Изучаем родной край: через прошлое к настоящему
Л. В. МАКАРОВА, учитель русского языка и литературы МБОУ «Шалдежская основная школа», г. о. Семеновский |
У каждого человека есть свои жизненные ценности. Со временем для моих учащихся ими стала малая родина — Семеновский край Нижегородской области. Неслучайно Д. С. Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре (...) — задача первостепенной важности» [3]. Краеведческая работа играет большую роль в воспитании личности, благодаря ей формируются гражданственность и патриотизм.
Краеведение не сразу стало одним из направлений моей педагогической работы.
Сначала в 5—6-х классах было проведено анкетирование детей на предмет знания родного края. Анализируя анкеты, я пришла к выводу, что ученики мало знают о своей малой родине, недостаточно знакомы с историей возникновения города и окрестных населенных пунктов. Для повышения познавательного интереса к лингвистическому, литературному, общекультурному наследию родных мест совместно с детьми мы начали разрабатывать и осваивать краеведческие маршруты.
Содержание первого образовательного маршрута, который реализуется в нашей школе, — лингвокраеведение. Тематика разная — «Топонимы Семеновского края», «Происхождение гидронимов Нижегородской области», «С чего все начиналось, или история возникновения деревни», «Семенов — город пяти площадей», «Где жил Семен-ложкарь?».
Как писал К. Д. Ушинский, «именно в языке одухотворяется весь народ и вся его родина, вся история духовной жизни... Когда исчезает народный язык, — народа нет более!» [4].
Объектом изучения на уроках русского языка и литературы в 5—6-х классах является ономастика — наука об именах собственных. Изучение этой темы в школе обычно ограничивается различением собственных имен и нарицательных, что, на мой взгляд, недостаточно. Необходимы уроки, посвященные топонимике, антропонимике — личным именам и фамилиям.
Топонимы вызывают большой интерес у школьников. Ребята с интересом исследуют их происхождение и источники заимствований. Знакомятся не только со специальной литературой по данному вопросу, но и сами ведут поисково-исследовательскую деятельность по сбору информации о происхождении того или иного названия.
Исследуя языковые особенности топонимов, можно узнать, что на территории Семеновского края проживали финно-угорские племена. Отсюда в местных топонимах много заимствований из финно-угорского языка, например, морфемы, ударения. Старое финское ударение на начальном слоге в семеновских гидронимах: Санохта, Керженец, Кама. Наличие словообразовательного элемента — «охта».
Уделяем внимание ойконимам — названиям населенных мест. Информацию о происхождении того или иного названия дети узнают, прежде всего, от прабабушек, других родственников, старожилов деревни.
Следующим источником изучения лингвокраеведческого материала являются произведения местных писателей. Например, Валерий Анатольевич Шамшурин в книге «Под сенью Керженских лесов» так трактует происхождение названия села Лыково. «...Здесь была поставлена деревянная церковь. Но пожар уничтожил все постройки. Погорельцам помог восстановить жилье и храм боярин Лыков-Оболенский, владевший окрестными землями. И в благодарность ему прихожане стали называть село Лыковым» [6].
В «Заволжских родниках» С. В. Афоньшина (рассказ «Слава моего Семенова») читаем: «Пашенные солдаты Петра I, жившие в Олонецком краю на карельской земле, слышали о городке Семенове среди керженских лесов... Когда царя Петра I не стало, недовольные реформой Никона и Питирима совсем осмелели и потянулись один за другим на новое жительство. Так появились возле Семенова деревни Карельская, Карелка, Олониха». Названия свидетельствуют о первопоселенцах, беглых старообрядцах.
Местные мастера слова помогают узнать о происхождении некоторых фамилий. «Позднее потянулись к Семенову люди из недальных краев, где разные ремесла уже в силу вошли. И несли в котомках за спиной вместе с инструментами ремесла разные, чтобы обустроить и украсить керженский край. И занесли прозвища свои по своему ремеслу. Так появились в городе и вокруг него Кожевниковы и Сапожниковы, Саечниковы и Пряничниковы, Красильниковы и Кирпичниковы, Шляпниковы и Седельниковы. Да мало ли этих ремесленных фамилий вокруг Семенова!» [1].
Следующим познавательным объектом лингвокраеведения выступает диалектная речь. В каникулы школьники отправляются в «диалектологическую экспедицию» к бабушкам, дедушкам — старожилам деревень Семеновского округа. Это новый маршрут для полезного увлекательного путешествия. Результатом является создание мини-словаря диалектных слов.
При этом важно показать школьникам, что диалектные слова — часть русского национального языка, и они имеют право на существование и использование в определенной речевой ситуации, например, как средства выразительности речи.
На одном из юбилейных торжеств, посвященных нашему поэту-земляку Б. П. Корнилову, было сказано: «Литературная дорога России проходит через Семенов» [2]. Это действительно так, потому что семеновский край имеет прочные литературные корни. Значит, следующий наш маршрут — литературное краеведение.
Д. С. Лихачев писал: «Понять литературу, не зная места, где она родилась, трудно» [2]. Именно литературное краеведение определяет связь между художественным произведением и местом, вдохновившим писателя на его создание, помогает проникнуть в творческую лабораторию мастера слова.
Изучение краеведческого материала в пятом классе начинается с книг местного краеведа А. Майорова «Легенды и предания Семеновской земли», «Батыева тропа», «О Светлояре». В следующих классах продолжаем тему по сборникам С. Афоньшина «Заволжские родники», «Солнечное дерево». В старших классах берем произведения Н. Морохина «Легенды и предания Волги-реки», «Град Камен».
На уроках, посвященных литературе ХХ века, используется материал по творчеству советского поэта, нашего земляка Бориса Корнилова. Проводятся уроки-путешествия «Синь Семеновских лесов», «Поэты и писатели моего родного края», «Вам бы через век родиться надо, дорогой любимый человек» (А. С. Пушкин в творчестве Б. П. Корнилова), «Б. Корнилов и О. Берггольц. Переплетение поэтических и человеческих судеб», «Хохломские промыслы в лирике семеновских поэтов».
Следующий образовательный маршрут литературного краеведения посвящается Степану Прохоровичу Меледину, писателю-литератору, основателю первой в городе Семенове «библиотеки для чтения» в 1841 году.
П. И. Мельников-Печерский писал: «Меледин — умный, благовременный мещанин, завел библиотеку, выписывая много журналов и книг, ходит по маленькому Семенову и говорит: «Сделайте одолжение, читайте!». Дает читать почти за бесценок — 20 рублей ассигнациями за год... Растрачивает небольшое состояние, желая, чтобы было более читателей в Семенове» [5].
Особое внимание отводится самому П. И. Мельникову-Печерскому, родители которого значились семеновскими помещиками. Предметом для изучения в 9-м классе являются книги писателя «В лесах», «На горах».
Изучение краеведения продолжается и во внеурочной деятельности, которой новые ФГОС отводят особую роль. В прошлом году с ребятами было продолжено написание летописи школы, собирались и исследовались материалы по теме «Их имена — гордость школы и родного города». Результатом проведенного исследования был создан образовательный маршрут «Театр в малом городе», который направлен на привлечение внимания учеников нашей школы и жителей города к известным людям родного края.
Материал был собран на основе воспоминаний дочерей режиссера-постановщика, актера театра, который существовал в 60-е годы прошлого века в нашем районном центре Семенове, В. М. Осминкина.
Изучение истории своего края через фактический материал в других сферах (язык, литература), знакомство с культурным наследием способствует воспитанию духовно-нравственных качеств обучающихся.
Память о прошлом, о людях, живших на этой земле, позволяет испытывать чувство гордости за известных земляков. Все это формирует личность, воспитывает любовь к родному краю. Осуществляется связь между прошлым, настоящим и будущим.
ЛИТЕРАТУРА
1. Афоньшин, С. В. Заволжские родники: избранные произведения / С. В. Афоньшин. — Нижний Новгород : Дятловы горы, 2008. — 388 с.
2. Ефимов, К. В. Семенов литературный / К. В. Ефимов. — Семенов : [б. и.], 2006. — 220 с.
3. Лихачев, Д. С. Экология культуры / Д. С. Лихачев // Знание — сила. — 1982. — ¹ 6. — С. 22—24.
4. Ушинский, К. Д. Родное слово : в 2-х ч. Часть 1 / К. Д.
Ушинский. — Москва : Юрайт, 2023. — 233 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07262-4. — URL: https://urait.ru/bcode/514629 (дата обращения: 16.02.2023). — Режим доступа: Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — Текст : электронный.
5. Храмцовский, Н. Н. Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода / Н. Н. Храмцовский. — Нижний Новгород : Нижегородская ярмарка, 1998. — 605 с. — ISBN 5-87893-029-3
6. Шамшурин, В. А., Алексеев, В. А. Под сенью Керженских лесов : книга о прошлом и настоящем города Семенова / В. А. Шамшурин, В. А. Алексеев. — Нижний Новгород : [б. и.], 2009. — 117 с.
Практика школьного воспитания № 2, 2023
ПОДЕЛИТЬСЯ: