Интернет-проект Лес будущего: природа и традиции
Г. А. КАТКОВА, учитель географии МБОУ «Средняя школа № 58», г. Арзамас
|
А. Н. ЧЕШУИН, заместитель министра лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области |
С. В. САЛИН, кандидат биологических наук, директор филиала ФБУ «Рослесозащита» Нижегородской области |
Любовь к родному краю
питает любовь к Родине,
познать свой край, изучить его,
значит полюбить его еще более глубоко.
А. С. Барков
Любовь к природе, к родному краю — одно из проявлений патриотизма. Формирование этого происходит эффективнее, если школьники всесторонне изучают природу, традиции, обычаи своей местности, оказывают посильную помощь в случае необходимости.
С 2014 года на базе школы № 58 г. Арзамаса работает школьное лесничество «Друзья леса». Его создание стало возможным благодаря пятистороннему договору о сотрудничестве между: ФБОУ ВПО «Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия» (факультет лесного хозяйства), Министерством лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области, Союзом лесовладельцев Нижегородской области, Департаментом образования администрации города Арзамаса и МБОУ СШ № 58.
Одно из направлений работы нашего школьного лесничества — это просветительская деятельность, направленная не только на защиту природных объектов, но и на изучение природы, традиций, истории своего края, и этно-экологическое просвещение через создание интернет-газеты «Наша газета — школьное лесничество «Друзья леса» (https://vk.com/doc432458240_645931426?hash=aW7WwOZgOzEyiWk4eHGImdzz9wrg5...), видеороликов, буклетов, публикаций для жителей Нижегородской области.
В течение трех лет (с 2020 г. по 2022 г.) школьное лесничество совместно с ФБУ «Центр защиты леса Нижегородской области» и Министерством лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области реализует интернет-проект «Лес будущего» для школьных лесничеств Нижегородской области.
Необходимо отметить, что за три реализованных нами интернет-проекта существенно увеличилось количество участвующих команд.
2020 год — 18 команд (https://futureforest58.wixsite.com/future)
2021 год — 27 команд (https://futureforest58.wixsite.com/2021)
2022 год — 35 команд (https://futureforest58.wixsite.com/2022)
Так же расширилась и география проекта — в 2022-м к нам присоединились школьные лесничества из Иркутской области и Республики Саха (Якутия). Хочется поделиться опытом реализации наиболее интересных заданий в этих интернет-проектах, направленных на изучение природы и истории Нижегородской области и создание электронного краеведческого продукта, доступного для школьников.
Одно из заданий в 2020 году называлось «Лес — источник вдохновения». На Google-карте необходимо было разместить географические метки и информацию (фотография, названия) обо всех народных промыслах Нижегородской области, связанных с лесом. На совместной презентации каждая команда оформляет два-три слайда про один из промыслов, связанных с лесом, которым знаменит наш регион. Итоговый продукт совместной деятельности находится в свободном доступе и может использоваться в урочной и внеурочной деятельности, как педагогами, так и школьниками (Народные промыслы Нижегородчины.pptx (102226534)).
Интернет-проект «Лес будущего» включает задания и практического характера, направленные на осуществление посильной помощи в сохранении животного и растительного мира Нижегородской области. Это участие в акциях «Не оставим без дворца ни синицу, ни скворца» (Не оставим без дворца ни синицу ни скворца.pptx (117775876)), «Накормите птиц» (Акция «Накормите птиц».pptx (28093703)), «Сохраним лес от пожара».
Знакомство с животным миром нашей области проходило через реализацию этапа под названием «Должны жить». Школьники после изучения Красной книги Нижегородской области получают задание по разработке буклета об одной из лесных птиц, обитающей в нашем регионе и находящейся на грани исчезновения, размещают итоговый продукт в таблице продвижения проекта, а также на странице своего школьного лесничества.
В 2022 году, используя Web-сервис https://storymap.knightlab.com/, командам необходимо было создать виртуальную экологическую тропу. Этот этап назывался «Тайны неизведанной тропы». Команды трех школьных лесничеств путем случайного выбора объединяются, получают контакты для связи и создают совместную экологическую тропу по наиболее интересным объектам своего края. Тропа включает шесть стоянок, которые сопровождаются текстовой информацией, фото, видео. Ссылка на совместный продукт размещается в таблице продвижения проекта, где школьники с удовольствием изучают достопримечательности Нижегородчины, а также Республики Саха (Якутия) и Иркутской области (https://docs.google.com/spreadsheets/d/1t6UP8cI4Z_VUcCSv9gwRjYdZoZNQUh8t...).
Очень познавательным для школьников стал этап проекта под названием «Тень леса», который посвящен животному, до недавнего времени находящемуся на грани исчезновения в нашей области, а сейчас во многих районах его популяция восстановлена благодаря природоохранной деятельности. Речь идет о рыси обыкновенной. Каждой команде надо было сделать поделку этого зверя, используя природный материал, отразив особенности приспособлений к жизни в лесу. Фотографии работы и этапы изготовления оформлялись на слайдах в совместной презентации. К тому же каждая команда внесла свой вклад в общий итоговый продукт данного этапа — совместную презентацию о рыси. Каждая из команд выполняла свое задание, которое позволило всем участникам проекта создать познавательный информационный ресурс, включающий не только особенности вида, необычные факты, интересные случаи с данным животным, произошедшие в Нижегородской области, но и основных лимитирующих факторов, ограничивающих численность рыси (https://docs.google.com/presentation/d/13eTYL0orrDrAWzdPMDej6k81TONBy8e4...).
Нематериальное культурное наследие — часть духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытания временем и передающаяся потомкам как нечто ценное и почитаемое.
Проектное задание «Возвращение к истокам». Каждая команда подготовила для совместной презентации два-три слайда на тему «Традиции, обряды, праздники, связанные с лесом (или использованием лесных растений) на территории своей малой родины». Электронный краеведческий продукт — совместная презентация, в которой школьники собирают информацию об обрядах и традициях, существующих в Нижегородской области (https://docs.google.com/presentation/d/1BSPR9WT53SROyDLuisT6BLkFUd3-wrsD...).
После подведения итогов победители, призеры и команды, выполнившие все задания проекта, благодаря помощи Союза лесовладельцев Нижегородской области и Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира, награждены экскурсионной поездкой в Керженский заповедник, где познакомились с уникальной флорой и фауной южной тайги нашего региона.
Через реализацию краеведческих заданий интернет-проекта «Лес будущего» школьники узнали много нового о различных природных объектах, традициях, обрядах, растениях и животных, находящихся под угрозой исчезновения в различных районах Нижегородчины.
В 2021 году «Друзья леса» стали лучшим школьным лесничеством Нижегородской области. Тогда же на Всероссийском заочном смотре-конкурсе «Лучшее школьное лесничество» наша работа по организации просветительской деятельности была признана лучшей в стране. В 2022 году на этом же конкурсе мы первенствовали в номинации «Организация деятельности школьного лесничества».
Но самое главное — это не дипломы и победы, а то, что работа в этом детском объединении позволяет решать одну из главных задач — патриотическое воспитание подрастающего поколения. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, с бережного отношения к природе, уважительного отношения к традициям и обычаям народов, населяющих регион. А новые знания об уникальных объектах Нижегородского края, полученные при выполнении заданий интернет-проекта, останутся в памяти детей. Именно поэтому мы не собираемся останавливаться на достигнутом, планируя ежегодно создавать новые интересные проекты.
Практика школьного воспитания № 2, 2023
ПОДЕЛИТЬСЯ: