Городец — мой край, моя история. Использование краеведческого материала на уроках и во внеклассной деятельности
Г. Е. СЕРЕБРЯКОВА, учитель истории ГКОУ «Школа-интернат № 10», г. Городец
|
Т. В. ЩЕРБАКОВА, учитель профильного труда ГКОУ «Школа-интернат № 10», г. Городец |
Процесс познания истории начинается с усвоения фактов. Но специфика исторических фактов заключается в том, что они неповторимы, их невозможно наблюдать. Поэтому, используя разнообразные приемы и средства обучения, учитель старается сформировать у школьников образные представления о фактах прошлого. При этом необходимо учитывать особенности представлений учащихся коррекционной школы (бедность воображения, фрагментарность, неточность, искаженность) и сложность работы по их формированию.
Задача учителя заключается в том, чтобы «приблизить исторический факт к сознанию учащихся» силой живого слова, с помощью различных приемов конкретизации, различных видов наглядности.
Важной составной частью курса «История Отечества» являются историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей. Изучение прошлого и настоящего своего родного края, его природы, истории, культуры важно для детей с нарушением интеллекта, так как коррекционная школа является единственным учебным заведением, формирующим социальный опыт для большинства из них. Благодаря работе по краеведению решается важное дидактическое правило: от известного — к неизвестному, от близкого — к далекому. Вместе с тем реализуется принцип связи обучающихся с жизнью. Краеведение является средством осуществления межпредметных связей в учебно-воспитательном процессе; составляющей нравственно-патриотического направления в развитии подрастающего поколения. Краеведческий материал в основном рассматривается как вспомогательный для изучения основного учебного материала, при этом изучение родного края происходит дробно, на отдельных учебных предметах. Также краеведческая работа осуществляется во внеурочное время в формате тематических недель, экскурсий, внеклассных мероприятий.
Любовь к родному городу, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своего Отечества, сформировать у учащихся чувство собственного достоинства, положительные качества личности.
В течение трех лет я использую краеведческий материал при преподавании курса истории России как на уроках, так и во внеклассной работе с целью:
- изучения истории родного края;
- развития навыков исследовательской работы;
- развития познавательного интереса к предмету;
- воспитания гражданско-патриотических качеств учащихся.
Одной из форм по краеведческому образованию является социальный проект. Школьный проект «Улицы Городца» был реализован в рамках воспитательной работы в ГКОУ «Школа-интернат № 10». Метод проектов в специальной (коррекционной) школе открывает значительные возможности: позволяет обучать детей с нарушениями интеллекта самостоятельной поисковой деятельности, повышает мотивацию в учебе, улучшает творческий потенциал, формирует коллективные отношения, способствует интеграции и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Этот проект призван к организации коллективной работы по изучению своей малой родины.
Нам дорога Городецкая земля... Нельзя остаться равнодушным к ее благородной древности. В силу преклонного возраста, неповторимой красоты, а также неистощимой в веках творческой самобытности местных мастеров, Городец издавна привлекал внимание сначала летописцев, а затем и отечественных историков.
Разбросав свои извилистые улочки по высотам плато левого берега Волги, стоит один из древнейших городов России — Городец на Волге — «Радилов», как величают его некоторые русские летописные хроники. История Городца неразрывно связана с именем Александра Ярославича Невского. Святой благоверный князь скончался здесь в ноябре 1263 года. Для нашего исследования была выбрана улица, носящая его имя.
В ходе проектной деятельности учащиеся под руководством педагога выполнили следующие задания:
- выбрали объект исследования — улицу Александра Невского;
- определили цель и задачи исследования;
- посетили с экскурсией выбранную улицу;
- собрали необходимую информацию;
- изготовили блокнот с изображением памятника Александру Невскому;
- подготовили презентацию для защиты проекта;
- подготовили информационный буклет об улице Александра Невского;
- защитили результаты исследования.
Деятельность по реализации
Этап |
Сроки |
Описание работы |
---|---|---|
Подготовитель-ный этап |
07—09.10.2021 |
Получение детьми представления о предстоящей проектной деятельности. Выбор объекта для исследования — улица |
Ориентировоч-ный этап |
10—13.10.2021 |
Определение цели и задач исследования (классный час): - узнать как можно больше об улице Александра Невского; - узнать о городчанах — кавалерах ордена Александра Невского, полученного за боевую доблесть в годы Великой Отечественной войны; - учиться планировать работу; - учиться искать информацию в различных источниках; - учиться создавать презентацию и защищать ее; - учиться изготавливать подарочный блокнот; - учиться создавать информационный буклет; - учиться испытывать гордость и любовь к своей малой родине |
Организацион-ный этап |
15—20.10.2021 |
Составление плана работы (классный час) |
Этап реализации проекта |
21.10.2021—14.11.2021 |
1. Посещение выбранной улицы (экскурсия) 2. Посещение музея А. Невского в Феодоровском мужском монастыре (экскурсия) 3. Посещение Мемориального комплекса национального достояния — музей им. А. Невского (экскурсия) 4. Посещение детской библиотеки, беседа с библиотекарем с целью получения информации об улице А. Невского 5. Изучение интернет-источников |
Оформление и защита проекта |
15.11.2021— 22.11.2021 |
1. Создание информационного буклета (дети совместно с педагогом) 2. Создание презентации (дети совместно с педагогами) 3. Изготовление подарочного блокнота с изображением памятника А. Невскому (совместно с учителем профильного труда — картонажно-переплетная мастерская) 4. Подготовка к защите и возможным вопросам 5. Защита проекта по презентации |
Анализ результатов |
23.11.2021 |
Беседа по вопросам: - Достигнута ли цель проекта? - Что вы узнали, чему научились, что поняли, к чему стали относиться по-другому, в чем изменились? - Какой из этапов работы над проектом запомнился вам больше всего и почему? - Что в проектной работе вам понравилось больше, а что меньше, в сравнении с обычными учебными занятиями? - Возникало ли у вас в ходе выполнения проекта желание что-либо изменить, улучшить в содержании работы? - Довольны ли вы результатом? - Оцени свой вклад в достижение цели. |
Большая роль при изучении краеведческих материалов отводится межпредметным связям. Так, в ходе реализации проекта теоретическое изучение материала нашло отражение в практической деятельности на уроках профильного труда (изготовление подарочных блокнотов с изображением Александра Невского). В результате проектной деятельности у ребят повысился интерес к изучению малой родины, так как встречи с родной историей помогают сильнее полюбить землю, где ты родился и живешь, позволяют прочно ощутить свои корни, пробуждают желание сберечь и передать потомкам то ценное, что досталось нам от предыдущих поколений — историческую память.
Ученики школы принимают активное участие в конкурсах, посвященных культурному и духовному наследию святого благоверного князя Александра Невского, продолжению традиций Городецкого края.
ЛИТЕРАТУРА
1. Еранцев, А. Н. Александр Невский и Городец: живая связь в веках / А. Н. Еранцев, М. Н. Еранцев. — Городецкий историко-художественный музейный комплекс, 2007.
2. Филатов, Н. Ф. Городец на Волге XII — XIX веков / Н. Ф. Филатов. — Нижний Новгород : Деком, 2005. ISBN 5-89533-142-4
3. https://urok.1sept.ru/articles/683330
Практика школьного воспитания № 2, 2023
ПОДЕЛИТЬСЯ: