Развитие личных навыков и soft skills компетенций Мастер-класс
Е. В. ЛУБКОВА, педагог-организатор МБУ ДО «Дом детского творчества» г. Урень, руководитель РДОО «Союз детских объединений “МИР”» Уренского муниципального округа |
Сегодня недостаточно быть просто лидером, личностью, способной взять ответственность за себя, окружающих, общее дело. Для успешной деятельности детского общественного объединения нужно уметь планировать работу, работать в команде, генерировать идеи, анализировать сделанное и адаптироваться к новым условиям. Именно эти навыки входят в soft skills и помогают работать эффективнее.
Soft skills (софт скиллз, мягкие навыки, гибкие навыки) — под этим термином подразумевают широкий спектр умений. Он включает умения организовывать командную работу, договариваться с другими людьми, креативность, способность учиться и адаптироваться к изменениям. О таких навыках говорят как о навыках будущего, которые будут активно востребованы.
Кроме перечисленных «мягких навыков», для лидеров и активистов необходимо владеть навыками общения и взаимодействия с людьми, уметь высказывать свою точку зрения, демонстрировать навыки кооперации, приходить к компромиссному решению и т. д. И эти навыки можно тренировать.
Одним из важных направлений деятельности руководителя районной детской организации (а мой стаж — семь лет) считаю проведение мастер-классов, способствующих формированию «мягких навыков» для успешной работы лидеров в детских сообществах. Занятия по развитию soft skills у лидеров я провожу несколько раз в год.
В 2020/2021 учебном году состоялся районный слет лидеров и руководителей детских общественных объединений и советов старшеклассников Уренского муниципального района, где я и провела очередной мастер-класс на тему «Развитие личных навыков и soft-skills компетенций». Целью этого занятия было формирование навыков общения, умения слушать других, высказывать свою точку зрения, работать в команде и приходить к компромиссному решению, а также развитие гибкого мышления и креативности. Для тех, кто стремится к самосовершенствованию, эти навыки просто необходимы. В слете приняли участие более 30 активистов-старшеклассников из 12 школ района.
Об этом мы и побеседовали в начале занятия с участниками и вместе определили некоторые личные навыки и soft-skills компетенции, которые способствуют успешной работе лидера в объединении.
Нет ничего полезнее для саморазвития, чем лучше узнать себя: посмотреть на себя со стороны; поразмышлять о том, какой ты в общении; чему можешь научить других и чему бы научился у них; найти людей, на которых хотел быть похожим.
Для формирования навыков знакомства и общения, умения слушать другого на мастер-классе была предложена игра «Круг друзей». Участники выстраиваются в два круга — внешний и внутренний — таким образом, чтобы получилась пара: один партнер из внутреннего круга смотрит на партнера напротив из внешнего круга. Дается время на то, чтобы ребята узнали у своих собеседников:
- самое яркое воспоминание из деятельности объединения;
- чему могли бы научить своего собеседника прямо здесь и сейчас;
- какую книгу посоветовали бы прочесть;
- что всегда поднимает настроение;
- что больше всего нравится в том месте, где живет;
- настоящий друг, какой он?
- удается ли правильно планировать свою деятельность? Если да, то как? Если нет, то почему?
- и другие вопросы, позволяющие больше узнать о собеседнике.
Также можно задавать эти вопросы соседям справа и слева, образуя новые пары собеседников. Ведущий может несколько раз попросить ребят передвинуться по своему кругу в разные стороны, чтобы дать возможность познакомиться с другими участниками.
Думаю, в этом задании важнее всего дать время наговориться. Это позволяет потренироваться — задавать вопросы, составить мнение о человеке, представить и самого себя. Игру можно завершить, как только большинство участников закончат общение.
Второе задание под названием «Будем знакомы» предполагает заполнение таблицы на основе того, что узнали о собеседниках в предыдущем задании, и получение новой информации. Здесь важно заполнить таблицу как можно быстрее.
Вопросы могут быть разными: простыми — об интересах, хобби, увлечениях, либо тематическими — из сферы учебы, деятельности объединения и т. д.
Любимый желтый цвет у: |
Сегодняшний мастер-класс первый у: |
Любит мороженое и знает, как его приготовить дома: |
Читал книгу про Гарри Поттера: |
Зарегистрирован в соцсетях (название): |
Есть домашнее животное: |
Боится паучков: |
Не умеет ездить на велосипеде, но хотел бы научиться: |
Ходил в поход и может поделиться походными лайфхаками: |
Староста |
Сегодня нашел единомышленников: |
Знает правила игры |
Хочет стать блогером: |
Умеет танцевать и готов учить других: |
Любит роллы: |
Выучил бы китайский язык: |
Хорошо рисует: |
Был за границей и может поделиться историей своего вояжа: |
Знает 10 способов завязывания шнурков на кроссовках: |
Боится летать на самолете: |
С помощью этой игры можно тренироваться максимально быстро и эффективно решать какие-либо задачи, устанавливать контакты, которые помогут в решении бытовых и социальных вопросов.
Хорошим заключением игры может стать упражнение с визитками. Ребятам предлагается заполнить свои данные (фамилия, имя, школа/детское общественное объединение, адрес электронной почты, телефон) на трех визитках и вручить их тем участникам, с которыми хотели бы иметь в дальнейшем деловые или социальные связи, кто может быть полезен в жизни.
На развитие навыков — работать в команде, брать на себя ответственность, распределять роли, находить компромиссные решения — участники выполняли несколько заданий.
- «Слово хором»: ребятам нужно быстро договориться между собой, какое слово они скажут хором (дается 30 секунд на согласование и репетицию).
- «Экипаж»: команды летят на космическом корабле на Марс, но для того чтобы взлететь, им нужно организовать экипажи, в которые входят командир корабля, бортинженер, космонавты и т. д. Балл зарабатывает тот экипаж, который «взлетел» первым (тренинг на умение договариваться — кто какую роль будет играть).
- «Семейное фото»: каждая команда — это семья, задача которой сделать фото для семейного альбома. Каждый участник выбирает себе роль: мама, папа, сын, дочь, бабушка, дедушка, кошка, собака, попугай и т. п. Первый фотограф — «дедушка», он самый почетный «герой» семьи, расставляет ее членов для фотографии и делает снимок. В роли фотографа должны побывать все члены команды. Каждый фотограф делает расстановку для снимка по своему усмотрению.
- Упражнение «Рекламный ролик» проводится с целью развития навыков командного обсуждения, презентационного выступления, выявления креативности. Каждой команде предлагается побывать в роли специалистов рекламной службы и представить публике (другим командам) товар, подчеркнув его лучшие стороны, то есть сделать рекламу этому товару, чтобы им заинтересовались другие люди. Но есть один нюанс — объектом рекламы должен стать член команды, выступающий в качестве какого-то товара или услуги. Команде нужно придумать, что она будет рекламировать, назвать целевую аудиторию, на которую рассчитана реклама, самые важные и истинные достоинства рекламируемого объекта.
В конце каждого упражнения, задания, игры важно провести обсуждение, чтобы у ребят сформировалось осознанное понимание выполняемых ими действий и получившихся результатов. Это способствует закреплению навыков.
Я использую такие вопросы: что получилось? За счет чего получилось? А что не удалось? Что необходимо сделать в следующий раз, чтобы получилось? Как вы определяете, что тот или иной человек — лидер? Какие качества он проявил? Что привело команду к успеху? Что вы узнали нового для себя? Чему научились? Где можете это применить в дальнейшем? Каким образом это можно применить в деятельности детского объединения?
В итоге ребятам было предложено выбрать спикера, который в трех предложениях поделился бы с остальными участниками слета о том, что мы практиковали на мастер-классе.
На мастер-классе, познакомившись с «мягкими навыками», ребята смогли проработать личные истории: ситуации и конкретные случаи из своей жизни, попытались найти иной выход из сложившейся ситуации и достичь лучшего результата.
Участники мастер-класса пришли к выводу, что, применяя навыки на практике, проанализировать можно многое, начиная от работы в команде до конфликта интересов и вопросов мотивации.
Мы, взрослые, должны помочь детям стать самостоятельными, инициативными, уверенными в себе, способными творчески мыслить и искать нестандартные решения, умеющими адаптироваться в современном обществе, достигать своих целей.
Следует помнить, что в основе всего лежит мотивация. Зажечь ребят, увлечь предстоящей работой взрослых — это одна из главных миссий руководителя.
Ниже даны ссылки на мастер-класс «Развитие личных навыков и soft-skills компетенций» в рамках районного слета лидеров и руководителей детских общественных объединений и Советов старшеклассников «Думаем! Создаем! Действуем!», который прошел 31 января 2020 года:
https://vk.com/wall-53371091?day=31012020&q=январь&w=wall-53371091_2075
https://vk.com/wall-53371091?day=03022020&q=январь&w=wall-53371091_2084
ЛИТЕРАТУРА
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 2009 год.
2. Сымань, О. Интеллектуальные забавы в лидер-классе : сборник игровых программ для среднего и старшего школьного возраста / О. Сымань. — Нижний Новгород : Нижегородский гуманитарный центр, 2000. — 36 с.
3. Чупрынина, И. В. Развитие Soft skills как тренд современного образования : методические рекомендации : текст электронный. — URL: https://урок.рф/library/razvitie_soft_skills_kak_trend_sovremennogo_obr_090423.html? (дата обращения: 31.01.2023).
Практика школьного воспитания № 1, 2023
ПОДЕЛИТЬСЯ: