Послесловие одного маленького путешествия: озеро Светлояр

Е. Н. СЕРЕДУХИНА, учитель ГБОУ «Лицей-интернат "Центр одаренных детей"»,

г. Нижний Новгород

 

А. Б. ГРОЗА, директор МКУ «Природный парк "Воскресенское Поветлужье"», Воскресенский район

 

Современные дети часто удивляют взрослостью и независимостью суждений. Существование профильности в обучении заставляет их раньше думать о своем будущем. При этом романтиков становится все меньше. Дети не верят в сказку, в незыблемость авторитетов, у них новые ориентиры. Задать нужный вектор в понимании того, как каждый из нас может и должен служить Родине — дело учителя и родителей. С примером интересного опыта взаимодействия учеников, учителей, выпускников ГБОУ «Лицей-интернат “Центр одаренных детей”» и родителей по изучению своей малой родины предлагаем познакомиться вам.

Действенный союз с директором МКУ «Природный парк “Воскресенское Поветлужье”» Нижегородской области Алексеем Борисовичем Грозой приводит к пониманию того, что экскурсии по родному краю помогают детям усваивать идеи любви к Родине, прививают общечеловеческие нормы нравственности, а это является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания гражданина России.

Не секрет, что любовь к Родине начинается с любви к месту, где человек родился: с того самого истока, откуда делаются первые шаги в необъятный мир. Родной уголок... Родная страна... Целый мир. Маленький человек взрослеет, начинает осознавать себя гражданином своей страны, дорожит своими корнями. Как же важно найти баланс между восхвалением своего края и голосом истории; как важно осмыслить связь исторического и современного? Как подростку не потеряться в обманчивом, столь запутанном лабиринте истории и современности? Не последнюю роль тут играют образовательные центры, которые знакомят школьников с историей, культурой, а также бытом родного края. В. Г. Белинский писал: «Любить свою Родину, значит, знать ее». Критик буквально вывел определение патриотизма. От того, насколько хорошо школьники будут знать историю своего родного края, будет зависеть глубина патриотического чувства у ребят.

Цели любой экскурсии достигаются тогда, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем детей в ярких, эмоциональных образах. Вчитайтесь в слова — Родина, народ, родители, природа. Случайно ли это однокоренные слова? По определению доктора педагогических наук А. Н. Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения».

Чтобы включить детей в сопереживание и осознаниe чувства привязанности к своей родной земле, надо создать такие условия проведения экскурсии, чтобы они принимали в ней активное участие. Это необходимо продумать еще на этапе планирования маршрута.

И самое важное — экскурсия не должна заканчиваться прощанием с экскурсоводом. Необходимо обобщение того, что дети узнали нового во время ее проведения. Это обобщение возможно в разных форматах — от заметки на сайте школы или стенгазете до эссе-размышлений.

 

 

На этапе планирования выбирали из предложенных маршрутов по парку. (Все описанные маршруты могут быть оплачены по «Пушкинской карте».)

- У стен сокровенного града Китежа (с. Владимирское, оз. Светлояр, поход к могиле трех старцев и на ключик Кибелек). Главная достопримечательность парка — живописное и таинственное озеро Светлояр, расположенное на окраине исторического поселения — села Владимирское.

- «Ноев ковчег»: на берегу реки Ветлуги красуется старинная деревянная церковь. Вместе с ней единый ансамбль составляют колокольня и зимняя церковь в честь святых Зосимы и Савватия. В Троицком есть клуб, где можно совершить конные прогулки, покататься на байдарках.

- Этно-экологическая тропа «На пути к древности». Маршрут рассказывает о заселении территории побережья Ветлуги и знакомит с биологическим разнообразием местной флоры и фауны.

- Экологическая тропа «Левашовское Поветлужье». Маршрут расположен на территории сельского культурного ландшафта в правобережье нижнего течения реки Ветлуги. Он включает исторические здания старинной и современной церквей села Богородское, усадебные дома в деревне Галибиха и природный участок в долине реки Ветлуги рядом с деревней Богданово Нижнее.

Наибольший интерес вызвал первый маршрут. Дело в том, что Китеж-град — это собирательный образ всей Святой Руси. Причем не сказочный образ, а исторический, по «Китежскому летописцу» можно вообще изучать историю Руси. А озеро Светлояр часто называют «неземным чудом», объясняя его происхождение падением метеорита. Однако гораздо большей популярностью пользуется легенда о загадочном граде Китеже (по В. Г. Короленко).

...И построил великий князь Георгий Всеволодович город Малый Китеж на Волге (нынешний Городец), а опосля вышел к Люнде и Светлояру на «зело прекрасно» место, где поставил Китеж Большой. Когда «злые татарове» подошли к Китежу Меньшому и в великой битве убили брата князя, сам он скрылся в новопостроенном лесном городе. Гришка Кутерьма, пленник Батыя, не стерпел мук и вывел врагов тайными тропами к Светлояру. Из-за стен до татар доносился лишь колокольный звон: жители Китежа не только не построили никаких укреплений, но даже не готовились защищаться. Они молились о спасении. И как только орда ринулась к городу, из-под земли вдруг забили многоводные источники, и татары в страхе отступили. А вода все бежала и бежала... И вот уже Светлояр сомкнул свои волны над городом. Лишь одинокая маковка собора еще виднелась над гладью озера. Вскоре исчезла под водой и она...

Но Китеж-град не погиб: он невидим, но цел, и в особые дни до тихих берегов из глубины озера доносится колокольный звон, а в чистых, прозрачных водах Светлояра можно разглядеть храмы и дома... Известный писатель-историк П. И. Мельников-Печерский описывал тайну Китежа так: «Цел тот град до сих пор, но невидим... Скрылся он чудесно Божьим повелением... А на озере Светлом Яре тихим летним вечером виднеются отраженные в воде стены, церкви, монастыри, терема княжеские...И слышится по ночам звон китежских колоколов...».

 

 

Личность человека, который знакомит детей с новым местом, имеет гораздо большее значение, чем, возможно, принято считать. Школьников буквально поразили слова директора центра А. Б. Грозы, начавшего свой рассказ словами: «Я счастливый человек, потому что никогда в жизни не работал, я занимаюсь любимым делом. Я из Нижнего Новгорода, горожанин. Несколько лет собирался переехать жить в сельскую местность, как-то ближе общинная жизнь там. В 1996 году приехал впервые на Светлояр, и волею судьбы он открыл мне двери. Сначала мне пришлось создавать детский центр творчества «Китеж», а в 2006 году администрация Воскресенского района направила предложения по созданию природного парка. Когда он был создан, мне предложили заняться этим проектом. Я искренне рад, что так случилось — впереди интересная жизнь».

«Сюда хочется возвращаться вновь и вновь, чтобы почувствовать себя хотя бы маленькой частью этого большого и светлого мира», — отметила Арина Каширина.

«Когда я была там, меня переполняло чувство душевного умиротворения и спокойствия», — Лера Ремизова.

«Попадая на Светлояр, обретаешь душевное спокойствие и свободу», — Юля Мосюгина.

«Спокойствие и тишина, исходящие от Светлояра и буквально покрывшие всю природу близ него, проясняют наши мысли и дарят такое далекое от городской суеты умиротворение», — Оля Поморцева.

«Меня впечатлила увлеченность сотрудников своим делом и их любовь к родному краю — они заразили нас своим настроением, и мы тоже почувствовали уважение к этой исторической местности», — Соня Сытова.

Опыт подобной экскурсии приобщил ребят к культурному богатству русского народа. «В этом месте особая энергетика, а сам Китеж является одним из национальных идеалов России. Из местной легенды он вырос в символ пресветлого Града, к которому устремлена русская душа...», — вспоминает Даша Монахова. Без сомнения, во время общения детские души были наполнены сопереживанием и добром. «Нам было очень жаль уезжать из Владимирского, но мы знали, что впереди у нас еще много интересных поездок и впечатлений. Мы еще раз убедились в том, что наша любовь к России, к ее культуре и истории, к ее городам и весям бесконечна. Россия всегда в нашем сердце», — так ученики написали о поездке на сайте лицея.

 

 

Неизгладимое впечатление на ребят произвела встреча с выпускницей лицея, а сегодня — сотрудницей историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника «Град-Китеж» Арсланой Гумеровой, которая на протяжении всего маршрута сопровождала нас.

Как педагог, искренне надеюсь, что мои ученики вырастут достойными гражданами своей страны — будут с трепетом хранить и оберегать нашу национальную культуру. Со своей стороны я стараюсь помочь ученику постичь жизнь, делаю все от меня зависящее, чтобы он поднялся на новую ступеньку духовно-нравственного и интеллектуального развития.

Изучению своей страны способствует внеклассная работа, которая как раз и решает множество воспитательных задач. Именно родители и педагоги раскрывают детям разнообразие большого мира. Открывая окно в жизнь, необходимо зародить в ребятах чувство гордости за свою Родину и народ.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Вырщиков, А. Н. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе / А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев. — Монография. — Волгоград : НП ИПД «Авторское перо», 2006.

2. Гроза А. Б. «Природный парк «Воскресенское Поветлужье». [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://tourismnn.ru/maintour/eco/park (дата обращения: 11.09.2022).

3. Историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Град-Китеж» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://kitezh.info/ (дата обращения: 11.09.2022).

4. «Лицей-интернат «Центр одаренных детей» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.codnn.ru/news/show_news.php?subaction=showfull&id=1664183121&... (дата обращения: 30.09.2022).

 

Практика школьного воспитания № 2, 2023

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм