Край родной — всему начало

И. А. БАРИНОВА, учитель истории ГКОУ «Кулебакская специальная коррекционная школа», г. Кулебаки

 

Одной из главных задач «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» является формирование у детей патриотизма, неотъемлемая часть которого — любовь к малой родине. Научные исследования специалистов дефектологии, в частности А. Н. Граборова, подтверждают необходимость изучения своего края и его истории для расширения кругозора, формирования нравственных и социальных качеств, коррекции недостатков развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Контингент воспитанников коррекционной школы неоднороден по интеллектуальным возможностям и социальным предпосылкам развития. Многие дети приходят в школу из педагогически несостоятельных семей, часть из них лишены родительского внимания и опеки. Представления об окружающем мире и сведения исторического содержания у обучающихся с интеллектуальными нарушениями носят разобщенный, фрагментарный характер. Они затрудняются точно назвать страну, край, область, в которой живут, смешивают понятия столица, главный город края/области, не знакомы с истоками своей национальной культуры, традициями и обычаями. Для них школа наряду с обучением выполняет функции института социального воспитания, где происходит формирование нравственного и практического опыта, в том числе и через знакомство с историей своего края, обычаями и традициями своего народа и страны в целом, что имеет важное общественно-политическое значение в нашей многонациональной стране. Образовательно-воспитательные маршруты детей с ОВЗ подразумевают определенную последовательность освоения регионального компонента, которые осуществляются через весь образовательный процесс коррекционной школы, посредством обучения и воспитания и способствуют формированию «жизненных компетенций» обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. [3]

Воспитательная работа в коррекционной школе направлена на формирование традиционных ценностей, любви к своей стране, малой родине. Общественная, культурная и духовная история родного края содержит в себе обширную, многослойную информацию. Современные ФГОС предлагают подходы, позволяющие максимально учитывать своеобразие психического и личностного развития детей с особыми образовательными потребностями. Задача педагога состоит в том, чтобы при организации и проведении мероприятий грамотно расставить акценты, правильно отобрать материал, не упустить важного и значимого из истории родного края.

В нашей школе региональный компонент широко реализуется через дополнительные образовательные программы (ДОП), в частности через ДОП «Истоки».

 

Содержание учебного плана ДОП «Истоки»
(12—14 лет)

Раздел

Краткое содержание раздела

I

Я и моя семья

Как возникли имена. Значение имен. Полное и неполное имя. Знаменитые тезки.

История фамилии. Происхождение фамилии. Отчество в имени человека. Понятие о семье

II

Откуда я родом?

Дом, в котором ты живешь. Где находится твой дом (регион, город, поселок, село)? История улицы, на которой расположены мой дом, моя школа. Название местности, происхождение названия. Область, где мы живем, главный город области. Страна, в которой мы живем. Понятие о большой и малой родине

III

Местные достопримеча-тельности

Экскурсии по историческим объектам города: городской музей истории и краеведения им. братьев Аманда и Густава Струве, ПАО «Русполимет», улица Бутова,
ул. Восстания, ул. Ст. Разина, дом купца Саламатова и т. д.

IV

Традиции и обычаи

Жизнь и быт. Старинные обычаи и обряды. Истоки православной веры. Покров, Рождество, Масленица, Пасха, Троица и другие праздники. Традиционная русская кухня. Народные игры и забавы. Легенды и предания родного края

V

Ремесла и промыслы Нижегородского края

Знакомство с историческими центрами народного творчества Нижегородской области: Семенов, Богородск, Городец. Местные умельцы

VI

Ими славится земля наша…

Знаменитые земляки, их вклад
в развитие Нижегородского края.
К. Минин и Д. Пожарский,
И. Кулибин, М. Горький, В. Чкалов, герои-кулебачане — 

В. М. Матвеичев, И. Ф. Пигин, С. Ф. Козырев и др.

 

Занятия по внеклассному курсу «Истоки» ориентированы не на запоминание учениками информации, которую они в изобилии получают от педагога на уроке, а на их активное участие в процессе ее приобретения.

Формы проведения мероприятий по знакомству со своим краем разнообразны. Это экскурсии, прогулки по городу, познавательно-развлекательные игры и викторины с использованием компьютерных технологий, проектная и творческая деятельность, которые учитывают уровень познавательного развития учащихся с интеллектуальными нарушениями, их возрастные особенности.

Важное место в проведении урочных и внеурочных занятий, посвященных истории нашего города, принадлежит городскому музею истории и краеведения им. братьев Аманда и Густава Струве («Как жили наши предки», «Кулебаки: история, люди, события», выставка работ местных художников, умельцев). В музейной среде возникает особый эмоциональный настрой, и процесс восприятия информации становится более эффективным, наглядным, ярким и запоминающимся.

Квест-путешествия «Знай и люби свой город», «В поисках реки Кулебака», «Вот эта улица, вот этот дом» позволяют подробнее познакомиться с историей нашего города. Материалы, собранные в ходе прогулок по городу, оформляются в презентации, лэпбуки.

Интерактивные развлекательно-познавательные игры и викторины «Что? Где? Когда?», «Преданья древней старины», «Узнаю своих земляков» расширяют и закрепляют знания наших воспитанников о родном крае.

В современной школе важную роль в формировании учебных компетенций и личностного роста учащихся играет проектная и творческая деятельность, связанная с различными аспектами истории своего края. Актуальным является создание лэпбуков «Великая Отечественная война в судьбах наших земляков», «Моя Родина — моя гордость» и других, изготовление поделок и макетов: «Русская изба», «Предметы быта», «Русский народный костюм» и т. п.

Недели краеведения «Моя малая Родина» — это не только внеклассные занятия, но и оформление выставок фотографий, рисунков «Кулебаки: вчера, сегодня, завтра». Подготовка к созданию экспозиции проводится в форме исследовательского проекта «Улицы нашего города». Посмотреть новую экспозицию приглашаются и младшие школьники, которым показывается видеофильм, смонтированный по материалам проведенного исследования. Этот проект имеет и познавательное и воспитательное значение для детей, не только расширяя их знания об историческом прошлом родного города, но и формируя гражданина своей страны.

Компьютерные технологии активно входят в нашу жизнь. Ребятам с интеллектуальными нарушениями интересно работать с программой Microsoft PowerPoint и видеть свой результат. Они с удовольствием работают с анимацией и озвучивают свои фильмы. Созданный при участии детей и озвученный непосредственно ими мультфильм «Кулебова тропа» иллюстрирует одну из версий происхождения названия нашего города.

Особое место отводится мастер-классам с местными умельцами («Ярмарка ремесел»), литературным гостиным с поэтами, писателями («Кулебакская сторонушка моя»), встречам с ветеранами войны и труда, участниками боевых действий в «горячих точках», где ребята в форме живого общения получают информацию от своих земляков.

Любовь к своей малой родине невозможно воспитать без формирования семейных ценностей и традиций. Приобщение родителей к школьным праздникам и мероприятиям является одной из составляющих. Традиционно в школе проводятся «День матери», «День защитника Отечества», «8 марта», «Праздник Покрова», «С днем рождения, школа!», «День народного единства», «Новый год», «Рождество Христово», «Крещенский вечерок», «Широкая Масленица», «Пасха красна», «Бессмертный полк наших дедов».

Знакомство учащихся коррекционной школы с историей родного края, обычаями и традициями своего региона, своего народа имеет большое значение для формирования у них нравственного и практического опыта, способствует успешной социализации и развитию жизненной компетенции. Эффективность работы в данном направлении зависит от грамотного планирования и разработки образовательно-воспитательных маршрутов, выбора форм и методов работы, учета индивидуальных особенностей обучающихся. Для того чтобы стать настоящим гражданином своей страны, патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину, такой, какая она есть, ведь другой у нас не будет.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Граборов, А. Н. Основы олигофренопедагогики : учебное пособие / А. Н. Граборов; авторы-составители : В. Г. Петрова, Т. В. Шевырева. — Москва : Классик Стиль, 2005. — 248 с.
ISBN 5-94603-049-3

2. Кулебаки. В краю родном / под ред. С. И. Колобаева,
О. В. Клюшиной, В. Ф. Чернова — Кулебаки : ОАО «Арзамасская типография», 2012. — 271 с. ISBN 978-5-9927-0063

3. Малофеев, Н. Н. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / Н. Н. Малофеев, О. И. Кукушкина, О. С. Никольская, Е. Л. Гончарова. — Москва : Просвещение, 2014. — 48 с. ISBN 978-5-09-028909-2

4. Методические рекомендации «О преподавании региональной истории (истории Нижегородского края) в общеобразовательных организациях Нижегородской области» // Нижегородский институт развития образования: официальный сайт. — URL: http://www.niro.nnov.ru/?id=28802 (дата обращения: 16.03.2023). — Текст : электронный.

 

Практика школьного воспитания № 2, 2023

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм