Сувенир-подвеска «Герб родного города». Мастер-класс

М. В. АРДАБЬЕВА, педагог дополнительного образования МБУДО «ДЮЦ “ТЕМП”»,

г.о.г. Выкса

 

Мастер-класс «Сувенир-подвеска "Герб родного города"» проходил в рамках фестиваля «Шуховская башня». Творческие площадки этого фестиваля предназначены для взаимодействия детей от дошкольного до старшего школьного возраста со студентами, специалистами градообразующего предприятия г. Выксы — АО «Выксунский металлургический завод» и ветеранами производства. Содержание программы фестиваля носит историко-познавательный и исследовательский характер: применение технологий 3D-моделирования, конструирование, ракето- и робототехника, съемки видеороликов и мультипликация, просмотр научных фильмов, творческие встречи с рационализаторами АО «ВМЗ». Фестиваль позволит учащимся применить на практике технические умения, реализовать свой творческий потенциал.

Этот мастер-класс представлен в форме практического занятия и предназначен для педагогов дополнительного образования, занимающихся данным видом деятельности, а также для учителей образовательной области «Технология». Мастер-класс позволит интересно и познавательно провести время детям 8—13 лет, познакомит с геральдической символикой, а также расширит познания в области изобразительной деятельности.

Цель: изготовление сувенира — подвески «Герб родного города» в смешанной технике.

Задачи:

—  дать понятие о науке геральдика;

—  развивать художественно-творческие способности;

—  воспитывать трудолюбие, усидчивость и аккуратность при работе с различными материалами;

—  показать приемы и методы работы с акриловыми красками и вспененным скотчем.

Материалы и инструменты: клеенки для работы на столах; заготовки из фанеры; декупажные карты с изображением единорога; карандаши простые; краски акриловые; кисточки (белка № 3); палитры; баночки с водой; ножницы; скотч вспененный двухсторонний; ватные диски; жидкость для снятия лака (для уборки налипшего на лезвия ножниц скотча); ветошь; маркеры черные (permanent); джутовый шпагат; образец готовой работы; образец схемы приклеивания скотча; распечатка с изображением герба г. Выкса; увеличенное изображение щита герба для рефлексии.

1. Вводная часть

Педагог: Здравствуйте, ребята! Меня зовут..., и я рада приветствовать вас на нашем мастер-классе.

Почти каждый человек знает, что такое герб. А вы знаете, что такое герб? (ответы детей) Верно. Это отличительный знак государства, города. Где мы можем увидеть герб?

Дети: Герб изображают на флагах, монетах, печатях, в паспортах и т. д.

Педагог: Правильно. Сегодня я расскажу вам, что такое геральдика, а затем мы будем делать сувенир — подвеску-герб нашего города.

Геральдическая символика плотно вошла в нашу жизнь. Порой мы не замечаем этого, хотя встречаемся с ней на каждом шагу. Государственный герб и флаг, эмблемы спортивных команд, логотипы известных брендов — у всего этого общие корни.

 

 

Разработка настоящей эмблемы требует серьезного подхода и профессиональных навыков. У каждой страны, у каждого города есть свой герб. Есть герб и у города Выксы.

Выксу основали Андрей и Иван Баташевы, она стала центром их железоделательных заводов. Вклад братьев в развитие отечественной металлургии был высоко оценен. В знак особой милости заводчики получили дворянский титул, и на их гербе в голубом поле щита был изображен скачущий единорог.

Использование этой фигуры на гербе города символически отображает заслуги Баташевых в становлении и развитии металлургического производства в Выксе, знак уважения выксунцев к своей истории. Деление щита на четыре части в целом повторяет деление старого герба Выксы, что подчеркивает преемственность старой и новой символики города.

Герб — это не рисунок, а словесное описание.

Геральдика — это наука, которая объясняет расположение и цвет символов на гербах.

Геральдическое описание герба
городского округа Выкса

«В четверо частном червленом, зеленом, лазоревом и червленом поле — восстающий серебряный единорог».

Почему четыре части? Каждая означает определенную символику.

Червлень (красный) — цвет раскаленного металла, символически показывает роль металлургии в становлении Выксы, символизирует труд, мужество, жизнеутверждающую силу и красоту.

Зеленый цвет — символ окружающей природы, ее лесов и полей, а также жизни, процветания, стабильности и надежды.

Лазурь — символизирует водные пространства, аллегорически отображает название города — Выкса, что в переводе с угро-финского означает водный поток. Лазоревый цвет — это символ истины, чести и доблести.

Единорог серебряного цвета означает чистоту и гармонию, благородство и мудрость.

Официальные символы нового герба нашего города были утверждены 27 февраля 2017 года.

2. Основная часть

Педагог: Сегодня я предлагаю вам выполнить сувенирную подвеску «Герб нашего города». Для этого на столах есть все необходимое. Хочу напомнить о технике безопасности при работе с акриловыми красками и ножницами.

 

Техника безопасности при работе
с акриловыми красками и ножницами

- Рисуя акриловыми красками, лучше надеть фартук и нарукавники, так как попавший на одежду акрил не отстирается.

- В процессе рисования акриловая краска разбавляется водой до состояния жидкой сметаны и наносится тонким слоем на раскрашиваемую поверхность. Для большей укрывистости и яркости нужно повторить покрытие цветом еще раз после высыхания первого слоя краски.

- Работа с ножницами ведется над столом во избежание их падения на пол. Ножницы не оставляем раскрытыми и не размахиваем ими при работе. Закончив вырезать, ножницы необходимо закрыть, соединив лезвия, и положить на край стола.

Педагог: Внимание! На доске вы видите фотографию герба нашего города, а также образец готовой работы. Будьте аккуратными, внимательными и у вас все получится.

В этом изделии мы объединим роспись акриловыми красками и работу с бумагой. Начнем с росписи фона. Вам нужно раскрасить акриловыми красками четыре цветных поля герба. Краски нужного цвета выкладываем на палитру и смешиваем с водой до состояния жидкой сметаны. Рисуйте, пожалуйста, аккуратно, стараясь не выходить выбранным цветом за границы каждого поля.

Дети начинают работать, педагог помогает индивидуально.

Педагог: Пока краска будет сохнуть, вы вырезаете ножницами из бумаги изображение единорога. На вырезанную фигурку единорога с изнаночной стороны наклеиваем кусочки вспененного скотча, как показано на образце на доске. Тогда он будет выглядеть немного объемным, когда вы приклеите его на поверхность подвески. Подготовленное таким образом изображение единорога откладываем в сторону и вернемся к деревянной основе. Если краска подсохла, можно маркером написать «ВЫКСА» в верхней части подвески и нарисовать волны и елочки на голубом и зеленом фоне соответственно.

Дети продолжают работать, педагог помогает индивидуально.

Педагог: Когда закончите работать маркером, начинаете снимать защитную пленку с кусочков наклеенного скотча и аккуратно приклеиваете единорога по центру подвески.

Индивидуальная помощь педагога.

3. Подведение итогов

Педагог: Вот вы и справились с заданием. У каждого получился красивый сувенир с символом нашего города. Ребята, мне очень интересно узнать ваше мнение о мастер-классе. На доске вы видите увеличенное изображение щита герба нашего города и бумажные знаки-картинки. Я попрошу вас, оставьте, пожалуйста, свои отзывы, выбрав и приклеив ту картинку на этот герб, которая вам ближе сегодня по духу и настроению. Так же вы можете написать свои предложения и пожелания для меня.

 

 

Рефлексия. Дети выбирают знаки-картинки (солнышко — занятие понравилось, тучка — отрицательное впечатление о мастер-классе) и приклеивают их на поле щита, расположенного на доске. Желающие пишут маркером свои впечатления и пожелания для педагога.

Педагог: Всем спасибо за участие, за ваши отзывы и пожелания! На нашем мастер-классе вы сегодня:

— узнали об истории создания герба города Выксы, трактовке основных элементов и выборе цвета этого символа;

— создали свой сувенир — подвеску-герб своего родного города.

Вот такие впечатления и пожелания оставили участники мастер-класса.

Было интересно и познавательно.

— Отлично поработали. Спасибо за мастер-класс!

— Побольше таких интересных занятий.

— Было здорово и немного сложно, но я справилась. Получился отличный сувенир на память.

— Было интересно работать с разными техниками в одном изделии.

 

Практика школьного воспитания № 2, 2023

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм