Как раскрыть способности младшего школьника?
М. М. КОНДРЯ, учитель начальных классов МАОУ «Уренская средняя общеобразовательная школа № 2», г. Урень |
В каждом человеке заключается
целый ряд способностей и наклонностей,
которые стоит лишь пробудить и развить,
чтобы потом они произвели
самые превосходные результаты.
Август Бебель
Федеральные государственные образовательные стандарты говорят о том, что школа должна разработать образовательную программу таким образом, чтобы создавались условия для раскрытия внутреннего потенциала каждого ребенка, учитывались его склонности, чтобы ребенок мог успешно адаптироваться в сегодняшнем реальном мире. Важным механизмом успешности реализации требований ФГОС в начальной школе является создание педагогически комфортной образовательной среды, способствующей поддержанию и развитию индивидуальности ребенка.
Опираясь на свой педагогический опыт, могу сказать, что детей, у которых вообще отсутствуют способности и творческие задатки, не бывает. Поэтому очень важно внимательно подойти к каждому ребенку, стараясь выявить эти способности и чем раньше, тем лучше.
Уже на первоначальном этапе обучения можно заметить у школьников определенные способности, благодаря которым они будут выделяться среди сверстников. Так, например, у одного проявляется нестандартность мышления,
у другого — отличная память, у третьего — неординарный подход и оригинальность в решении различных учебных задач.
Возможность самореализации личности младшего школьника в различных видах деятельности обеспечивается в комплексе учебно-воспитательных мероприятий, а именно:
- урочной деятельности;
- внеурочной деятельности;
- дополнительного образования;
- работе с семьей.
В этой статье я расскажу о собственном опыте создания развивающей образовательной среды при работе с младшими школьниками.
Основной формой организации учебного процесса в школе является урок. Считаю важным создание благоприятных условий для деятельности каждого ребенка во время урока. С этой целью стараюсь использовать различные формы организации и проведения уроков, активно внедряю в учебный процесс современные образовательные технологии: проблемное обучение, технологию развития критического мышления, интегрированное обучение, обучение в сотрудничестве и др. Также использую на уроках групповые формы работы, творческие задания. Чтобы учесть индивидуальные возможности каждого ученика, применяю различные формы для вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги.
Следующим компонентом развивающей образовательной среды являются внеурочные занятия. Именно они позволяют расширить социальное поле опытности учащихся, найти каждому интересные виды деятельности.
Одной из эффективных форм внеурочной деятельности по выявлению и развитию способностей школьников является проектно-исследовательская деятельность, в основе которой — развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. На протяжении нескольких лет я использую технологию проектно-исследовательской деятельности. Формирование научного способа познания окружающего мира у младших школьников начинаю уже с первого класса. Необходимо помнить, что выбор темы проектно-исследовательских работ должен соответствовать личным предпочтениям обучающихся и находиться в области их самоопределения. Мои ученики являются авторами работ на темы «История моей семьи в истории страны», «Тайна фамилий», «Профессия моей мамы» и представляют их не только на школьном и муниципальном уровнях, но и получают высокую оценку на региональном и всероссийском конкурсах. Например, с работой «Лексика, ограниченная в употреблении, содержащаяся в произведениях М. Горького» четвероклассница Дарья Груздева выступала на Всероссийском форуме исследовательских и творческих работ «Мы — гордость Родины» (г. Москва) и получила диплом II степени.
Также считаю важным участие учеников в дистанционных конкурсах, олимпиадах и интернет-проектах. Для того чтобы продемонстрировать свои знания на всероссийском уровне, мои ученики принимают участие во Всероссийских олимпиадах и марафонах от «Учи.ру», в олимпиадах на образовательном портале «Яндекс. Учебник», в сетевых интернет-проектах, где предусмотрено как индивидуальное участие, так и групповое. Такие мероприятия объединяют учащихся, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы. Кроме этого, ребята получают возможность соревноваться в масштабе, выходящем за рамки своей школы и региона, а также сравнить уровень собственных знаний с уровнем других участников конкурсов.
Кроме этого, развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста способствует вовлечение их в коллективно-творческие дела и различные конкурсы, а также организация экскурсий, посещение выставок, мастер-классов.
Еще один компонент развивающей образовательной среды — это дополнительное образование, которое способствует раннему выявлению талантов ребенка, а также формирует его интересы и самоопределение. Несколько лет я являюсь руководителем объединений дополнительного образования. Участники вокального ансамбля «Конфетти», развивая свой потенциал, становятся победителями и призерами различных творческих конкурсов. А занятия в объединении социально-гуманитарной направленности «Добротворцы» помогают создавать условия для включения школьников в социально-значимую деятельность, которая способствует с одной стороны изменению окружающей среды, с другой стороны — самосовершенствованию ребенка и развитию его способностей. Работа в творческом объединении (ТО) «Добротворцы» предполагает непосредственную подготовку, реализацию и презентацию социальных проектов, участие в научном обществе учащихся, а также в конкурсах социальной направленности. С деятельностью ТО «Добротворцы» можно познакомиться в группе социальной сети ВКонтакте https://vk.com/club202671933.
Показателем результативности обучения по дополнительным общеобразовательным программам является успешное участие младших школьников в конкурсах муниципального и регионального уровней: «Медиапространство 2.0», «Окно в мир», «В простоте слова», «Грани таланта» и др.
В своей педагогической деятельности стараюсь создать такую развивающую образовательную среду, которая, отвечая индивидуальным наклонностям каждого ребенка, содержала бы максимально возможный спектр средств и способов применения его способностей, являлась бы открытой. Потому процесс воспитания не ограничивается стенами школы. Важным резервом считаю учреждения дополнительного образования, с которыми стараюсь налаживать партнерские отношения. Такие учреждения активно посещают 94 % учеников моего класса.
Особую роль в создании развивающей образовательной среды отвожу и сотрудничеству с родителями. Именно в начальной школе закладываются успех ребенка, вера в свои силы, и без помощи родителей один учитель с этим не справится. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями. Поэтому при организации различных проектов и мероприятий я постоянно обращаюсь за помощью к родительскому коллективу, вовлекаю их в совместное с детьми творчество, провожу индивидуальные консультации.
Психологи утверждают, что смысл жизни каждого человека состоит в его самореализации. Полнота самореализации означает максимальную успешность развития способностей, использование социальных условий для развития задатков и одаренности, а вместе с тем и возможную пользу, которую он может принести своим близким, обществу, в котором живет, человеческой цивилизации в целом.
Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что создание и совершенствование развивающей образовательной среды в начальной школе необходимо. Она способствует реализации творческих задатков и скрытых способностей обучающихся, осознанию детьми своей неповторимости, оригинальности, непохожести на других, саморазвитию, личностному становлению.
Достижения учеников в олимпиадах, конференциях, творческих конкурсах вы можете увидеть на моей персональной странице официального сайта МАОУ «Уренской СОШ № 2»:
http://school2ur.narod.ru/index/stranica-uchitelja-nachalnykh-klassov-ko....
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Российской Федерации. — Москва : Просвещение, 2010. — 31 с. — (Стандарты второго поколения). ISBN 978-5-09-022995-1.
2. Калиткина, Е. В. Особенности работы с одаренными детьми в рамках общеобразовательной школы / Е. В. Калиткина. — Текст : электронный // Актуальные задачи педагогики : материалы X Международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, январь 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. —
С. 42–44. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/320/14769/ (дата обращения: 27.01.2023).
Практика школьного воспитания № 1, 2023
ПОДЕЛИТЬСЯ: