Секрет воспитания одаренных детей (из опыта работы педагога)
В. В. БАРЫШЕВ, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Центр детского творчества», Вачский район |
Системой работы с одаренными детьми в дополнительном образовании является совместная продуктивная деятельность педагога и ребенка, педагога и группы, педагога и родителей.
Для успешной и ответственной работы с талантливыми ребятами необходимо использовать диагностический инструментарий выявления художественной одаренности. И выставочная деятельность, и участие в конкурсах обучающихся помогает в определении степени их творческого дарования.
Мы участвуем в конкурсах муниципального, областного и всероссийского уровня. Ребята из фотостудии — постоянные участники конкурса «Юные дарования Центра детского творчества», районного форума «Талантливые дети — будущее нашей Родины». К тому же в Вачском районе ежегодно проводятся фотоконкурсы «Я горжусь», «Лето в фокусе», «Мой любимый край», «Моя семья», а также муниципальные этапы всех областных конкурсов. С 1999 года мы не пропустили ни одного областного конкурса «Дети. Творчество. Родина» и «Окно в мир». На каждом из них мы завоевывали призовые места, что нас, конечно, радовало и еще больше стимулировало к творчеству.
С 2003 года фотостудия — активный участник Всероссийского детско-юношеского фестиваля-конкурса «Юность России за мир и взаимопонимание», проходящего во Владимире. Сначала мы радовались тому, что наши работы просто принимались на выставку, потому что выдержать конкуренцию с Москвой, Санкт-Петербургом и другими городами трудно, но потом появились дипломы и другие награды… В 2008 году — на международном фестивале-конкурсе в городе Владимире — наша студия «Лучи света» получила диплом «Лучшая фотостудия». На конкурс были допущены все присланные нами работы и многие из них получили дипломы в различных номинациях. Через три года в том же Владимире наш ученик стал одним из победителей национального проекта «Образование» с денежной премией от президента России.
В 2006 году на XIX международном конкурсе детской фотографии в Люксембурге (19 Concours International de Photos pour la Jeunesse 2006) в возрастной категории до 16 лет наш студиец Дмитрий Федотов за снимок «Старушка» получил золотую медаль. Это была первая золотая медаль в истории России среди детей. Мы были награждены так же и бронзовой медалью за снимок Алексея Каманова «Бабушка». Всего же на конкурс от нашей студии было принято семь работ.
Участие в выставках расценивается как один из важнейших критериев одаренности. На мой взгляд, здесь все не так однозначно.
Более сложная задача состоит в создании такого творческого коллектива, в котором все радуются развитию товарищей и росту их мастерства, появлению интересных самобытных работ и умению интересно и осмысленно анализировать свою деятельность.
Регулярные награды указывали на то, что это не случайность. И я попытался спокойно разобраться в причине очевидных успехов. Мне доводилось читать программы моих коллег по обучению фотографии, которые были не хуже, а в чем-то даже сильнее, да и дети в других студиях были не менее талантливы. Так в чем же дело?
Я пришел к выводу, что нам во многом помогает применение методов гештальтпсихологии. У меня есть любимая еще со студенческой поры книга Рудольфа Арнхейма «Искусство и визуальное восприятие», которую я использовал при разработке программы работы фотостудии. Возможно, как раз по этой причине, на V Всероссийском конкурсе авторских программ в системе дополнительного образования моя программа получила диплом и была признана лучшей.
Книга Р. Арнхейма изобилует массой примеров разбора феноменов изобразительного поля. В ней есть целая глава, посвященная «Выразительности». Именно для достижения выразительности направлены все усилия художника. А для этого в книге последовательно и наглядно разбираются фундаментальные основы законов творчества. Состоит она из девяти глав: «Равновесие», «Очертание», «Форма», «Развитие», «Пространство», «Свет», «Цвет», «Движение», «Выразительность». В книге рассказывается, как понимать искусство, глядя на него, а не читая о нем. К тому же в традиционных программах обучения почти ничего не говорится о движении, напряжении и выразительности и фактически они не изучаются целенаправленно и системно. А это недостаток, ограничивающий возможное развитие обучающихся.
И вот еще об одном очень важном для меня — не менее важном, чем все достижения гештальтпсихологии в области искусствоведения.
Когда-то меня поразила фраза Александра Пушкина о вдохновении. Он сказал об этом точно и просто: «Вдохновение есть расположение души к живому приятию впечатлений, следственно, к быстрому соображению понятий, что и способствует объяснению оных». «Критики, — дополнил он, — смешивают вдохновение с восторгом».
Мне было сложно выучить эту фразу наизусть так, чтобы через день, неделю, месяц, год, десять лет воспроизвести ее без ошибок и искажений — то «следственно» забудешь, то союз «и» не там поставишь…
Изучая и осмысляя свои невольные ошибки и через это каждый раз глубже вникая в смысл пушкинской мысли, я познавал личные недостатки и стремился от них избавиться. Если не «объяснять оные», то в искусстве можно принести больше вреда людям, чем пользы, что, по мнению философов, так и происходит на протяжении всей истории человечества.
Следовать А. С. Пушкину трудно, почти невозможно, но пытаться стоит. Так как это поднимает личность, склонную к творчеству, на иной волшебный уровень, где гораздо больше истинных творческих радостей, чем от одурманивающего восторга.
Педагогическая помощь детям в разборе их результатов деятельности с целью осознания ими побудительных творческих мотивов в каждой конкретной работе, тактичное побуждение к осознанию художественного замысла и стремление к «объяснению» выразительности, достигнутой в каждом конкретном случае, — это эффективный путь развития способностей творческой личности.
За двадцатилетнюю практику работы с детьми часто встречался с феноменом «возрастной одаренности», которая могла проявляться в десятилетнем возрасте и угаснуть в старших классах и наоборот. Поэтому проблема выявления одаренности имеет этическую составляющую. Отнесение обучающихся к категориям «одаренных» или «неодаренных» предопределяет субъективные ожидания самих детей и их родителей. Поэтому не стоит особо акцентировать на этом внимание, а надо просто развивать детей, помогать им в освоении языка изучаемого ими вида искусства и освоения творческого метода, присущего тому или иному виду творчества.
Если говорить кратко, то в художественной фотографии творческий метод основан на «эмоциональном анализе», а в живописи, для сравнения, на «интеллектуальном синтезе». Целенаправленно сравнивая на занятиях эти два творческих метода, не уничтожая чувственно эмоциональную основу творчества, удается привить серьезное и осознанное отношение к творческой деятельности и тем самым корректировать возможные проявления «возрастной одаренности».
В книге Рудольфа Арнхейма есть замечание о том, что отличает художника от не художника. Умение формировать навыки изобразительных понятий. Это меня поразило и увлекло — ведь педагог может помочь в данном случае своим ученикам.
В настоящее время одной из самых актуальных тем в дополнительном образовании является применение метода проектов. В его основе лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве по изучаемому направлению и смежных с ним темам.
Внедрение проектного метода позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков у обучающихся.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических творческих задач;
- развивают у себя исследовательские умения: выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения;
- развивают системное и творческое мышление.
Метод проектного обучения очень продуктивен при формировании навыков образования изобразительных понятий. Он помогает раскрытию структурных сил как при создании композиций произведений искусства, так и при дальнейшем искусствоведческом анализе их.
Поэтому такой подход в работе с талантливыми детьми (и не только с ними) я считаю самым эффективным и целесообразным. Возможно, когда-то даже появится специальная научная дисциплина или направление в педагогике и искусствоведении, целью которых будет развитие умений формировать навыки изобразительных понятий. И вследствие этого в обществе сформируется такая культурная среда, в которой все будут понимать язык изобразительного искусства, и художники научатся передавать свой творческий опыт как друг другу, так и будущим поколениям. И это не так трудно и тем более не скучно, если только рассуждения будут идти о том, какими средствами достигнута выразительность в каждом конкретном произведении. А пока большинство художников прячутся за смутными понятиями красоты. В процессе творчества художник стремится к выразительности, а красота, как эстетическая категория, является результатом достигнутой выразительности. Общепризнанно, что до сих пор с древнейших времен большинство наработок и достижений мастеров уходят в прошлое вместе с ними.
В 2020/2021 учебном году участники фотостудии «Лучи света» участвовали в следующих конкурсах:
Яворский Андрей награжден дипломом III степени, Кербенева Екатерина — дипломом Всероссийского фестиваля юных фотолюбителей «Юность России за мир и взаимопонимание»;
Денисова Анастасия стала призером областного конкурса медиатворчества «Окно в мир» в номинации «Фотопроект»;
Денисова Анастасия, Гордов Николай награждены дипломами I и III степени областного фестиваля детского и юношеского творчества «Грани таланта», в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья;
Кудяков Иван, Ташкинов Максим — дипломанты фотоконкурса «Моя спортивная семья».
Победители конкурсов 2021/2022 учебного года:
Обшолов Даниил награжден дипломом II степени Всероссийского фестиваля юных фотолюбителей «Юность России за мир и взаимопонимание»;
Денисова Анастасия — участник регионального этапа отбора участников Всероссийской интерактивной выставки достижений в области науки, культуры и спорта «Открытия — 2030»;
Яворский Андрей, Лисина Анна, Обшолов Даниил, Втонова Евгения, Кочнева Виктория, Волков Владислав удостоены дипломов лауреатов I, II и III степени областного фестиваля детского и юношеского творчества «Грани таланта», в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья;
Вегеро Макар, Ташкинов Максим — участники фотоконкурса «Уличный портрет».
Кроме этого, наши воспитанники являются постоянными участниками муниципальных фотоконкурсов «Зимние забавы», «Лето в фокусе», «Все краски лета».
В этом учебном году для детей, освоивших четырехгодичную программу фотостудии «Лучи света», разработана новая программа «Персона», в которой противопоставляется углубленное изучение жанра портрета в художественной фотографии и феномен массовой культуры селфи. Талантливые дети будут и дальше оттачивать свое художественное мастерство и внесут свою лепту в эстетическое развитие своих сверстников, по возможности «окультуривая» массовое увлечение, основанное большей частью на необдуманном подражательстве.
В заключение расскажу, как создавалась наша первая «золотая» работа Дмитрия Федотова «Старушка», и попробую описать ее выразительные достоинства. Тогда у нас в студии появился цифровой фотоаппарат Canon 1,2 МП. Дети по очереди снимали им то, что их привлекает.
… По заснеженной улице в горку медленно продвигалась старушка с палочкой. Ее желтоватая шаль и цветная юбка, мелькающая при ходьбе из-под полы теплой шубейки, привлекали внимание на фоне серого зимнего пейзажа. Две фигурки идущих вдалеке за старушкой людей усиливали пространственную глубину картины и создавали ощущение динамики движения. Полукруглые ветви деревьев, слева и справа нависавшие над дорогой, как бы образовывали некий тоннель, который надо преодолеть. В композиции все это получилось просто, лаконично, ненавязчиво.
Из 20 кадров-файлов «Старушки» мы выбрали последний. Старушка вышла на передний план, и здесь сразу заиграл своей красотой ее старый золотистый посох. Посох — это единственная прямая линия в композиции. И его выделенность, подчеркнутая цветом, заставляет играть воображение зрителя и превращает его в смысловой центр снимка.
(Каталоги 2005—2011 годов из Люксембурга
Федотов Дмитрий. «Старушка». Из каталога 2006 года)
В 2000-е годы российская детско-юношеская фотография была почти не представлена на международных фотовыставках. Поэтому наш успех мы расценивали как некий творческий прорыв, как своего рода «олимпийское» достижение Родины, значимое для престижа страны в области культуры.
С работами педагога и участников фотостудии «Лучи света» можно познакомиться на сайте МБУ ДО «ЦДТ»: http://vachacdt.narod.ru/index/galereja_baryshev_v_v/0-117.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие /
Р. Арнхейм. — Москва : Прогресс, 1974. — 391 с. ISBN 978-5-9647-0119-4.
2. Козлова, Е. А. К вопросу об одаренности детей /
Е. А. Козлова // Молодой ученый. — 2016. — № 21. — С. 874—877.
3. Одаренные дети: сборник методик по выявлению способностей и одаренности детей / ГОУ ДОД Дом детского творчества «На реке Сестре» / составители: Л. Ф. Васильченко, Я. П. Атласова. — 2-е изд. — Санкт-Петербург : ДДТ «На реке Сестре», 2014. — 39 с.
Практика школьного воспитания № 1, 2023
ПОДЕЛИТЬСЯ: