«Научные каникулы» в Нижегородской кадетской школе

 

Е. М. КИСИНА,

учитель биологии, заместитель директора ГБОУ «Нижегородская кадетская школа»,

г. Нижний Новгород

Б. Л. ГИНЗБУРГ, кандидат исторических наук, доцент, руководитель учебно-методического центра исторического образования и регионоведения

ГБОУ ДПО НИРО

 

Талантливые дети живут в России повсюду, но сложнее развивать свои способности школьникам из сельской местности и малых городов — сказывается недоступность возможности прямого общения с научными деятелями, преподавателями высших учебных учреждений.

В ГБОУ «Нижегородская кадетская школа» обучаются подростки, живущие и в Нижнем Новгороде, и приехавшие из самых отдаленных уголков нашей области. Проект «Одаренные дети», который успешно воплощается в жизнь на базе Нижегородской кадетской школы (НКШ), — реальная возможность для ребят осуществить заветную мечту, проявить свои таланты.

 Олимпиадное движение кадет, как одна из форм поддержки одаренных детей, проходит под девизом «Любое задание — в любое время!». Это знаменитая фраза командующего воздушно-десантными войсками в 1954—1959 и 1961—1979 годах, генерала армии, Героя Советского Союза, лауреата Государственной премии СССР, кандидата военных наук В. Ф. Маргелова.

В школе плодотворно работает научное общество учащихся (https://kshinn.nobl.ru).

А его девиз «Сомневаешься? — Исследуй сам!» поддерживает мотивацию ребят к деятельности в этом направлении. По традиции работа в школьном НОУ начинается в сентябре. И главное здесь — предоставить ребятам право выбора. Ученики 5—7-х классов заняты научными изысканиями в виде проектов, кадеты 8—11-х классов — в рамках научно-исследовательской деятельности. Часть ребят занимаются в школе с любимым учителем и готовятся к участию в школьном этапе конференции НОУ, после успешного выступления на котором делегируются на районный и городской этапы конференции. С появлением графика вузовских секций городского научного общества учащихся «Эврика» некоторые старшеклассники, как правило, из 9—11-х классов выходят на организационные собрания по выбранным направлениям и занимаются при вузе. Что лучше? Каждый выбирает сам.

В каникулы «научные восторги» постепенно затихают. Но не в кадетской школе! В НКШ стало доброй традицией проводить «Научные каникулы» (https://kshinn.nobl.ru/activity/). Именно в это время, когда нет учебного процесса, удобно организовать в школе работу научных секций. Педагог уделит ребятам больше времени, свободно организует практические и лабораторные занятия по естественнонаучному циклу, совместно поработает с архивными материалами в рамках краеведческой работы, проведет консультации.

Благодаря слаженной работе и профессионализму педагогического коллектива, подростки, увлеченные наукой, с огромным желанием приходят в каникулы проводить эксперименты, опыты, исследования, чтобы обеспечить практическую базу для своих будущих научных работ. Так, под руководством учителя химии высшей категории ГБОУ НКШ А. А. Мартыновой кадеты проводят в лаборатории сложнейшие опыты. Камуфляж стремительно исчезает под масками и белыми халатами, и не сразу узнаешь будущих воинов, руки в защитных перчатках уверенно берут реактивы и вот оно, счастье! — реакция пошла! А в это время другие кадеты, но тоже в перчатках, исследуют архивные документы, восстанавливают «историческую память» своей страны под пристальным вниманием учителей истории. Особое место занимают исследования, основанные на анализе литературных произведений. Под руководством учителя русского языка и литературы ГБОУ НКШ Н. С. Карповой была успешно (первое место на районной конференции НОУ, второе место на городской конференции НОУ «Эврика») выполнена научно-исследовательская работа «Культурологический комментарий к повести И. С. Тургенева «Вешние воды», представленная в секции «Литературоведение» в 2021/2022 учебном году (https://kshinn.nobl.ru/).

 

В научной борьбе третье место заняли работы, представленные в секциях: «Общая биология» — «Изучение влияния солевого раствора на частоту встречаемости пылевых клещей (Dermatophagoides farinae, Dermatophagoides pteronyssinus) в жилых помещениях» (научный руководитель Е. М. Кисина, учитель биологии высшей категории ГБОУ НКШ); «Механика» — «Расчет длины тормозного пути» (научный руководитель А. В. Плохих, учитель физики первой категории ГБОУ НКШ); «Обществознание» — «Роль и место пенитенциарной системы исправительных заведений для несовершеннолетних в системе перевоспитания «трудных» подростков в Российской Федерации на примере Нижегородской области: ретроспектива и современность» (научный руководитель А. С. Савельева, учитель истории первой категории ГБОУ НКШ) (https://kshinn.nobl.ru/).

Благодаря руководству преподавателей ННГУ им. Н. И. Лобачевского и НГПУ им. К. Минина кадеты успешно выступили на конференции городского НОУ «Эврика»: «Изучение влияния дыма электронных сигарет на живые организмы» (второе место, секция «Общая биология», научные руководители: канд. биол. наук, доцент кафедры экологии Института биологии и биомедицины ННГУ им. Н. И. Лобачевского М. В. Сидоренко; учитель биологии высшей категории ГБОУ НКШ Е. М. Кисина); «Особенности государственного регулирования безработицы в Нижегородской губернии в годы нэпа» и «Актуальные проблемы истории Первой мировой войны: исследования на примере региональных материалов» (второе место, секции «Историческое краеведение» и «Актуальные проблемы военной истории», научные руководители: канд. ист. наук, заведующий кафедрой истории России и вспомогательных исторических дисциплин НГПУ им. К. Минина М. Ю. Шляхов; канд. ист. наук, учитель истории ГБОУ НКШ Б. Л. Гинзбург; учитель истории первой категории ГБОУ НКШ Н. А. Зотова); «Особенности организации и деятельности партии РСДРП (меньшевиков) в 1917 году в Нижегородской губернии» (третье место, секция «Отечественная история с 1917 года», научные руководители: канд. ист. наук, заведующий кафедрой истории России и вспомогательных исторических дисциплин НГПУ им. К. Минина М. Ю. Шляхов; канд. ист. наук, учитель истории ГБОУ НКШ Б. Л. Гинзбург; учитель истории первой категории ГБОУ НКШ Н. А. Зотова) (https://kshinn.nobl.ru/).

Найдутся педагоги, которые скажут, что детям в каникулы надо отдыхать. Но, согласитесь, «разумный отдых» не оставит никого равнодушным. Научные проекты, сделанные в тесном сотрудничестве педагогов с детьми, — это новые победы, новые покоренные горизонты и, как знать, может, самый элементарный, но сделанный самим ребенком научный опыт побудит его к дальнейшей серьезной деятельности. И среди лауреатов Нобелевской премии лет так через 20 прозвучит знакомая фамилия. Главное, найти время. Время для раскрытия талантов!

Торжественным маршем, чеканя шаг, идут кадеты — будущие выпускники ГБОУ «Нижегородская кадетская школа». Что нас всех объединяет? Многое! А еще драгоценное время незабываемых научных каникул!

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Байбородова, Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. — Москва : Просвещение, 2019. — 175 с. — (Работаем по новым стандартам). ISBN 978-5-09-027011-3.

2. Игнатьева, Г. А. Проектные формы учебной деятельности обучающихся общеобразовательной школы // Психология обучения. — 2017. — № 11. — С. 20–33.

3. Каргополов, И. С. Проектная деятельность в школе /
И. С. Каргополов // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — 
С. 277—279. — URL: https://moluch.ru/archive/284/64116/. — Текст, изображение : электронные. — (дата обращения: 29.08.2022).

 

Практика школьного воспитания № 1, 2023

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм