеиста в раскрытии способностей.
Появляются новые формы взаимодействия: стажировочная площадка «TeachTraining» с участием зарубежных партнеров из школ Великобритании (НГЛУ им. Н. А. Доб-
ролюбова), интенсив НИУ ВШЭ «В Вышку за проектом», занятия в 3D-лаборатории совместно с ДНК НГТУ им. Р. Е. Алексеева и психолого-педагогическим классом с НГПУ им. Козьмы Минина, ННГУ им. Н. И. Лобачевского и др.
К удачным находкам форм сетевого взаимодействия следует отнести организацию летних образовательных интенсивов: например, совместно с центром «Дом научной коллаборации им. П. К. Анохина» ПИМУ проведена летняя школа практических навыков медицинского профиля «MedSkills» для обучающихся естественнонаучного профиля. А для лицеистов, показавших высокие результаты в интеллектуальных конкурсах по обществознанию, — совместно с «Ассоциацией победителей олимпиад» (Москва).
Таким образом, совместные формы взаимодействия-наставничества с партнерами позволяют лицеистам развивать свои способности и результативно участвовать во всероссийских образовательных и международных проектах.
На протяжении многих лет наше учреждение входит в десятку лучших школ Нижегородской области по результатам выступления обучающихся на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников, ежегодно занимая лидирующие позиции. Количество победителей и призеров за последние три года увеличилось в два раза.
ЦОД обеспечивает организационно-технологическое сопровождение ряда олимпиад, входящих в перечень Министерства науки и высшего образования РФ, Министерства просвещения РФ и является площадкой их проведения в регионе. Количество победителей и призеров заключительных этапов также увеличилось в два раза.
Лицей предоставляет уникальные возможности не только для получения качественного обучения, развития интеллектуальных способностей, в нем созданы все условия для занятий творчеством и спортом. Созданы музейная экспозиция, музыкальная студия, медиа-центр, тир, секции баскетбола, волейбола, плавания и др. За последние годы небывалый подъем благотворительности и добрых дел мы получили благодаря чуткой работе наставников — воспитателей. В их активе — «Бумеранг добра», помощь домам престарелых, «Коробка храбрости для маленьких героев» для детей, оказавшихся в больнице, концерты для вынужденных переселенцев из ЛНР, ДНР и др.
Широко развита система школьного самоуправления, избран свой «президент», созданы «министерство» и волонтерский отряд.
За 24 года Центр одаренных детей выпустил 4067 лицеистов. С результативностью работы ЦОДа можно ознакомиться на официальной странице http://codnn.ru/.
Анализ поступления выпускников ЦОДа в высшие учебные заведения показывает, что более 90 % ребят продолжают обучение в соответствии с выбранным в лицее профилем. Результаты, которые показывают лицеисты в ходе государственной итоговой аттестации, значительно выше среднеобластных по всем сдаваемым предметам. Исходя из этого, можно сделать вывод о высоком профессионализме работающих здесь педагогов-наставников и о правильно выбранной траектории развития учебного заведения.
За результативность своей деятельности на протяжении 25 лет коллектив ЦОДа трижды был награжден Почетным штандартом Губернатора Нижегородской области, коллективу объявлена Благодарность Президента Российской Федерации. Центр одаренных детей ежегодно входит в рейтинги лучших школ России в ТОП-200 и ТОП-300.
В 2023 году Образовательный центр «Сириус» при поддержке Московского центра непрерывного математического образования и портала Olimpiada.ru опубликовал рейтинг 200 школ, показавших лучшие результаты в развитии таланта школьников в области математики и естественных наук. Среди 8 школ Нижегородской области, вошедших в данный рейтинг, — и наш лицей.
Впереди — новые горизонты. С 2022 года запущены дополнительные программы в форме дистанционного обучения для старшеклассников из г. Харцызск, в каникулы проводятся учебно-интенсивные сборы для делегаций учащихся и педагогов из ДНР.
В 2022 году с целью выявления и поддержки талантливых и высокомотивированных школьников, а также организации отдыха и оздоровления, создан филиал ЦОДа — Мореновский образовательный центр «Пульсар». Центр предполагает круглогодичную занятость. Для ребят будут организованы учебные интенсивные сборы по дополнительным образовательным программам, рассчитанные на 5—14 дней. Программы включают углубленное изучение профильных предметов, создание научных проектов, а также организацию развивающего досуга, мастер-классов, творческих встреч с признанными в своих областях профессионалами, комплекс оздоровительных процедур. Возможности центра позволят организовать краткосрочные выездные мероприятия, научные стажировки для нижегородских педагогов и наставников с целью повышения квалификации и проведения методических конференций.
Центр одаренных детей расширяется, он не только прочно сохраняет традиции высокого качества образования, но и смело смотрит в будущее, не боясь воплощать в реальность самые смелые мечты.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
2. Указ Президента РФ «О мерах государственной поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности» от 7 декабря 2015 г. № 607.
3. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития» от 17 ноября 2015 г. № 1239 (в ред. Постановления Правительства РФ от 23 мая 2019 г.).
4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации
на период до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р).
Практика школьного воспитания № 1, 2023
ПОДЕЛИТЬСЯ: