Развитие личных навыков и soft skills компетенций Мастер-класс

 

Е. В. ЛУБКОВА, педагог-организатор МБУ ДО «Дом детского творчества» г. Урень, руководитель РДОО «Союз детских объединений “МИР”» Уренского муниципального округа

 

Сегодня недостаточно быть просто лидером, личностью, способной взять ответственность за себя, окружающих, общее дело. Для успешной деятельности детского общественного объединения нужно уметь планировать работу, работать в команде, генерировать идеи, анализировать сделанное и адаптироваться к новым условиям. Именно эти навыки входят в soft skills и помогают работать эффективнее.

Soft skills (софт скиллз, мягкие навыки, гибкие навыки) — под этим термином подразумевают широкий спектр умений. Он включает умения организовывать командную работу, договариваться с другими людьми, креативность, способность учиться и адаптироваться к изменениям. О таких навыках говорят как о навыках будущего, которые будут активно востребованы.

Кроме перечисленных «мягких навыков», для лидеров и активистов необходимо владеть навыками общения и взаимодействия с людьми, уметь высказывать свою точку зрения, демонстрировать навыки кооперации, приходить к компромиссному решению и т. д. И эти навыки можно тренировать.

Одним из важных направлений деятельности руководителя районной детской организации (а мой стаж — семь лет) считаю проведение мастер-классов, способствующих формированию «мягких навыков» для успешной работы лидеров в детских сообществах. Занятия по развитию soft skills у лидеров я провожу несколько раз в год.

В 2020/2021 учебном году состоялся районный слет лидеров и руководителей детских общественных объединений и советов старшеклассников Уренского муниципального района, где я и провела очередной мастер-класс на тему «Развитие личных навыков и soft-skills компетенций». Целью этого занятия было формирование навыков общения, умения слушать других, высказывать свою точку зрения, работать в команде и приходить к компромиссному решению, а также развитие гибкого мышления и креативности. Для тех, кто стремится к самосовершенствованию, эти навыки просто необходимы. В слете приняли участие более 30 активистов-старшеклассников из 12 школ района.

Об этом мы и побеседовали в начале занятия с участниками и вместе определили некоторые личные навыки и soft-skills компетенции, которые способствуют успешной работе лидера в объединении.

Нет ничего полезнее для саморазвития, чем лучше узнать себя: посмотреть на себя со стороны; поразмышлять о том, какой ты в общении; чему можешь научить других и чему бы научился у них; найти людей, на которых хотел быть похожим.

 

 

Для формирования навыков знакомства и общения, умения слушать другого на мастер-классе была предложена игра «Круг друзей». Участники выстраиваются в два круга — внешний и внутренний — таким образом, чтобы получилась пара: один партнер из внутреннего круга смотрит на партнера напротив из внешнего круга. Дается время на то, чтобы ребята узнали у своих собеседников:

- самое яркое воспоминание из деятельности объединения;

- чему могли бы научить своего собеседника прямо здесь и сейчас;

- какую книгу посоветовали бы прочесть;

- что всегда поднимает настроение;

- что больше всего нравится в том месте, где живет;

- настоящий друг, какой он?

- удается ли правильно планировать свою деятельность? Если да, то как? Если нет, то почему?

- и другие вопросы, позволяющие больше узнать о собеседнике.

Также можно задавать эти вопросы соседям справа и слева, образуя новые пары собеседников. Ведущий может несколько раз попросить ребят передвинуться по своему кругу в разные стороны, чтобы дать возможность познакомиться с другими участниками.

Думаю, в этом задании важнее всего дать время наговориться. Это позволяет потренироваться — задавать вопросы, составить мнение о человеке, представить и самого себя. Игру можно завершить, как только большинство участников закончат общение.

Второе задание под названием «Будем знакомы» предполагает заполнение таблицы на основе того, что узнали о собеседниках в предыдущем задании, и получение новой информации. Здесь важно заполнить таблицу как можно быстрее.

Вопросы могут быть разными: простыми — об интересах, хобби, увлечениях, либо тематическими — из сферы учебы, деятельности объединения и т. д.

Любимый желтый цвет у:

Сегодняшний мастер-класс первый у:

Любит мороженое и знает, как его приготовить дома:

Читал книгу про Гарри Поттера:

Зарегистрирован в соцсетях (название):

Есть домашнее животное:

Боится паучков:

Не умеет ездить на велосипеде, но хотел бы научиться:

Ходил в поход и может поделиться походными лайфхаками:

Староста
в классе:

Сегодня нашел единомышленников:

Знает правила игры
в боулинг:

Хочет стать блогером:

Умеет танцевать и готов учить других:

Любит роллы:

Выучил бы китайский язык:

Хорошо рисует:

Был за границей и может поделиться историей своего вояжа:

Знает 10 способов завязывания шнурков на кроссовках:

Боится летать на самолете:

 

С помощью этой игры можно тренироваться максимально быстро и эффективно решать какие-либо задачи, устанавливать контакты, которые помогут в решении бытовых и социальных вопросов.

Хорошим заключением игры может стать упражнение с визитками. Ребятам предлагается заполнить свои данные (фамилия, имя, школа/детское общественное объединение, адрес электронной почты, телефон) на трех визитках и вручить их тем участникам, с которыми хотели бы иметь в дальнейшем деловые или социальные связи, кто может быть полезен в жизни.

На развитие навыков — работать в команде, брать на себя ответственность, распределять роли, находить компромиссные решения — участники выполняли несколько заданий.

- «Слово хором»: ребятам нужно быстро договориться между собой, какое слово они скажут хором (дается 30 секунд на согласование и репетицию).

- «Экипаж»: команды летят на космическом корабле на Марс, но для того чтобы взлететь, им нужно организовать экипажи, в которые входят командир корабля, бортинженер, космонавты и т. д. Балл зарабатывает тот экипаж, который «взлетел» первым (тренинг на умение договариваться — кто какую роль будет играть).

- «Семейное фото»: каждая команда — это семья, задача которой сделать фото для семейного альбома. Каждый участник выбирает себе роль: мама, папа, сын, дочь, бабушка, дедушка, кошка, собака, попугай и т. п. Первый фотограф — «дедушка», он самый почетный «герой» семьи, расставляет ее членов для фотографии и делает снимок. В роли фотографа должны побывать все члены команды. Каждый фотограф делает расстановку для снимка по своему усмотрению.

- Упражнение «Рекламный ролик» проводится с целью развития навыков командного обсуждения, презентационного выступления, выявления креативности. Каждой команде предлагается побывать в роли специалистов рекламной службы и представить публике (другим командам) товар, подчеркнув его лучшие стороны, то есть сделать рекламу этому товару, чтобы им заинтересовались другие люди. Но есть один нюанс — объектом рекламы должен стать член команды, выступающий в качестве какого-то товара или услуги. Команде нужно придумать, что она будет рекламировать, назвать целевую аудиторию, на которую рассчитана реклама, самые важные и истинные достоинства рекламируемого объекта.

В конце каждого упражнения, задания, игры важно провести обсуждение, чтобы у ребят сформировалось осознанное понимание выполняемых ими действий и получившихся результатов. Это способствует закреплению навыков.

 

 

Я использую такие вопросы: что получилось? За счет чего получилось? А что не удалось? Что необходимо сделать в следующий раз, чтобы получилось? Как вы определяете, что тот или иной человек — лидер? Какие качества он проявил? Что привело команду к успеху? Что вы узнали нового для себя? Чему научились? Где можете это применить в дальнейшем? Каким образом это можно применить в деятельности детского объединения?

В итоге ребятам было предложено выбрать спикера, который в трех предложениях поделился бы с остальными участниками слета о том, что мы практиковали на мастер-классе.

На мастер-классе, познакомившись с «мягкими навыками», ребята смогли проработать личные истории: ситуации и конкретные случаи из своей жизни, попытались найти иной выход из сложившейся ситуации и достичь лучшего результата.

Участники мастер-класса пришли к выводу, что, применяя навыки на практике, проанализировать можно многое, начиная от работы в команде до конфликта интересов и вопросов мотивации.

Мы, взрослые, должны помочь детям стать самостоятельными, инициативными, уверенными в себе, способными творчески мыслить и искать нестандартные решения, умеющими адаптироваться в современном обществе, достигать своих целей.

Следует помнить, что в основе всего лежит мотивация. Зажечь ребят, увлечь предстоящей работой взрослых — это одна из главных миссий руководителя.

Ниже даны ссылки на мастер-класс «Развитие личных навыков и soft-skills компетенций» в рамках районного слета лидеров и руководителей детских общественных объединений и Советов старшеклассников «Думаем! Создаем! Действуем!», который прошел 31 января 2020 года:

https://vk.com/wall-53371091?day=31012020&q=январь&w=wall-53371091_2075

https://vk.com/wall-53371091?day=03022020&q=январь&w=wall-53371091_2084

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 2009 год.

2. Сымань, О. Интеллектуальные забавы в лидер-классе : сборник игровых программ для среднего и старшего школьного возраста / О. Сымань. — Нижний Новгород : Нижегородский гуманитарный центр, 2000. — 36 с.

3. Чупрынина, И. В. Развитие Soft skills как тренд современного образования : методические рекомендации : текст электронный. — URL: https://урок.рф/library/razvitie_soft_skills_kak_trend_sovremennogo_obr_090423.html? (дата обращения: 31.01.2023).

 

Практика школьного воспитания № 1, 2023

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм