Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения одаренных старшеклассников
екторы развития
Е. Д. МИНЕЕВА, педагог-психолог, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями ГБОУ «Лицей-интернат «Центр одаренных детей», г. Нижний Новгород |
М. А. КУТКОВАЯ, педагог-психолог ГБОУ «Лицей-интернат «Центр одаренных детей», г. Нижний Новгород |
Одной из актуальных задач современного образования является наиболее полное раскрытие потенциала одаренных и талантливых детей с целью их успешной самореализации в различных сферах жизнедеятельности.
Зачастую профессиональное самоопределение одаренных детей превращается в проблему в связи с таким качеством, как мультипотенциальность. Поскольку одаренные дети имеют разнообразные интересы и склонности, достигают отличных результатов в учебе, активны в большинстве школьных и внешкольных мероприятий, при выборе профессии у них возникает большое количество вариантов, которые часто взаимоисключают друг друга.
Поэтому профессиональная ориентация для одаренных детей должна быть гибкой, открытой, инновационной в использовании источников, материалов, форм и методов работы. При построении профориентационной работы с одаренными детьми, формировании у них представления о профессиях нужно научить детей самостоятельно работать с источниками информации о различных сферах деятельности, расширить опыт прямого общения с представителями разных профессий.
Ключевыми моментами в работе с одаренными детьми должны стать формирование и развитие их способности к самоопределению и самоактуализации. Поэтому в ходе профориентационной работы необходимо:
- в полной мере учитывать особенности одаренных детей;
- обеспечивать необходимые условия для личностного развития, сохранения психологического здоровья;
- помогать одаренным детям в профессиональном и личностном самоопределении, адаптации и самореализации в социуме.
Работа с одаренными старшеклассниками интересна тем, что они заинтересованы в выборе жизненного пути и озадачены поиском ответов на интересующие их вопросы.
Психологическая работа, включенная в общую систему профориентационных мероприятий, проводимых в лицее, реализуется по основным направлениям психологической деятельности.
Психологическое сопровождение профессионального самоопределения начинается с изучения профессиональных интересов и склонностей одаренных обучающихся, диагностики способностей и профессионально важных качеств личности, выявлении представлений и стереотипов школьников в отношении различных профессий. По результатам диагностики проводится консультационная работа с обучающимися, педагогами и родителями.
Просветительская работа с родителями по принятию особенностей поведения, миропонимания, интересов и склонностей, в том числе одаренности ребенка, осуществляется через проведение родительских собраний, групповых и индивидуальных консультаций. В лицее реализуется проект «Родительские встречи», где родители выступают перед старшеклассниками в роли работодателей и рассказывают о профессиональных и личностных качествах, необходимых для работы в определенной должности. Такое взаимодействие важно как для обучающихся, так и для родителей, побуждая их быть активными социальными партнерами школы.
В профориентационных целях используется учебная деятельность обучающихся. Участие в предметных неделях, олимпиадах, написание индивидуального проекта способствует развитию интереса к многим областям знаний, дает возможность углубленного изучения проблем, актуальных в различных отраслях науки и сферах деятельности.
Развивающая работа проводится через групповые занятия и профориентационные игры в рамках курса внеурочной деятельности «Психология». Групповые занятия способствуют развитию навыков эффективного взаимодействия, целеполагания и принятия решений, стремления к самопознанию и саморазвитию, формированию способности к рефлексии.
В ходе занятий по психологии в модуле «Проектирование профессионального жизненного пути» старшеклассникам предлагается ответить на следующие вопросы:
- главная цель (кем хочу стать, чего хочу достичь, каким хочу быть);
- цепочка ближних и дальних конкретных целей (занятия в кружках, секциях, знакомство с будущей профессией, возможным местом учебы или работы);
- пути и средства достижения целей (знания, умения, навыки);
- внешние условия достижения целей (выбор места учебы или работы, возможные препятствия и пути их преодоления);
- внутренние условия достижения целей (способности, сила воли, здоровье);
- запасные варианты и пути их достижения.
Старший школьный возраст — наиболее благоприятный период для осознания молодым человеком самого себя, своих индивидуальных особенностей, выработки ценностных ориентаций и жизненных смыслов, построения планов на будущее. Перед старшеклассником встает задача объединить все, что он знает о себе. Все роли он должен собрать в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и проецировать в будущее. Если молодой человек успешно справляется с задачей обретения идентичности, то у него появляется ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет. В этом помогают знания, полученные на занятиях по психологии.
Необходимость психологического образования обусловлена потребностями современной жизни, отвечает интересам общества. Все провозглашаемые обществом нравственные ценности — гуманизм, сотрудничество, толерантность и другие — основаны на психологических законах общения и взаимодействия людей, на психологических закономерностях развития личности и индивидуальности. Психологическое образование предполагает развитие психологической, внутренней культуры личности, что будет важно в любой профессии, особенно педагогической.
В последнее время среди лицеистов наблюдается рост заинтересованности в выборе психолого-педагогических специальностей. Это обусловлено специально организованной работой: взаимодействием лицея с педагогическими вузами, проведением занятий в рамках курса внеурочной деятельности «Психология», организацией психолого-педагогических олимпиад, тьюторского сопровождения, проведением недели психологии и дней самоуправления, личным примером педагогов лицея. Как результат, в течение последних трех лет в ЦОД вернулись в качестве преподавателей шесть выпускников. Личный опыт обучения в лицее помогает им найти индивидуальный подход к одаренным детям.
Планируя работу с одаренными детьми, необходимо проанализировать ресурсы школы, которые помогут в расширении и углублении знаний о профессиях. Так, в системе дополнительного образования успешно реализуется медиа-направление, которое нацелено на формирование компетенций в области журналистской деятельности, массовых коммуникаций, продвижения медиапроектов. Школьники учатся работать с информацией, писать тексты разных жанров и тематик, создавать видео- и фотоматериалы, пробуют свои силы в разработке собственных медиа-проектов. Все это способствует раскрытию художественно-творческого потенциала лицеистов.
Но большую ценность для старшеклассников медиа-направление представляет как площадка первых профессиональных проб. Работая в медиа-команде, создавая лицейскую газету, видео-новости, информационные посты, у лицеистов появляется возможность попробовать себя в роли журналиста, оператора, ведущего, фотографа, редактора, корректора, корреспондента. Создание социальных роликов «Профессия, о которой ты еще не знаешь» способствует углублению представлений о мире профессий, в том числе и профессий будущего.
Таким образом, сочетание традиционных и современных форм профориентации позволяет проводить ее более эффективно и личностно направленно, тем самым, обеспечивая сопровождение профессионального самоопределения одаренных старшеклассников.
Практика школьного воспитания № 1, 2023
ПОДЕЛИТЬСЯ: