Инженерный класс: возможности, практика, продвижение

 

Е. Е. БАРИНОВА, заместитель директора по УВР МБОУ «Средняя школа № 3 г. Навашино»

 

Проект создания и функционирования инженерных классов судостроительного профиля — это стратегическая образовательная инициатива, которая реализуется по поручению Президента РФ в рамках национального проекта «Образование». Ее целью является организация эффективной предпрофессиональной подготовки обучающихся за счет интеграции лучших практик общего и дополнительного образования и погружения в профильные программы индустрии.

В Послании Президента РФ В. В. Путина Федеральному собранию была поставлена задача привлечения материальных и кадровых ресурсов для обеспечения высокого уровня образования населения, в том числе, через инженерные общеобразовательные организации. В связи с этим на федеральном уровне было принято решение о создании инженерных классов судостроительного профиля на базе общеобразовательных учреждений в субъектах Российской Федерации.

Обучение в этих классах предполагает тесное взаимодействие школы с базовым региональным вузом, индустриальными и академическими партнерами. В конечном итоге такое обучение нацелено не только на поступление школьника в профильный вуз, но и на последующее трудоустройство на предприятия-партнеры.

В 2022 году инженерные классы судостроительного профиля начали функционировать в девяти школах Нижегородской области, в том числе в МБОУ «Средняя школа
№ 3 г. Навашино». Участие нашего ОУ в данном проекте не случайно. Еще в 2019 году был заключен договор о сотрудничестве между АО «Окская судоверфь», Волжским государственным университетом водного транспорта и школой с целью подготовки специалистов с высшим образованием по схеме «школа — университет — предприятие». На данный момент в университете по целевому направлению обучаются семь наших выпускников. Использование имеющегося потенциала и позволило нам стать участниками проекта по созданию инженерных классов судостроительного профиля на федеральном уровне.

Почему возникла такая потребность? Дело в том, что отечественные эксперты считают, что горизонт воспитания инженера составляет примерно семь лет, из чего следует, что начало этому воспитанию должно быть положено в школе. Таким образом, мы становимся свидетелями тренда на понижение возрастного барьера вхождения в область инженерии. И для этого в настоящий момент складываются хорошие предпосылки: учащиеся и их родители, видя высокую активность по возрождению престижности инженерной профессии, демонстрируют мотивацию на обучение в инженерных классах. Осознавая это, наша школа начинает реализацию проекта с 7-го класса.

 

 

На данный момент администрацией школы разработана индивидуальная модель инженерного класса в соответствии с проектом флагманского вуза (Санкт-Петербургский государственный морской технический университет) при участии регионального вуза (Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева), академических партнеров (МБОУ ДО «Дворец детского творчества», МБОУ ДО «Навашинский центр дополнительного образования детей», Центр развития творчества детей и юношества Нижегородской области), а также индустриального партнера — АО «Окская судоверфь». Со всеми партнерами заключены договора о взаимодействии.

Для достижения поставленных целей проекта осуществляется комплексный подход, включающий в себя внеурочную деятельность и дополнительное образование. Курс внеурочной деятельности «Инженерное дело» состоит из независимых модулей, которые дополняют друг друга. В 7-м классе учащиеся освоят теорию решения изобретательских задач и познакомятся с основами 3D-моделирования. В 8-м и 9-м — школьники будут изучать программирование на языке «Python». Для этого имеется новое оборудование, которое поступило в рамках федеральных проектов «Цифровая образовательная среда» (ЦОС) и «Точка роста». Это цифровая лаборатория по физике, образовательные конструкторы, наборы по механике, мехатронике и робототехнике, интерактивные панели, ноутбуки.

Также обучающиеся инженерного класса получают дополнительное образование по программам «От проекта до модели» и «Галс» (судомоделирование) в учреждениях дополнительного образования городского округа Навашинский: МБОУ ДО «Навашинский центр дополнительного образования детей» и МБОУ ДО «Дворец детского творчества», где имеется хорошая техническая база. На данном этапе мы делаем ставку на педагогов допобразования, специалистов в области судомоделирования. Как правило, это профессионалы, которые продолжают трудиться на судостроительном заводе.

А вот курс внеурочной деятельности «Инженерное дело» реализует учитель технологии. Методический инструментарий для осуществления этой программы, направленной на развитие инженерного мышления школьников, разработали сотрудники Нижегородского института развития образования и презентовали его на проектной сессии на тему «Развитие инженерного мышления обучающихся: практические приемы и методы». Считаем, что работа в межпредметном поле с использованием различных методов (проекты, ТРИЗ) позволит нам подготовить будущие инженерные кадры, способные работать в судостроении — одной из перспективных отраслей экономики.

 

 

 

Спланирована и внеучебная деятельность, куда включены мероприятия по профориентации на базе школы с флагманским и региональным вузами, академическими и индустриальными партнерами. С НГТУ им. Р. Е. Алексеева мы работаем в дистанционном режиме. В октябре 2022 года была организована онлайн-встреча с представителями вуза, в ходе которой ребята познакомились с направлениями подготовки студентов. Активно с нами сотрудничает и АО «Окская судоверфь». Представители предприятия встречались в школе с педагогами, родителями, детьми. Школьники посетили завод, хотя эту экскурсию было нелегко организовать — по правилам техники безопасности детям нельзя находиться на функционирующем производстве, поэтому экскурсия проходила во время обеденного перерыва. Знакомство с реальным производством, с конкретным предприятием, инженерно-техническими специальностями, востребованными на заводе, произвело на школьников сильное впечатление. У многих появилось желание изучать процесс создания судов и разрабатывать свои проекты.

Еще одним важным ресурсом развития инженерного мышления является созданная в школе система проектной деятельности. Если задуматься, то именно будущему инженеру требуется большой багаж дополнительных знаний и компетенций: умение работать в команде и брать на себя руководство, распределять время и ресурсы. Эти компетенции формируются в процессе реализации учебных проектов, которые стали обязательным компонентом процесса обучения в общеобразовательной школе. У учащихся 7-го класса есть опыт защиты индивидуальных итоговых проектов, в ходе реализации которых они приобрели специфические умения и навыки проектирования: целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, а также поиск информации. Поэтому в условиях обучения в инженерном классе они оперативно включились в реализацию исследовательского проекта «Судостроение в г. Навашино: от истоков к перспективам развития».

Безусловно, система инженерного образования в школе находится на стадии формирования. Нам предстоит большая работа по расширению спектра курсов внеурочной деятельности и программ дополнительного образования, формированию системы подготовки учащихся к предметным олимпиадам, конкурсам, фестивалям инженерно-технологической направленности. Это позволит ориентироваться не только на одаренных детей, имеющих высокие академические результаты, но и на школьников, имеющих невысокие достижения по базовым предметам. Уверены, что нам удастся повысить мотивацию, сохранить устойчивый интерес к инженерным профессиям, достичь результата, значимого для каждого ученика. Ключевым показателем эффективности деятельности инженерного класса станет создание десятого класса инженерно-технологического профиля в 2025 году.

 

 

 

Как бы ни назывался профиль класса, но на выходе из школы нельзя получить инженеров, врачей, экономистов, юристов. Профессиональное образование — прерогатива высших и средних специальных учебных заведений. В школе можно привить интерес и заложить фундамент для дальнейшего получения профессии, в том числе через развитие навыков технического мышления. Надеемся, что объединение ресурсов участников проекта откроет перед школьниками новые реальные пути в профессию инженера и позволит им в дальнейшем реализовать себя в этой деятельности на градообразующем предприятии — АО «Окская судоверфь». Официальный сайт проекта: https://судоавиакласс.рф/.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Методические рекомендации по созданию инженерных классов судостроительного профиля в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации (ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный морской технический университет», ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования») : текст электронный. — URL: http://www.uotr.ru/wp-content/uploads/2022/08/mr-po-sozdaniju-inzhenerny... (дата обращения: 31.01.2023).

2. Индивидуальная модель создания и функционирования инженерных классов судостроительного профиля в МБОУ «Средняя школа № 3 г. Навашино» : текст электронный. — URL: https://shkola3-607100.edusite.ru/p340aa1.html?ysclid=ldk6quxcds124430751 (дата обращения: 31.01.2023).

3. Масленко, Н. В. Воспитание инженера: актуальность и современные факторы / Н. В. Масленко, О. В. Полетаева // Вестник волжского университета им. В. Н. Татищева. — 2015. — № 4. — С. 131—136.

4. Фаритов, А. Т. Анализ современного состояния проблемы формирования инженерного образования учащихся основного общего образования / А. Т. Фаритов // Проблемы современного образования. — 2000. — № 4. — С. 215—224.

 

Практика школьного воспитания № 1, 2023

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм