От краеведения — к краелюбию!

 

В. В. АНОШИНА, учитель русского языка

и литературы

МОУ Медянская средняя школа,

Пильнинский район

 

К патриотизму нельзя только призывать,

его нужно заботливо воспитывать —

воспитывать любовь к родным местам,

воспитывать духовную оседлость.

Д. С. Лихачев

 

С чего начинается любовь к Родине? Без сомнения, с любви к той деревеньке, селу, городу, к той маленькой частичке земли, такой милой сердцу, обладающей небывалой притягательной силой. Любовь к малой родине невозможна без любви к людям, которые тебя окружают, без уважения культурных традиций и обычаев, без знания истории родного края. Человек, лишенный памяти, не помнящий своих корней, традиций, духовных основ, — глубоко несчастный человек. Чингиз Айтматов писал: «Человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определить свое место в мире, человек, лишенный исторического опыта своего народа и других народов, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днем». Юным важно понимать, кто они; знать, откуда пошли их корни и как жили их предки. В этом случае изучение родного края имеет огромное познавательное и воспитательное значение, способствует формированию молодого человека как гражданина, патриота своей малой родины, а в конечном итоге — своей страны. Именно поэтому в школе необходимо усилить внимание к краеведческой деятельности как одной из форм патриотического воспитания.

В МОУ Медянская СШ на протяжении нескольких лет действует объединение дополнительного образования краеведческой направленности «Наша малая Родина» (https://р52.навигатор.дети/program/31775-nasha-malaya-rodina). Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 11—15 лет в течение двух лет обучения (один час в неделю — всего 68 часов).

Программа объединения носит интегративный характер (многопрофильность содержательной стороны изучаемой территории) и предусматривает теоретический и практический материал, направленный на изучение истории своего края, географического положения района, села, особенностей природы, народных промыслов, становление производства и сельского хозяйства, изучение быта и традиций населения.

 

 

Основные задачи теоретических занятий — дать необходимые знания по истории родного края, познакомить учащихся не только с прошлым, но и с современным состоянием села, предположить перспективы развития. На практических занятиях ребята приобретают умения и навыки самостоятельно находить нужную информацию, писать рефераты, проводить опросы, составлять анкеты, работать с научно-популярной литературой, учатся выполнять исследовательские и поисковые работы.

Задачи программы:

- образовательные — формировать у школьников общее представление об истории родного края, о культуре, о ее богатстве и разнообразии;

- развивающие — развивать наблюдательность, самостоятельность и инициативу; проявлять свои творческие способности;

- воспитательные — воспитывать у детей чувство патриотизма; личностные качества (доброта, честность, взаимопомощь); бережное отношение к природе; воспитывать культуру труда и этику общения.

Содержание дополнительной общеобразовательной программы «Наша малая Родина» состоит из шести основных разделов:

- Мой край на карте Родины;

- «Медяна — родина моя, частица матушки России»;

- Природа нашего края;

- Культура и быт родного края;

- «Вставай, страна огромная...». Медяна в годы войны;

- Гордость моя — земляки.

Введение (2 часа)

Краеведение — наука о родном крае.

Мой край на карте Родины (10 часов)

Россия — Родина моя. Символы государства — герб и флаг. Гимн России. Работа с географической картой России. Нижегородская область — частица России. Флаг, герб, гимн области. Работа с географической картой. Пильнинский район, его особенности, история. Моя малая Родина — Медяна.

«Медяна — родина моя, частица матушки России» (12 часов)

Сквозь столетия. Знакомство с историей возникновения родного края. Исторические корни малой родины. Легенды и предания. Географические названия населенных пунктов нашей местности. Экскурсия в Медянский краеведческий музей. Индивидуальные проекты «Топонимика села».

 

 

Природа нашего края (12 часов)

Климат. Сезонные изменения погоды в Пильнинском районе. Растительный мир. Лиственные и хвойные деревья региона. Лекарственные растения нашего края. Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) нашего региона. Животный мир. Птицы родного края. Охранять природу — значит охранять Родину. Изготовление экологических буклетов. Заповедники и заказники Нижегородской области. Что дает наш край стране? Экскурсия в краеведческий музей. Индивидуальные проекты «Лекарственные растения нашей местности» (изготовление гербария).

Культура и быт родного края (12 часов)

Знакомство с понятиями «культура», «народный фольклор». Культура и быт родного края. Национальный состав Пильнинского района. Изучение обрядов, обычаев, традиций, праздников села. Народные костюмы, головные уборы и украшения. Промыслы нашего села. Мастер-класс по лозоплетению. Подготовка выставки «Вещи из прошлого. Руками бабушек и дедушек». Православная жизнь села. История монастыря и храмов. Экскурсия в местный храм.

Гордость моя — земляки (6 часов)

Знаменитые люди Нижегородского края и Пильнинского района. Люди села Медяна. Таланты земли медянской. Конкурс на лучшего чтеца стихов местных поэтов о родном крае. Экскурсия в сельскую библиотеку.

«Вставай, страна огромная...». Медяна в годы войны (8 часов)

Вклад медянцев в Победу над фашизмом. Виртуальная экскурсия в Музей Победы (https://www.culture.ru/s/muzej-pobedy/). Герои-земляки. История памятников Великой Отечественной войны в Медяне (обелиск погибшим воинам и мемориал). История семьи в истории села и страны (исследовательская работа). Экскурсия в Пильнинский крае-
ведческий музей. Участие в акциях, посвященных Дню Победы (возложение цветов к памятникам, «Бессмертный полк», митинг 9 мая).

 

 

Из содержания программы видно, что занятия проводятся разнообразно: от традиционных (уроки-лекции, экскурсии, конкурсы, концерты и др.) до современных (интерактивные игры, мастер-классы, квесты). Например, при изучении раздела «Природа нашего края» ребятам предлагается поучаствовать в интерактивной игре «Знаю. Умею. Применяю». Идея игры позаимствована у известной телепередачи «Своя игра» и адаптирована под конкретные задачи: проверить знания учащихся по разделу, учиться находить и принимать решения коллективно, развивать коммуникативные навыки. Дети делятся на две команды. Участники получают право обсуждать вопросы все вместе. Вопросы блоков подобраны таким образом, чтобы не только проверить знания юных краеведов о природе родного края, но и выявить их умения и навыки.

Кабинет, в котором проходят занятия объединения, оборудован интерактивной доской с подключенным интернетом, что позволяет широко применять ИКТ в процессе получения знаний и умений. Информационная образовательная среда способствует лучшему усвоению программы за счет того, что подаваемый материал становится более увлекательным, наглядным. Появляется возможность использования электронных энциклопедий, виртуальных экскурсий и т. д. Учащимся это позволяет проявить свои творческие способности. Так по мере накопления краеведческого материала у ребят родилась идея создать свой сайт (https://veranoshina.wixsite.com/my-site-2). Конечно, это не профессиональный продукт (на его регистрацию нужны деньги), но вполне функциональный. Преимущество такого сайта — возможность его пополнения и редактирования. Дети с удовольствием принимали участие в его создании: размещали свои фотографии, видеоролики, печатали тексты. Сейчас «рождаются» и воплощаются идеи уже другого «поколения» краеведов. Информация на нашем сайте периодически обновляется.

Для создания мотивационной среды вводятся разнообразные творческие задания:

- конкурс стихов; организация выставки;

- исследовательские проекты: «Топонимика села», «Народные промыслы»;

- творческие работы «Знаменитые люди села»;

- конкурс рисунков «Село, в котором я живу»;

- фотоконкурсы;

- составление кроссвордов;

- составление Книги Памяти «Герои Великой Отечественной войны».

Дети любят все новое и необычное. Эту особенность я стараюсь использовать при раскрытии их творческого потенциала и креативного мышления. Речь идет о новых эффективных формах заданий и игр, например, челлендж и квест. Мы проводили с ребятами фоточеллендж «Дары природы» и литературный «Моя малая родина — село...». Ребята с удовольствием поделились зарисовкой своего родного уголка (https://vk.com/club207294357?w=wall-207294357_17%2Fall).

Традиционно в конце года в качестве обобщения и повторения у нас проводится квест. Ученики (возможно деление на команды) получают маршрутные листы, где указаны станции. На каждой станции их ждет задание, выполнив которое, они получают подсказку — ключ к выполнению финального задания. Необычность нашего квеста состоит в том, что проходит он не только в стенах школы, а по всей территории села. Задействованы сельская библиотека, Дом культуры, медицинский пункт, администрация сельского поселения. Каждое учреждение готовит для участников задания согласно своему профилю. Например, в библиотеке ребята должны сделать подборку книг о родном селе, районе. Такая форма проведения квеста требует много времени, соответственно, проходит игра в течение двух-трех дней.

 

 

Члены нашего объединения принимают активное участие в различных конкурсах и исследовательских проектах. Так, на протяжении нескольких лет дети становятся призерами Нижегородского областного конкурса творческих работ «Моя малая Родина», проводимого НГСХА. Два года подряд наши школьницы были призерами областного конкурса исследовательских и проектных работ «Природа и традиционная культура» (организатор конкурса — ГБУДО ЦРТДиЮ НО). В 2021 году ученица 11 класса Елена Шапкина заняла второе место, а в 2022-м третье место присудили восьмикласснице Ульяне Шелдагаевой. Тогда же Ульяна приняла участие и в IX Сибирском медиафестивале «Солнечный парус» с работой «С чего начинается Родина?». В прошлом году кружковцы приняли участие в региональном конкурсе творческих работ «Учитель! Он будущего свет» (ННГУ им. Н. И. Лобачевского, Арзамасский филиал), где представили работы по темам «Здесь каждый камень — летопись сама» (виртуальная экскурсия, посвященная истории школы, http://project3767894.tilda.ws/). Ученица 6 класса Александра Филиппова участвовала во Всероссийском конкурсе исследовательских и творческих работ «Мы — гордость Родины». В этом году ребята стали участниками Межрегионального открытого исследовательского марафона Краефест-2023. Две команды «Исток» и «Феникс» представили свои проекты в двух треках: «PRO-музей» и «Невероятные истории российской глубинки» (визитки команд можно посмотреть — https://vk.com/krfestpromuzei?w=wall-219282182_39%2Fall; https://vk.com/krfest_istorii?w=wall-219282536_127%2Fall). И это далеко не весь список конкурсов и творческих проектов, в которых участвуют члены объединения «Наша малая Родина».

Таким образом, ценность краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, тем самым прививает им любовь и уважение к культуре своего края. Учащиеся чувствуют себя сопричастными к истории малой родины, а, следовательно, и всей России. Из этого и рождается патриотизм, высшим проявлением которого является желание защищать свое Отечество, быть полезным обществу, приумножать достояние страны.

 

Практика школьного воспитания № 2, 2023

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм