Мы будем строить корабли!

Т. Н. КАСЛАВСКАЯ, директор МАОУ «школа

№ 79 им. Н. А. Зайцева» Сормовского района,

г. Нижний Новгород

А. С. ЗАХАРОВА, заместитель директора МАОУ «школа № 79

им. Н. А. Зайцева» Сормовского района,

г. Нижний Новгород

 

Когда мы спрашиваем про Сормовский район, то очень часто, первое, о чем вспоминают, — завод «Красное Сормово» с его богатой историей.

Наша школа с 2015 года носит имя Николая Алексеевича Зайцева. Это советский инженер-судостроитель, один из ведущих разработчиков первых судов на подводных крыльях «Ракета», «Комета», «Метеор», «Беларусь», «Спутник», «Вихрь» и других, ученик выдающегося теоретика и практика в области судостроения Ростислава Евгеньевича Алексеева.

В 2019/2020 учебном году в школе были сформированы первые судостроительные 5-й, 6-й, 8-й и 10-й классы. Перед началом учебного 2019/2020 года было заключено трехстороннее соглашение о совместной деятельности между школой, Нижегородским государственным техническим университетом имени Р. Е. Алексеева и Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК) России об открытии классов инженерной судостроительной направленности. Совместный проект стал первым шагом для комплексного решения проблемы обновления кадрового состава предприятий ОСК путем привлечения в отрасль новых сотрудников, обеспечения преемственности поколений «школа — вуз — предприятие».

Сегодня деятельность инженерных судостроительных классов — одно из ведущих направлений профориентационной работы образовательной организации, которое осуществляется за счет четко выстроенной деятельности, активного взаимодействия с социальными партнерами, системы мониторинга результатов и мотивации педагогов и обучающихся.

В 2022/2023 учебном году в школе уже функционируют семь инженерных судостроительных классов — по одному в каждой параллели на уровне основного общего и среднего общего образования. В 5—9-х классах основная задача — вовлечь детей в познавательную деятельность, познакомить с профессией инженера-судостроителя, вдохновить на более мотивированное изучение математики, физики и информатики. Педагоги на уроках в этих классах предлагают тематические задания, связанные с судостроением, решают и приводят конкретные примеры из инженерной области.

Особое место в реализации направления занимают внеурочная деятельность, дополнительное образование, воспитательная работа. Внеурочная деятельность способствует получению конкретных практических навыков по математике, физике, информатике, а школьники дополнительно погружаются в изучение этих предметов на углубленном уровне.

 

 

Совместно с Нижегородским детским речным пароходством для учеников 5—6-х классов организованы занятия в кружках «Юный мореход» и «Юный судостроитель», где ребята знакомятся с историей судостроения, устройством судов и правилами их эксплуатации. Семиклассники делают свои первые шаги в изучении 3D-моделирования, восьмиклассники изучают графический дизайн, девятиклассники погружаются в основы черчения.

Классные руководители проводят классные часы по судостроительной тематике, организуют встречи и экскурсии. Все это создает условия для осознанного выбора в пользу инженерного судостроительного 10-го класса.

Старшеклассники также углубленно изучают математику, физику, информатику. Дополнительно ведется курс по основам компьютерной анимации, внеурочная деятельность направлена на получение навыков по практической физике, в рамках допобразования проводятся занятия по компьютерному моделированию и прототипированию.

Особое внимание мы уделяем олимпиадному движению и проектной деятельности. Ученики инженерных судостроительных классов обязательно принимают участие в олимпиадах районного, городского, регионального, всероссийского уровня по математике, по физике и информатике, пишут научные проекты и участвуют в деятельности Сормовского образовательного судостроительного кластера. Безусловно, одна из главных задач — это развитие инженерного мышления. Именно поэтому для учеников пятых-седьмых классов с 2019 года создана инженерная олимпиада имени Н. А. Зайцева, которая приглашает для участия не только учащихся нашей школы, но и других учащихся Сормовского района. Эта олимпиада — настоящая практическая лаборатория, где команды из подручных средств создают инженерные модели, развивая фантазию и изобретательность. Вся научная и познавательная деятельность активно поддерживается ПАО «Завод «Красное Сормово», где обучающиеся бывают на экскурсиях и знакомятся с настоящим производством. Сотрудники предприятия помогают ребятам писать научные работы, погружая детей в тему инженерии и судостроения. Так, один из выпускников школы 2021 года, Егор Туранцев, за время написания совместного проекта влюбился в инженерное дело и теперь не только является студентом очного отделения НГТУ им. Р. Е. Алексеева по специальности «Судостроение», но и с первого курса работает на самом предприятии.

Активное сотрудничество с Детским речным пароходством создало благоприятную почву для совместных проектов. Так в 2018/2019 учебном году на базе школы под руководством учителя технологии и при поддержке специалистов центра дополнительного образования была построена лодка на солнечных батареях. Теперь каждое лето, начиная с 2019 года, команда «Бравый экипаж», состоящая из учеников инженерных классов, участвует в международных соревнованиях «Солнечная регата». В августе 2022 года мы заняли третье место, и останавливаться на достигнутом не планируем.

 

 

С 2018 года школа занимается внедрением бережливых технологий. В декабре 2022 года образовательная организация успешно прошла партнерскую проверку качества создания образца, применяющего бережливые технологии. По ее результатам учреждение получило статус федерального образца, реализующего программу «Эффективный регион». На стыке развития данного направления и деятельности инженерных судостроительных классов родились два крупных проекта.

Первый из них «Бережливая бригада» — ученики инженерных судостроительных классов школы во время осенних каникул осваивали принципы бережливых технологий на заводе «Красное Сормово». Этот способ взаимодействия позволил учащимся непосредственно познакомиться с предприятием, увидеть, как организована работа в цехе.
А главное понять, что бережливые технологии можно применять и в школе, и на производстве, и в быту, и, например, при самоорганизации.

Второй проект — это создание игровой площадки «Фабрика процессов “Сборка модели судна”». Она носит мотивационный характер и является «воронкой» вовлечения учащихся в судостроительную тематику, формирует мышление, развивает коммуникабельность, учит обрабатывать информацию, развивает лидерские качества.

Для поддержания мотивации детей и педагогов все инженерные классы школы участвуют в рейтинге достижений и соревнуются в результативности и успеваемости между собой. Но кроме этого существует и личный рейтинг ребят внутри класса, где отслеживаются участие в тематических мероприятиях, активность деятельности, участие и результаты олимпиад, конкурсов научных работ и проектов. Его результаты подводятся раз в четверть. Лучшие ученики награждаются почетными грамотами, а двое лучших из класса приглашаются на встречу с директором, где в непринужденной обстановке ребята обсуждают идеи, придумывают новые мероприятия и знакомятся, общаясь с учениками из других инженерных классов.

В рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации от 7 сентября 2021 года Пр-1659 о необходимости создания до 1 августа 2022 года инженерных классов по профилям «Судостроение» и «Авиастроение» МАОУ «Школа № 79 им. Н. А. Зайцева» на основании приказа Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области была включена в перечень организаций Нижегородской области, на базе которых создаются инженерные классы по профилю «Судостроение» в 2022 году, что, безусловно, стало новым витком развития этого направления в школе.

 

Практика школьного воспитания № 1, 2023

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм