«Всему начало здесь, в краю моем родном...»
Н. В. КРЫЛОВА, учитель начальных классов МБОУ Школа № 122 Советского района, г. Нижний Новгород |
Т. М. ТУТУБАЛИНА, учитель начальных классов МБОУ Школа № 122 Советского района, г. Нижний Новгород |
А. В. ДЯТЛОВА, учитель начальных классов МБОУ Школа № 122 Советского района, г. Нижний Новгород |
С 2021 года на базе МБОУ Школа № 122 в летние каникулы работает школьный лагерь дневного пребывания «Нижегородская сторона» туристско-краеведческой направленности.
Посещающие лагерь дети — разные по характеру, по условиям жизни, по интересам, но есть нечто общее, объединяющее всех ребят, — это жажда путешествий и открытий.
Программа нашего школьного лагеря ориентирована на изучение историко-краеведческого наследия своей малой родины, как части России в целом, воспитание духовно-нравственных качеств. Важным средством реализации этой программы является краеведение, которое в системе учебно-образовательной и воспитательной работы является одним из основных факторов нравственного, эстетического воспитания школьников. Оно позволяет воспитывать патриота и гражданина на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и малой родины.
Реализация программы краеведческой направленности позволяет значительно расширить и углубить знания и представления детей об истории Нижегородской области в процессе практической деятельности, в экскурсиях и путешествиях, освоить навыки использования методов различных научных дисциплин для осуществления краеведческих и иных исследований. Одновременно предоставляется возможность получить и развить разнообразные практические навыки: самоорганизации и самоуправления, общественной активности и дисциплины, преодоления препятствий и обеспечения безопасности и т. д, что в конечном итоге и определяет потенциал краеведческой деятельности как комплексного средства обучения и воспитания детей.
Основные направления деятельности лагеря «Нижегородская сторона» реализуются в соответствии с их целями с использованием разнообразных форм проведения.
Гражданско-патриотическое направление
Цели:
- формирование чувства патриотизма;
- расширение кругозора;
- привитие любви к национальной культуре, традициям народа и истории родного края.
Формы реализации:
Посещение музеев и театров, выставок, памятников архитектуры, улиц, скверов и площадей города, организация ярмарки, знакомство с биографией выдающихся нижегородцев.
Культурно-досуговое направление
Цели:
- выявление и развитие творческой активности и творческих способностей детей;
- формирование умения организовать свой досуг в соответствии с задачами лагеря.
Формы реализации:
Реализация игровых программ, праздников, конкурсов, организация и проведение мастер-классов, участие в коллективно-творческих делах лагеря, составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях и природных явлениях, по истории населенных пунктов или отдельных памятников.
Отличительная особенность этой программы от уже существующих в том, что в механизме реализации используется историческая терминология, в изучении края отдельным блоком выделено изучение истории и памятных мест Советского района города Нижнего Новгорода.
Реализация программы «Нижегородская сторона» осуществляется в форме игры-путешествия. Педагогическая целесообразность программы связана с тем, что игра-путешествие по родному краю является важным средством решения комплекса взаимосвязанных задач по развитию личности младшего школьника, его творческих способностей. В игре ребенок не только познает окружающий мир, но и открывает себя в этом мире.
Привлекательность содержания деятельности для детей младшего школьного возраста определяется двумя позициями: занимательностью и близостью к окружающей действительности. Именно этим требованиям отвечает краеведческий материал.
Этапы |
Название |
Содержание этапа |
---|---|---|
1 этап |
«Прекрасное рядом» |
Изучение истории улиц, площадей, скверов Нижнего Новгорода. Особое внимание уделяется истории Советского района, знакомству с достопримечательностями своего родного района. |
2 этап |
«Отчизны славные сыны» |
Изучение биографий известных нижегородцев. Особое внимание уделяется известным людям Советского района, знакомству с их биографией и наследием. |
3 этап |
«Последователи Петра Фрязина» |
Изучение исторических зданий района, города, биографий архитекторов и инженеров. Особое внимание уделяется истории архитектуры Советского района, знакомству с достопримечательностями своего района. |
4 этап |
«Драгоценное наследие» |
Изучение художественных промыслов Нижегородской области с акцентом на районные учреждения культуры и творчества. Святители земли Нижегородской. |
5 этап |
«Сохраняя прошлое» |
Итоговый этап, объединяющий все направления: история, архитектура, промыслы, известные люди Нижегородского края. Особое внимание — истории Советского района, знакомству с его достопримечательностями. |
При организации дополнительного образования в ДОЛ «Нижегородская сторона» коллектив лагеря уважительно относится к интересам и предпочтениям детей и учитывает их свободу выбора. На территории лагеря функционируют объединения дополнительного образования (творческие мастерские) и клубы (вечера общения).
Форма |
Форма работы |
Содержание |
---|---|---|
Мастерская «Родная сторона» |
Творческое объединение «Юный краевед» |
Богатство Нижегородской стороны: люди и их славные дела. Познавательные историко-краеведческие игры, викторины, беседы о духовности и нравственности, о людях, «несущих свет». |
Творческое объединение «Жар-птица» |
Народные игры Нижегородской области, традиции, быт, нравы и фольклор народов Поволжья. |
|
Мастерская «Круг ремесел» |
Творческое объединение «Мастерица» |
Изготовление народных игрушек из ткани, ниток и пряжи, конкурсы поделок. |
|
Творческое объединение «Нижегородские узоры» |
Знакомство с промыслами родного края, городецкая и хохломская роспись, конкурсы рисунков и поделок. |
Вечера общения «Алатырь» |
Клуб |
Психологические тренинги, личностная диагностика и анкетирование. |
Авторы определили сроки реализации программы с 2021 по 2025 годы. Можно сказать и о первых результатах. По итогам деятельности за 2021—2022 г.г. организован активный отдых учеников в ДОЛ, созданы условия для формирования их устойчивого интереса к истокам культуры Нижегородской области (https: // s122nino.siteedu.ru).
Анкетирование показало, что 92 % воспитанников оценили отдых в лагере на «отлично», узнали много нового и интересного о родном районе, городе, изучили биографии известных нижегородцев и хотели бы продолжить исследование истории Нижегородского края в дальнейшем. (Школа № 122 г. Нижний Новгород | ВКонтакте (vk.com))
Практика школьного воспитания № 2, 2023
ПОДЕЛИТЬСЯ: