Развитие творческих способностей школьников на уроках русского языка и литературы

 

Г. И. ЕГОРОВА, заместитель директора, учитель русского языка

и литературы МБОУ «Школа № 101

им. Е. Е. Дейч» Ленинского района,

г. Нижний Новгород

 

Создатель педагогической системы, основанной на признании личности ребенка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, Василий Александрович Сухомлинский писал: «В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полета. Творчество — вот имя этой волшебной птицы. Чем раньше ребенок разбудит в себе эту птицу, чем раньше научится видеть красоту окружающего мира, понимать язык природы, музыки, поэзии, радоваться и удивляться, тем ярче, эмоциональнее, чище он будет».

На мой взгляд, творчество должно стать ценностной ориентацией школьников именно в подростковом возрасте. Если же этого не произойдет, то, возможно, тяга творить у ребенка не сформируется и в будущем. Учителю необходимо, используя разнообразные формы и методы обучения, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, развивать воображение, учить их рассуждать, самим делать выводы, находить новые оригинальные подходы, не зубрить, а мыслить.

Конечно же, любой школьный предмет способен выполнить перечисленные задачи. Но, по моему мнению, уроки русского языка и литературы наиболее эффективно формируют и развивают творческие черты личности.

В арсенале любого педагога-словесника есть много различных способов и приемов развития творческого начала у детей. Один из самых простых и распространенных — нарисовать иллюстрацию к прочитанному художественному произведению (это касается уроков литературы), или проиллюстрировать какой-либо фразеологизм (это используется на уроках русского языка). На мой взгляд, способ не очень удачный. Во-первых, использовать его можно только в 5—6-х классах, школьникам старшего возраста такие задания уже не интересны. Во-вторых, и это, пожалуй, главное: далеко не каждый ребенок умеет рисовать. Поэтому использую этот способ развития творческого потенциала крайне редко. Но все же использую. Например, на уроках родного языка. Изучив на занятии символику Российской Федерации, символику малой родины, в качестве домашнего задания предложила ребятам объединиться в группы, чтобы придумать и нарисовать свой герб Нижнего Новгорода, а также придумать текст к эскизу герба. Уроки родного языка проходят раз в неделю, поэтому у учащихся было достаточно времени, чтобы выполнить задание. В итоге домашнее задание было выполнено всеми пятиклассниками. Кто-то сделал его индивидуально, а у кого-то получился коллективный мини-проект. Человек не рождается творческой личностью, он становится таковым при создании определенных условий, что и было сделано мной в данной ситуации. Задание творческого характера получил весь класс. Учитывая творческие способности каждого, мною была создана ситуация успеха для выполнения задания каждым учеником.

 

 

Очень люблю такой методический прием как синквейн, который представляет собой сочинение стихотворения, состоящего всего из пяти строк. Естественно, прежде чем предложить учащимся создать синквейн, нужно научить их это делать, наглядно продемонстрировав технику составления крошечного стиха (написание каждой строки синквейна подчинено определенным правилам). Являясь одной из технологий развития критического мышления, синквейн не только активирует умственную деятельность школьников через чтение и письмо, но и развивает творческие способности ребят. Поэтому часто на уроках русского языка на этапе обобщения и систематизации знаний использую именно такой прием. Причем, предлагаю школьникам создать синквейн как на этапе проверки освоения обучающимися данной темы, так и в качестве домашнего задания. Например, в 5А классе при изучении раздела «Лексика. Словообразование. Правописание» подробно знакомлю учащихся с типами словарей. Отвожу на это целый урок, на котором пятиклассники узнают, какие бывают словари, для чего предназначен каждый словарь, как работать со словарной статьей. В конце занятия, на этапе систематизации полученных знаний, предлагаю детям составить синквейн к слову «словарь». Конкретизирую время выполнения задания и обязательно заслушиваю вместе с учащимися несколько мини-стихотворений. Для ребят важно создать ситуацию успеха, убедить, что у них все получится. И у них действительно получается.

 

Словарь

Полезный, интересный.

Объясняет, обучает, развивает.

Помогает найти значение слова.

Книга.

(Григорьева Лера, 5А класс)

 

Словарь

Толковый, орфографический.

Поясняет, учит, помогает.

Содержит много интересной информации.

Энциклопедия.

(Фокин Дима, 5А класс)

 

Развитию творческих способностей учащихся помогает и создание кластеров. Этот прием хорошо работает в 5—7-х классах на уроках русского языка при обобщении и систематизации изученного ранее материала. Обычно кластер выполняется в различных графических фигурах. Но мне не хочется, чтобы ребята ограничивали свою фантазию, используя лишь шаблонные геометрические фигуры. Ведь творческой самостоятельности тут нет! Поэтому я предлагаю ученикам сделать кластер в виде любых предметов — тех, какие им больше нравятся. Это может быть что угодно: цветок, дерево, река с притоками... И вот тут дети проявляют творческий полет мысли. Например, учащиеся составляют кластеры при изучении в 6-м классе по программе под редакцией
М. М. Разумовской таких сложных тем, как «Причастие» и «Имя числительное». Маша Лемешева представила кластер по теме «Имя существительное» в виде яркого солнышка и легких облачков. Поместив в центре кластера солнечный круг, символизирующий имя существительное, ученица направила лучики к легким облачкам. Небесные облака — это грамматические категории имени существительного. Получилось ярко, красочно, креативно и при этом наглядно.

Денис Дрягин так увлекся открытием в себе творца, что подошел к процессу создания кластера нестандартно. Он изготовил целый букет, в центре которого и разместил кластер. Кто бы мог подумать, что у мальчишки такая буйная фантазия? Это ли не выражение себя через творчество?!

Интересной формой работы на уроках литературы является музыкальное сочинение, в котором нужно описать образы, возникающие в сознании ребенка под впечатлением прочитанного произведения и прослушанного музыкального произведения. Так, после изучения повести А. С. Пушкина «Метель» и анализа лирической баллады «Бесы» предлагаю шестиклассникам прослушать небольшой отрывок из музыкальной сюиты Г. В. Свиридова «Зимняя дорога. Метель». Музыкальное восприятие сопровождаю видеорядом. Соединение слухового и зрительного восприятий помогают создать определенную атмосферу, а знание текстов А. С. Пушкина позволяет ребятам представить себя на месте героев произведений.

Конечно, все ученики разные. Кто-то посещает музыкальную школу, кто-то ходит в театральный кружок, кто-то занимается танцами, а кто-то, наоборот, совсем не интересуется классической музыкой. Поэтому и музыкальные сочинения у всех тоже получаются разные.

«Зима. Поздний вечер. По дороге бежит тройка. Возница торопит лошадей, но видно плохо из-за начавшейся снежной бури. Чувствуется какое-то напряжение, беда где-то рядом. И вот лошади сбиваются с пути. Музыка становится громче, сильнее. Все! Метель рушит судьбы героев!» — пишет ученица 6Б класса Лиза Новичкова. Девочка очень талантливая, яркая, эмоциональная, тонко чувствующая музыку.

А вот другой вариант музыкального сочинения. «Метель, вихрем кружатся снежинки, ничего не видно, вой волков, страх, одиночество, потеря, герой мечется, помощи нет». Такие ассоциации пришли на ум Арсению Волкову — мальчику, увлеченному только компьютерными играми и совершенно далекому и от переживаний героев Пушкина, и от музыки Свиридова. Он просто писал слова, словосочетания, которые яркими картинками вспыхивали у него в сознании. Но и это тоже творчество! Я думаю, что такой прием, как музыкальное сочинение, гораздо важнее именно для таких детей, потому что позволяет им развивать творческое начало.

Одной из форм работы, позволяющей развивать творческие способности школьников, является написание сочинения по образцу или аналогии. Сочинение — вообще прекрасная возможность для творчества, и, как в любом творчестве, в написании сочинения практически нет границ. Сочинение по образцу я использую на уроках литературы. У ребят получаются не просто сочинения, а эмоционально-образные работы. Например, после изучения в 7-м классе стихотворений в прозе И. С. Тургенева предлагаю учащимся немного почувствовать себя «Тургеневыми» и создать свои стихотворения в прозе. Семиклассникам такое задание нравится. Наверное, потому что нет традиционных рамок, характерных для сочинений, а есть полет мысли — пиши, что хочешь, что тебе близко, что тебя волнует.

«Приехала я в гости к бабушке в маленькое село. Как в любом селе, на улицах много бурьяна, батора, как говорит моя бабушка. И много старых, заброшенных домов, буквально взятых в плен крапивой, чертополохом, лебедой. И вдруг среди этих сорняков я увидела что-то красное. Вы не поверите! Роза! Не высокая, не пышная, но как любая роза — яркая, гордая. Остановившись, любуюсь королевой цветов, я подумала: “Ничто не может убить красоту!”» — пишет Диана Сухова.

«Море… Кто его не любит!? Люблю и я. Стоишь в воде, волны легонько бьются о ноги, а прямо перед тобой — безграничное пространство. Небо и волны сливаются воедино, создавая ощущение полной свободы. А свободу я люблю! Море — символ свободы!» — так выглядит сочинение по образцу Ильи Архипова.

Работа в объединении дополнительного образования является одной из наиболее эффективных форм внеклассной работы по русскому языку и также способствует развитию творческих способностей детей. Например, в преддверии празднования 8 Марта мои ученики создали прекрасную стенгазету. На занятиях объединения ребята долго обсуждали варианты поздравления. Кто-то предлагал коллаж, кто-то — открытки, кто-то цветы, но обязательно все должно быть сделано своими руками. В результате мои шестиклассники объединили все идеи в единое целое и даже придумали небольшое стихотворение-поздравление.

 

 

Развитие творческих способностей позволяет обучающимся участвовать в различных конкурсах. И не просто участвовать, а побеждать, становиться лауреатами. Так, Богдан Пшеничников стал призером Всероссийского конкурса творческих работ «Сын. Отец. Отечество», Денис Ильичев, Дима Фролкин — призеры Всероссийского конкурса творческих работ «Материнская слава». Ирина Гунина со стихотворением собственного сочинения «Почему так кричат журавли?» победила в районном поэтическом конкурсе. Елизавета Новичкова с эссе «Благодарные нижегородцы Александру Невскому» стала призером Всероссийского конкурса эссе, посвященного 800-летию со дня рождения Александра Невского (https://живаяистория-россии.рф/katalog/file/). Диана Сухова со «Сном будущего медика» участвовала в VI открытом областном конкурсе научно-фантастического рассказа «Будущее — для человека» (https://kvarky.ru/rasskazy-konkursa-dlya-golosovaniya.html?ysclid=ldipwe...)

В заключение хочется сказать о том, что педагогу для формирования гармонично развитой личности необходимо развивать творческие способности учеников.

 

Практика школьного воспитания № 1, 2023

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм