«Всему начало здесь, в краю моем родном...»

Н. В. КРЫЛОВА, учитель начальных классов МБОУ Школа

№ 122 Советского района, г. Нижний Новгород

Т. М. ТУТУБАЛИНА, учитель начальных классов МБОУ Школа

№ 122 Советского района, г. Нижний Новгород

А. В. ДЯТЛОВА, учитель начальных классов МБОУ Школа

№ 122 Советского района, г. Нижний Новгород

 

С 2021 года на базе МБОУ Школа № 122 в летние каникулы работает школьный лагерь дневного пребывания «Нижегородская сторона» туристско-краеведческой направленности.

Посещающие лагерь дети — разные по характеру, по условиям жизни, по интересам, но есть нечто общее, объединяющее всех ребят, — это жажда путешествий и открытий.

Программа нашего школьного лагеря ориентирована на изучение историко-краеведческого наследия своей малой родины, как части России в целом, воспитание духовно-нравственных качеств. Важным средством реализации этой программы является краеведение, которое в системе учебно-образовательной и воспитательной работы является одним из основных факторов нравственного, эстетического воспитания школьников. Оно позволяет воспитывать патриота и гражданина на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и малой родины.

Реализация программы краеведческой направленности позволяет значительно расширить и углубить знания и представления детей об истории Нижегородской области в процессе практической деятельности, в экскурсиях и путешествиях, освоить навыки использования методов различных научных дисциплин для осуществления краеведческих и иных исследований. Одновременно предоставляется возможность получить и развить разнообразные практические навыки: самоорганизации и самоуправления, общественной активности и дисциплины, преодоления препятствий и обеспечения безопасности и т. д, что в конечном итоге и определяет потенциал краеведческой деятельности как комплексного средства обучения и воспитания детей.

Основные направления деятельности лагеря «Нижегородская сторона» реализуются в соответствии с их целями с использованием разнообразных форм проведения.

Гражданско-патриотическое направление

Цели:

- формирование чувства патриотизма;

- расширение кругозора;

- привитие любви к национальной культуре, традициям народа и истории родного края.

Формы реализации:

Посещение музеев и театров, выставок, памятников архитектуры, улиц, скверов и площадей города, организация ярмарки, знакомство с биографией выдающихся нижегородцев.

Культурно-досуговое направление

Цели:

- выявление и развитие творческой активности и творческих способностей детей;

- формирование умения организовать свой досуг в соответствии с задачами лагеря.

Формы реализации:

Реализация игровых программ, праздников, конкурсов, организация и проведение мастер-классов, участие в коллективно-творческих делах лагеря, составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях и природных явлениях, по истории населенных пунктов или отдельных памятников.

Отличительная особенность этой программы от уже существующих в том, что в механизме реализации используется историческая терминология, в изучении края отдельным блоком выделено изучение истории и памятных мест Советского района города Нижнего Новгорода.

Реализация программы «Нижегородская сторона» осуществляется в форме игры-путешествия. Педагогическая целесообразность программы связана с тем, что игра-путешествие по родному краю является важным средством решения комплекса взаимосвязанных задач по развитию личности младшего школьника, его творческих способностей. В игре ребенок не только познает окружающий мир, но и открывает себя в этом мире.

Привлекательность содержания деятельности для детей младшего школьного возраста определяется двумя позициями: занимательностью и близостью к окружающей действительности. Именно этим требованиям отвечает краеведческий материал.

Этапы
реализа-ции

Название
этапа

Содержание этапа

1 этап

«Прекрасное рядом»

Изучение истории улиц, площадей, скверов Нижнего Новгорода. Особое внимание уделяется истории Советского района, знакомству с достопримечательностями своего родного района.

2 этап

«Отчизны славные сыны»

Изучение биографий известных нижегородцев. Особое внимание уделяется известным людям Советского района, знакомству с их биографией и наследием.

3 этап

«Последователи Петра Фрязина»

Изучение исторических зданий района, города, биографий архитекторов и инженеров. Особое внимание уделяется истории архитектуры Советского района, знакомству с достопримечательностями своего района.

4 этап

«Драгоценное наследие»

Изучение художественных промыслов Нижегородской области с акцентом на районные учреждения культуры и творчества. Святители земли Нижегородской.

5 этап

«Сохраняя прошлое»

Итоговый этап, объединяющий все направления: история, архитектура, промыслы, известные люди Нижегородского края. Особое внимание — истории Советского района, знакомству с его достопримечательностями.

 

При организации дополнительного образования в ДОЛ «Нижегородская сторона» коллектив лагеря уважительно относится к интересам и предпочтениям детей и учитывает их свободу выбора. На территории лагеря функционируют объединения дополнительного образования (творческие мастерские) и клубы (вечера общения).

 

Форма
организации

Форма работы

Содержание
деятельности

Мастерская «Родная сторона»

Творческое объединение «Юный краевед»

Богатство Нижегородской стороны: люди и их славные дела. Познавательные историко-краеведческие игры, викторины, беседы о духовности и нравственности, о людях, «несущих свет».

Творческое объединение «Жар-птица»

Народные игры Нижегородской области, традиции, быт, нравы и фольклор народов Поволжья.

Мастерская «Круг ремесел»

Творческое объединение «Мастерица»

Изготовление народных игрушек из ткани, ниток и пряжи, конкурсы поделок.

 

Творческое объединение «Нижегородские узоры»

Знакомство с промыслами родного края, городецкая и хохломская роспись, конкурсы рисунков и поделок.

Вечера общения «Алатырь»

Клуб
«Тропинка
к успеху»

Психологические тренинги, личностная диагностика и анкетирование.

 

Авторы определили сроки реализации программы с 2021 по 2025 годы. Можно сказать и о первых результатах. По итогам деятельности за 2021—2022 г.г. организован активный отдых учеников в ДОЛ, созданы условия для формирования их устойчивого интереса к истокам культуры Нижегородской области (https: // s122nino.siteedu.ru).

Анкетирование показало, что 92 % воспитанников оценили отдых в лагере на «отлично», узнали много нового и интересного о родном районе, городе, изучили биографии известных нижегородцев и хотели бы продолжить исследование истории Нижегородского края в дальнейшем. (Школа № 122 г. Нижний Новгород | ВКонтакте (vk.com))

 

 

Практика школьного воспитания № 2, 2023

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм