Семейные образовательные маршруты: В путь!

Н. С. НУЖДИНА, ответственный секретарь журнала издательского центра учебной и учебно-методической литературы ГБОУ ДПО НИРО

 

Наша семья любит путешествовать, я и мои сыновья выбираем культурно-познавательный вид отдыха. Мы много ездим по России на автомобиле — в выходные дни посещаем интересные места родной Нижегородчины, а на лето планируем поездки в другие регионы.

Основной целью таких семейных туров стала наша потребность в познании ранее неизведанного, получении радостных эмоций и новых впечатлений. В поездках мы знакомимся с культурными ценностями регионов России, посещаем различные музеи, театральные действа, выставки и спортивные мероприятия. Наш семейный культурно-познавательный туризм достаточно разнообразен, он зависит от возраста — моего и моих детей, от наших предпочтений и интересов, а также происходящих событий. И все чаще в течение одной поездки мы выбираем посещение нескольких городов и интересных мест. Время пребывания в каждом из этих мест зависит от его величины, количества его достопримечательностей и целей нашей поездки.

В нескольких часах езды от нашего дома в Нижнем Новгороде находятся интереснейшие исторические и культурные локации. Мини-путешествия — очень популярный вариант поездки, который позволяет побывать в разных местах Нижегородской области и соседних регионов. Можно пройтись по улицам со старинными зданиями, заглянуть в древние церкви, осмотреть коллекции одного-двух музеев, прогуляться в парках, посетить футбольные матчи и другие мероприятия. Так мы побывали в Арзамасе, Павлове, на Бору, в природном парке Моховые горы, на Оке, где стоит Шуховская башня, в Макарьевском монастыре, во Владимире, в Шуе. В Володарском районе смотрели Всероссийские гонки на собачьих упряжках «Решетихинская сказка». В разное время совершили несколько поездок в Чебоксары и Саранск — столицы соседних республик Чувашии и Мордовии. Такие поездки позволяют за один день насладиться интересным путешествием и вернуться обратно домой.

Перед поездкой каждый из нас ведет свою работу по планированию того времени, которое мы проведем в другом городе, решаются организационные вопросы по проживанию, питанию и туристической/культурной программе. По сути, для каждого своего путешествия мы составляем образовательный маршрут — ставим задачи, формулируем цели, ищем и анализируем интернет-ресурсы, соответствующие интересам и возрастным особенностям, конкретизируем шаги по осуществлению поставленных задач. Так каждый для себя, а потом в совместном обсуждении я и дети целенаправленно подбираем материалы образовательного и культурно-просветительского характера для автопутешествия, переходя от одной ссылки к другой на различных ресурсах. И вот когда весь маршрут разработан, мы садимся в автомобиль и отправляемся в дорогу.

 

 

Летом прошлого года мы ездили в Екатеринбург. И не только потому, что это великолепный город нашей страны с интересной историей, его современная жизнь тоже восхищает. В этом городе долгое время жил и служил мой дед, для моих сыновей — прадед. Во время Великой Отечественной войны и послевоенные годы там родились и росли наши ближайшие родственники. Теперь же в Екатеринбурге никто из родных не живет.

Но у нас было желание, подкрепленное просьбой родственников старшего поколения нашей семьи, побывать в тех местах. И вот, составив маршрут с определенными целями, мы отправились в многодневную (и такую познавательную!) поездку. Длительные переезды по просторам разных областей, республик и Пермского края нам скрашивали потрясающе красивые виды из автомобильного окна, прослушивание волн местного радио, навигация и поиск мест на карте в мобильном приложении. Екатеринбург нам очень понравился и впечатлил своей уральской красотой! По одному из пунктов составленного маршрута мы посетили и квартал, где жили наши предки в 40—50-х годах прошлого века, посидели в сквере у дома — вспоминали с сыновьями рассказы родных о детстве в этих местах. Сняли видео и фото для наших пожилых родственников. Этот замечательный город стал нам ближе и дороже благодаря памяти о наших дедушках и бабушках.

Использование сети Интернет для работы и для досуга теперь стало повсеместным, и важно научиться использовать потенциал сети, чтобы организовать совместную деятельность в семейном кругу с помощью компьютера. Поэтому такая форма взаимодействия весьма актуальна — она расширяет кругозор и родителей, и детей, ведет к получению новых знаний, проявлению личностных качеств и повышению уровня культуры. Очень важно создавать маршруты, которые воспитывают чувство гордости и ответственности за свою Родину (и большую, и малую), позволяющие детям понять ценность семейных отношений, испытывать гордость за свою семью, своих предков, чтобы стать достойными хранителями и продолжателями традиций, заложенных в культуре нашего народа.

Любое путешествие оставляет впечатления на всю жизнь, и наши — не исключение. Из каждой поездки мы привозим фото и видео, которые потом оформляем
в альбомы, — они дарят приятные минуты воспоминаний семейными вечерами.

Желаю и вам успехов в разработке семейных образовательных маршрутов по родному краю и нашей стране! Итак, друзья, в путь!

 

 

Практика школьного воспитания № 2, 2023

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм