Историческое краеведение как основа сотрудничества учащихся в многонациональной школе

А. А. СЕДНИН,

учитель истории МБОУ

«Школа № 52»

Канавинского района,

г. Нижний Новгород

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 52» г. Нижнего Новгорода находится рядом с Канавинским рынком и Московским вокзалом — крупнейшими объектами инфраструктуры, где пересекается множество миграционных потоков. Соответственно, этот факт коренным образом влияет на состав микроучастка школы.

Если проанализировать анкеты за 2022/2023 учебный год, можно увидеть, что школа №  52 отличается пестрым национальным составом обучающихся в ней детей — 17 национальностей, где, помимо русских самыми многочисленными этническими группами являются (...) дагестанцы, чеченцы, азербайджанцы, армяне, узбеки, таджики, киргизы, представители иранских народов, вьетнамцы, корейцы [3].

С начала 2000-х годов данное соотношение представляет большую проблему, как в учебной деятельности, так и в воспитательной работе. Дети-мигранты, поступающие в школу, зачастую не обладают навыками первичной социализации, плохо знают русский язык и культуру, не имеют сформировавшихся духовных и патриотических ценностей.

Со временем возникла и другая проблема. Многие подростки, поступающие в школу, родились уже здесь в России, получили или получат российское гражданство (чаще всего его имеет один или оба родителя), однако они остаются «чужими» для российской культуры, так как в семье общаются только на родном языке и только с представителями своей национальности. Но стоит отметить, что и для многих представителей своего народа эти дети остаются также «чужими», поскольку они никогда не были на своей «Родине», не знают своих корней, а в подростковом возрасте, приобщаясь к ценностям современного общества, начинают отрицать традиционные ценности своего народа. Это вызывает огромный диссонанс в процессе их социализации, так как большая часть российского общества считает их мигрантами и отрицает возможность принятия ими современных духовно-нравственных, гражданских, культурных ценностей современной России, а консервативная часть их агломерации обвиняет таких детей в нарушении традиционного уклада, религиозных обычаев и отстраняется от них. Получается парадоксальная ситуация, что человек уже не может считаться частью своего народа, но и не может вписаться в ценности другого и остается «человеком без Родины», отрицающим любые ценности вообще [1].

Что же делать с такими «людьми без Родины»? Разумеется, идеальным вариантом было бы воспитать в них другие ценности и идеалы, научить их соотносить себя с российским обществом, зародить в них зачатки гражданственности и патриотизма, при этом, помогая им не терять свою национальную идентичность, связь со своей культурой и традициями.

С 2018 года ведущей идеей моей педагогической деятельности является концепция развития «зеркального краеведения». В ее основе лежит принцип, что дети-мигранты, знакомясь с историей Нижнего Новгорода, Канавинского района, историей школы, получают возможность изучить историю своего народа в истории Нижегородского края и России в целом, представить свои культурные особенности, национальные ценности и традиции своим одноклассникам других национальностей, тем самым получая возможность приобщиться к истории и культуре той страны, с которой они свяжут свою дальнейшую жизнь, не теряя при этом связь со своей национальной историей.

С 2020 года автором этой статьи воспитание межнационального сотрудничества реализуется в рамках краеведческого кружка «Я — нижегородец». Его основная деятельность связана с созданием стационарных выставок и пеших маршрутов экскурсий о памятниках истории и культуры нашего микрорайона. В нашем объединении занимаются дети разных национальностей. Например, воспитанники кружка участвовали в городском конкурсе краеведов «Ты — нижегородец», где ученики 7—9-х классов соревнуются между собой в знании истории Нижнего Новгорода, и в нашей команде были представители русского, азербайджанского, вьетнамского народов.

 

 

В рамках городского конкурса «Юные хранители славы нижегородцев» на базе музея «Дружбы народов» вместе с представителями народов Вьетнама была организована выставка «Моя далекая близкая Родина» (представлена история вьетнамского народа в XIX веке во времена Нижегородской ярмарки). А для школьников Канавинского района проведена Неделя вьетнамской культуры.

В этом учебном году в рамках вышеупомянутого конкурса была создана выставка, посвященная эвакогоспиталю № 2803, располагавшемуся в нашей школе в годы Великой Отечественной войны. Ученицы, приехавшие из Армении и Азербайджана, Меланя Оганесян и Лейла Мурадова помогали в подготовке этой выставки в составе поисковой группы и экскурсоводов.

Также ученики в процессе музейной работы получают возможности познакомиться с культурой и традициями других народов и рассказать об особенностях своей. В 2023 году в рамках конкурса «История обычных вещей» нашими школьницами Лутфией Султоновой, Греттой Минасян и Полиной Казанцевой была организована выставка «Узоры те, что связывают нас», где они в качестве экскурсоводов музея рассказали об истории украшений и орнаментов узбекского, армянского и русского народов, а также вместе со своими семьями помогали собирать и готовить музейные экспонаты.

C 2021 года еще одной важной составляющей работы по воспитанию этнотолерантности стала работа с детьми-мигрантами из Украины.

Каждый учебный год, начиная с 2021-го, ученик МБОУ «Школа № 52» Андрей Ожуженко, чья семья в 2017 году переехала в наш город из Донецка, — участник городского конкурса «Мой Нижний Новгород» (интернет-проект «Мы — вместе»). В рамках этого проекта школьник написал две исследовательские работы про исторические объекты Канавинского района.

Также все вышеперечисленные ребята являются соавторами и участниками школьного интернет-проекта «Пешком по Старому Канавино». Создаваемые самостоятельно учениками нашей школы пешие экскурсии по Канавинскому району размещаются на специально созданном сайте в формате интерактивных карт, видеоэкскурсий и аудиогидов (http://kanavinogid.rf.gd/?i=1).

В результате подобной работы с учащимися видна положительная динамика межкультурных отношений, коммуникации, позитивная адаптация и принятие детей-мигрантов в школьном детском сообществе, что отражается в рамках регулярных мониторингов мнения самих учеников и классных коллективов.

 

 

Таким образом, на примере всех конкурсов и проектов можно увидеть, что при сложном многонациональном составе коллективное участие детей в подобной работе позволяет решать задачи, направленные на воспитание толерантности у представителей различных национальностей, планомерной интеграции детей-мигрантов в образовательную среду российского национального образования, а также развития активной коммуникации и стирания границ в национальных и культурных обычаях различных народов.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Коммуникация: от диалога межличностного к диалогу межкультурному : учебное пособие / С. К. Бондырева, А. А. Мурашов. — Москва : издательство НПО «МОДЭК», 2007. — С. 118-293. ISBN 978-5-9770-0041-3

2. Работа со школьниками в краеведческом музее : Сценарии занятий: учебно-методическое пособие / Под редакцией Н. М. Ланковой. — Москва : Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2001. — С. 34—37. ISBN 5-691-00551-0

3. Боев, Э. Б, Поташник, Е. С. Воспитание толерантности в многонациональной школе на примере муниципального бюджетного образовательного учреждения «Школа № 52» города Нижнего Новгорода. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-tolerantnosti-v-mnogonatsio... (дата обращения: 12.01.2023). — Текст : электронный.

 

 

Практика школьного воспитания № 2, 2023

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм