Воспитательный потенциал школьного краеведения

В. К. РОМАНОВСКИЙ, д. и. н., профессор учебно-методического центра исторического образования

и регионоведения

ГБОУ ДПО НИРО

 

Обновленные ФГОС, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, другие нормативные документы нацеливают российскую школу и педагогов на воспитание социально активных, творческих личностей, обладающих духовно-нравственными и гражданско-патриотическими качествами. Подписанный (09.11.2022 г.) Президентом Российской Федерации Указ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» актуализирует задачи по воспитанию подрастающего поколения в современной России. В документе содержится определение традиционных ценностей — это «нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение, передаваемые от поколения к поколению, нашедшие свои уникальные проявления в развитии многонационального народа России» и представлен их перечень — патриотизм, гражданственность, служение отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, семья, созидательный труд, милосердие и др.

Важную роль в решении актуальных задач воспитания учащихся играет школьное краеведение, целью которого является развитие у ребят интереса к природе, истории и культуре родного края, воспитание любви и уважения к своей малой родине как неотъемлемой части отечества, формирование гражданина и патриота России. Для достижения поставленной цели в рамках краеведческой работы решаются познавательные и воспитательные задачи:

— познакомить учащихся с историей и современностью края;

— сформировать у детей представление о различных сторонах жизни своего региона и его жителей и развить у школьников стремление знать свой край;

— способствовать формированию личностного отношения учащихся к родному краю;

— способствовать развитию гражданских качеств детей, патриотического отношения к малой родине и большой Родине;

— создать условия для изучения проблем развития края, формирования у школьников видения своего места в решении этих проблем, мотивации внести личный вклад в совершенствование его жизни;

— способствовать адаптации учащихся к действительности своего края, профессиональному самоопределению (через формирование умений использовать полученные знания в различных сферах повседневной жизни);

— способствовать развитию личностных качеств детей средствами краеведения.

Краеведение в широком смысле и школьное краеведение, в частности, неразрывно связаны с понятием «малая родина». Малая родина — это конкретная местность (село, улица, район, город, регион/область) с ее природно-географической, культурно-исторической, социальной и национальной средой. С ней связан начальный период жизни человека — детства и отрочества, когда происходит формирование его личности, локальной/региональной идентичности — осознание своей связи с малой родиной. Особые чувства к родному краю зарождаются у ребенка с отношения к матери, самым близким людям, к отчему дому, а со временем, в школьные годы — из интереса и знаний о малой родине. С понятия малой родины начинается понимание и осознание своего отечества. Патриотизм на местном уровне не противоречит общегосударственному патриотизму, чувству любви к большой Родине — России. Известный русский писатель Леонид Леонов в свое время справедливо заметил, что «большой патриотизм начинается с любви к малому — к месту, где ты живешь».

Краеведческая деятельность в школе разнообразна и в зависимости от конкретных условий может развиваться по направлениям:

— историческое краеведение (военно-историческое, историко-культурное, историко-архивное, музейное, археологическое и др.);

— естественнонаучное краеведение (географическое, биологическое, геологическое, экологическое и др.);

— этнокультурное краеведение (фольклорное, этнографическое, художественное и др.);

— литературное краеведение;

— экскурсионно-туристическое краеведение (краеведческие исследования во время туристических походов и экскурсий) и др.

В нижегородских школах осуществляется работа по многим направлениям краеведения. Педагоги разных предметных областей в рамках урочной и внеурочной деятельности широко используют краеведческие материалы в познавательных и воспитательных целях.

Важную работу по учебно-методическому обеспечению школьного краеведения проводит Нижегородский институт развития образования. Для 2—4-х классов начальной школы разработан УМК по литературному краеведению «Нижегородская сторона» (авторы: В. Ф. Одегова, Н. Н. Морозова), который используется в качестве школьного компонента. Реализуется программа внеурочной деятельности «Мы — нижегородцы» для 1—4-х классов (автор В. Ф. Одегова). Изданы учебные пособия для 1-го и 2-го классов «Литературное чтение юных нижегородцев на родном русском языке» (автор В. Ф. Одегова). Материалы по литературному краеведению содержатся в учебном пособии для старшеклассников (произведения А. Пушкина «болдинского» периода, а также В. Короленко, М. Горького, Б. Корнилова, З. Прилепина и др.) по предмету «Родная литература (русская)» (авторы: М. И. Шутан, М. Ю. Борщевская, Л. В. Дербенцева). Биологическое краеведение реализуется в рамках внеурочной деятельности на основе УМК (программа, учебное пособие, рабочая тетрадь) для 6-го класса (автор Л. В. Алексеева). По историческому краеведению (история родного края) разработан УМК «История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней» для учащихся 6—10-х классов. В него входят программа, учебные пособия для детей, методическое пособие для учителя, хрестоматия и контрольно-измерительные материалы (авторы: В. К. Романовский, Ф. А. Селезнев, Б. Л. Гинзбург, Э. С. Иткин). В школах он используется при изучении истории родного края в двух вариантах: как самостоятельный курс («История Нижегородского края» в 6—10-х классах) и как учебный модуль в контексте курса «История России».

Краеведческие материалы по истории и культуре Нижегородского края обладают огромным воспитательным потенциалом. Ценности патриотизма, гражданственности, социальной солидарности вправе быть в центре внимания учебных занятий, классных часов и проектов, которые посвящены деятельности и ратным подвигам Юрия Всеволодовича, Александра Невского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, нижегородцев-участников войны 1812 года, Первой мировой войны, Великой Отечественной войны 1941—1945 годов, локальных вооруженных конфликтов и специальной военной операции нашего времени.

Привлечение внимания к таким качествам как уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость актуально в рамках школьных мероприятий, связанных с трудовыми и творческими свершениями наших земляков — основанием Нижнего Новгорода и других поселений, развитием ремесел, промышленности, торговли, культуры в Нижегородском крае, вкладом нижегородцев в создание новых предприятий, отраслей экономики. У трудовых подвигов есть конкретные имена — основатели металлургических заводов братья Андрей и Иван Баташевы, организатор строительства Нижегородской ярмарки инженер Августин Бетанкур, предприниматель Иван Колчин, городской голова Федор Переплетчиков, механик Василий Калашников, кузнец-стахановец Александр Бусыгин и многие другие нижегородцы, которые обустраивали наш край.

Земля нижегородская полна примерами проявления со стороны предпринимательского сообщества, купеческих династий таких традиционных российских ценностей как милосердие, достоинство, справедливость, взаимопомощь. Это нашло отражение в меценатстве и благотворительных действиях судовладельца Дмитрия Сироткина, купцов Емельяна Башкирова, Николая Бугрова и Федора Блинова, предпринимателей братьев Рукавишниковых, других нижегородцев, усилиями которых в городе строились дома, банки, школы, больницы и библиотеки, открывались столовые и дома приюта для бедных людей. Умея зарабатывать деньги, они в своих жизненных поступках отдавали приоритет духовному над материальным, что характерно для русского человека, и не скупились давать деньги на добрые дела и процветание своей малой родины.

Материалы о повседневной жизни нижегородских сословий, биографии семей известных нижегородцев, их воспоминания и другие источники дают возможность привлечь внимание ребят к таким ценностям как семья, любовь и верность, уважение к родителям, забота о старших и младших. Разговор об этом важен потому, что любовь к отечеству, как отмечалось ранее, начинается с любви к родителям, к своей семье, к отчему дому. Про такие ценности необходимо говорить с учениками, обращаясь к быту, нравам, особенностям семейной жизни народов Нижегородского края.

Большое воспитательное значение имеют также примеры судеб и творчества выдающихся нижегородских деятелей просветительства, науки и культуры: изобретателя Ивана Кулибина, церковного деятеля Дионисия, ученого и епископа Дамаскина, художника Александра Ступина, основателя фотожурналистики Максима Дмитриева, писателя Максима Горького, композитора Александра Касьянова, ученого-физика Андрея Сахарова, кардиохирурга Бориса Королева, кораблестроителя и конструктора Ростислава Алексеева. Знакомство с творческими биографиями выдающихся земляков поможет ребятам осознать огромную важность ценности знания, сформировать мотивацию к творчеству, к нравственному совершенствованию.

Во многих нижегородских школах организуются факультативные курсы по краеведческой тематике. Разнообразны и внеклассные формы краеведческой работы. Некоторые из них периодичны — вечера, выставки, конкурсы, викторины, конференции, олимпиады. Другие действуют на постоянной основе — выпуск газет, радиопередач, создание и деятельность краеведческих уголков и музеев, экскурсии, краеведческие объединения учащихся.

Важное место занимает проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся. Участие ребят в проектах и исследованиях способствует формированию навыков поиска информации, ее обработки и использования; развитию умения ставить цели, решать творческие задачи; донести до других людей результаты своей работы. Обращение к исследованию проблем истории, культуры, природы малой родины всегда интересно, что позволяет создать высокую мотивацию познавательной деятельности. Творческая деятельность, связанная с родным краем, как правило, всегда значима для ребенка (обладает высокой актуальностью), так как он видит реальные результаты своего труда.

Роль учителя в реализации основных задач школьного краеведения является едва ли не определяющей. Профессионализм в работе, активная жизненная позиция, глубокие знания о родном крае, владение методикой его изучения, личная увлеченность краеведческими изысканиями, понимание значимости своей деятельности, способность заинтересовать и повести за собой учеников — залог успешной работы педагога-краеведа.

От профессиональной деятельности педагога зависит многое, тем более, когда речь идет о духовно-нравственном воспитании и развитии школьника. Важно учитывать, что формирование ценностей — это сложный, трудоемкий и длительный процесс. Он является одной из составляющих достижения личностных образовательных результатов и в своем развитии проходит несколько этапов или уровней. Первый уровень — приобретение знаний о базовых национальных ценностях: усвоение учебной информации о российских ценностях, понимание их смыслового содержания, объяснение причин, которые способствовали их утверждению в качестве базовых и общенациональных. Второй уровень — рефлексия знаний и представлений о ценностях, апробирование собственного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом на основе опыта взаимоотношения с учащимися класса, школы, способность выражать и аргументировать свои мнения и суждения по этому вопросу. Третий уровень — осознанное стремление принимать деятельное участие в общественной жизни различного уровня и в разных формах (класс, школа, сельские или городские общественные структуры, социальные проекты, волонтерское движение и др.), оценивание своих поступков в соответствии с базовыми ценностными установками, самостоятельность в выборе решений, способность противостоять асоциальным и противоправным поступкам и действиям; приобретение опыта самостоятельного социального действия. Учитывая особенности формирования ценностей учащихся, учитель имеет возможность фиксировать этот процесс на разных уровнях: знаниевом (владение знаний о ценностях); оценочно-ориентировочном (отношение к ценностям, готовность их принимать и уважать); деятельностном (личные действия в соответствии с ценностями, участие в общественной жизни).

Таким образом, школьное краеведение в системе российского образования, краеведческая работа в школах Нижегородской области — действенное средство формирования духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств личности учащихся. Нижегородские педагоги в подавляющем большинстве стремятся донести до школьников понимание того, насколько важно знать историю, культуру, традиции своего родного края. Благодаря этому ребята включаются в поисковую, исследовательскую, проектную деятельность, собирают и анализируют краеведческие материалы в контексте разных предметных областей, приобщаются к социальному опыту, культурно-историческому и духовному наследию, природному богатству малой родины.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Бороноев, А. О. Понятие малой родины: определение и содержание / А. О. Бороноев // Общество. Среда. Развитие. — 2020. — № 3. — С. 60—66.

2. Егорова, Ю. А. Педагогическое целеполагание: сущностные характеристики / Ю. А. Егорова // Теория и практика общественного развития. — 2013. — № 7. — С. 80—85.

3. Ривкин, Е. Ю. Краеведческая деятельность как системообразующий компонент воспитательной системы школы // [Электронный ресурс]. — URL: www.portal-slovo.ru (дата обращения: 07.03.2023).

4. Снопков, С. В. Краеведение как форма образовательной деятельности учащихся / С. В. Снопков // Исследователь. — 2020. — № 1. — С. 88—93.

5. Фортуна, С. А. Роль краеведения в школьном образовании /
С. А. Фортуна // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. — 2013. — № 1. — С. 147—150.

 

 

Практика школьного воспитания № 2, 2023

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм