По тропинкам родного Нижегородского края. Изучение малой родины через краеведческую работу в школе
Е. В. СЕРОВА, учитель начальных классов МБОУ «Школа № 9», г. Дзержинск |
С. А. ДЬЯЧКОВА, учитель начальных классов МБОУ «Школа № 9», г. Дзержинск |
Формирование осознанного положительного отношения к Родине, восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной для современного человека сегодня стало наиболее актуальным.
Начинать этот процесс формирования нужно с раннего детства, и первым шагом к воспитанию человека может стать краеведение.
Возможности краеведения позволяют объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни — почему мы должны:
- любить и беречь природу;
- сохранять и преумножать культурное и историческое наследие наших предков;
- беречь и охранять архитектурные памятники и памятники культуры;
- формировать толерантное отношение к окружающему миру, сверстникам, представителям разных поколений и народам различных национальностей.
Термин «краеведение», возникший в начале ХХ века, предлагает объектом своего изучения край, как ближайшую к человеку территорию, которую можно обозреть, увидеть, исследовать, изучить.
Главная задача для нас — познакомиться с малой родиной, открыть возможно новые страницы ее истории и культуры, помочь детям узнать район, в котором они живут, увидеть красоту тех улиц, по которым мы ежедневно проходим. Кроме этого сформировать понятие нашего города, как части большой страны.
Когда ребенок идет по улице, ему трудно представить, что когда-то нашего города вообще не было, а на его месте шумел сосновый бор. А старожилы рассказывают, что там, где сейчас стоит памятник Ленину, кучами росли маслята и можно было мгновенно насобирать целую корзинку. Не было ни школы, ни дома, ни улицы, на которой мы сейчас живем. Такое трудно представить, но это исторический факт. Как же возник город? Почему так расположены улицы в городе? Почему их так назвали?
Эти вопросы легли в основу долгосрочного проекта по краеведению в двух классах (под литерой А и Б) одной параллели. Его разработали учителя начальных классов
С. А. Дьячкова и Е. В. Серова.
В рамках проекта использовались различные формы работы: классные часы, викторины, устные журналы, конкурсы, выставки, клубные часы, очные и виртуальные экскурсии, игры-путешествия, библиотечные уроки.
В 1А и 1Б классах была выбрана тема «Герои на все времена». На протяжении всего года проводились мероприятия, в ходе которых:
- подобраны исторические сведения о событиях в жизни дзержинцев во время Великой Отечественной войны;
- написаны сообщения о фронтовиках — родственниках наших учеников;
- проведены конкурсы чтецов, рисунков «Людская память хранит»;
- оформлены стенгазеты;
- организованы выставки фотографий «Я помню! Я горжусь!»;
- приняли участие в акции «Бессмертный полк».
На второй год обучения ребята участвовали в проекте «Я люблю свой край». Здесь основной формой работы стали экскурсии.
Экскурсии помогают решить ряд задач: активизируют познавательный интерес, расширяют кругозор детей, углубляют и систематизируют знания об истории и культуре нашей страны, формируют отношение к природе, различным явлениям общественной жизни, моральным нормам и принципам, расширяют представления детей о труде людей разных профессий, приобщают к миру искусства, формируют художественный вкус.
Наши второклассники побывали на предприятиях и в музеях, где познакомились не только с историей родного края, но и с интересными процессами изготовления продукции. Очень познавательной была экскурсия на фабрику елочных игрушек «Ариэль». В Нижегородской области эта фабрика является уникальной. Елочные игрушки здесь изготавливают с 1936 года. С 1996 года на фабрике кроме игрушек делают и другие стеклянные украшения. В настоящее время «Ариэль» имеет статус предприятия народных художественных промыслов Нижегородской области.
В городе Володарске мы побывали в Доме-музее известного нижегородского благотворителя, купца Николая Александровича Бугрова, который положил начало большой мукомольной промышленности в Нижнем Новгороде. Этот человек владел миллионным состоянием, но жил в чрезвычайной простоте. Вращался в высших кругах, но никогда не забывал своего крестьянского происхождения. Был предпринимателем всероссийского масштаба, но свои высокие прибыли вкладывал в развитие города и помощь неимущим. Бугров в настоящее время стал хорошим примером для подражания.
В здании мукомольного завода на выставке «Наша Родина — СССР» ребята увидели предметы быта, которыми пользовались их бабушки и дедушки (телевизор, радиола, пылесос, мебель, ковры). Побывали в школьном классе, где посидели за партами советского образца, а в магазине того времени познакомились с товарами народного потребления.
Экскурсия в Володарск совпала с Масленицей, и мы приняли участие в гуляниях на городской площади, где ребята узнали историю этого праздника, традиции русского народа провожать зиму и встречать весну.
Побывали в «Потешной деревне», которая находится в живописном дачном пригороде в 20 км от Нижнего Новгорода. За целебный сосновый воздух эти места в середине ХХ века называли Нижегородской Ялтой. Здесь отдыхали писатель Владимир Короленко, изобретатель радио Александр Попов. В ходе ролевой игры дети познакомились с укладом жизни крестьян.
Во время обучения в третьем классе школьники работали по проекту «Улицы моего города». Основная форма работы — исследовательская. Во внеурочное время знакомились с историей появления улиц города, создавали свои проекты, совершали экскурсии по городу, в том числе и заочно.
Очень интересной была экскурсия по изучению архитектуры города. За свою планировку и архитектуру, представляющую практически все архитектурные стили XX века, Дзержинск удостоился включения в список исторических мест Советского Союза. Богатая лепнина на фасадах домов, колонны, пилястры, строгая геометрия пропорций — все это детали классического наследия. Наиболее ярким памятником градостроительства стиля «триумф» является центральная часть Дзержинска. Ее замысел и осуществление принадлежит главному архитектору города в 1940—1958 годы Алексею Федоровичу Кусакину. Город спланирован по радиально-кольцевой схеме и застроен общественными и жилыми зданиями, выдержан в единой стилистике. В 1990 году Дзержинск был включен в число городов, имеющих историческое значение. Статус памятников архитектуры и градостроительства присвоен 35 объектам.
В конце учебного года ребята 3А и 3Б классов защищали свои проекты «Улицы, названные в честь выдающихся людей», «Улицы, названные в честь героев войн». Улица Галкина, улица Ситнова, улица Самохвалова названы в честь наших земляков — Героев Советского Союза. Улицы Гастелло, Ватутина, Матросова, Черняховского, Гайдара, Панфиловцев названы в честь героев Великой Отечественной войны. Есть еще площадь Героев, аллея Славы, переулок Ильяшевича, улица Клюквина и других выдающихся дзержинцев.
В четвёртом классе реализуется проект «Прошлое и настоящее моего края».
Основными объектами знакомства стали предприятия и музеи города, народные промыслы Нижегородского края.
Первым объектом изучения стал музей железнодорожных войск, который находится в нашей школе. Ребята сами участвовали в его создании. За учебный год четвероклассники посетили Дзержинский городской краеведческий музей, Музей пожарной охраны, музей народного быта в детской библиотеке им. Зои Космодемьянской.
Запомнилась экскурсия в город Семенов. Вниманию детей был представлен весь процесс изготовления семеновской матрешки, изделия с хохломской росписью. В музее народного быта узнали про устройство русской избы, ремесла простых людей. А в Доме-музее Семена Ложкаря, где представлена коллекция из 670 резных расписных ложек, ребятам удалось поработать пестом в ступе, перемолоть в жерновах зерно, покатать белье рубелем, поучиться ткать половики и прясть льняную нить, а также танцевать «Семеновскую кадриль».
Не менее интересной была и экскурсия в Городец — старинный городок, расположенный на Волге, в 53 км от Нижнего Новгорода. Здесь сохранилась старинная купеческая застройка, открываются очень красивые виды на реку, созданы Музейный квартал и Город Мастеров. Городец — почти ровесник Москве, и с ним связана судьба Александра Невского. В давние времена в этом старинном городе осенью и зимой действовал Городецкий базар, который уступал только Нижегородской ярмарке. На базаре торговали хлебом, льном, изделиями из дерева. Процветала торговля изделиями народных промыслов (вышивка, выпечка печатных пряников, изготовление глиняной посуды, саней, конских дуг и детских игрушек). А в 1870-е годы появилась на прялках сюжетная роспись, которую назвали городецкой росписью. С восторгом ребята посетили Музей самоваров в Городце, где выставлены около пятисот разных по размеру и своему назначению самоваров.
Удивительно интересными были и видеоэкскурсии в село Сартаково и город Чкаловск. Запомнились нам поездки в Гороховец и Нижний Новгород.
В маленьком городке Гороховец живет всего 12 тысяч жителей, которые смогли сохранить город в превосходном состоянии, сделав его привлекательным для туристов. Уникальные деревянные терема и каменные палаты купцов в прошлом сохранились до настоящего времени (дом Морозова, дом Ершова Сапожникова, дом Пришлецова, дом Ширяева, дом Опарина, дом Канонникова и другие). Уникален по своему строению Дом царя Гороха (в прошлом дом купца Шорина), который кажется проезжающим мимо сказочным теремом, а сейчас — это Дом народного творчества и ремесел. История главного холма города, Пужаловой горы, поросла удивительными легендами, с которыми крайне интересно было познакомиться нашим ученикам.
Нижний Новгород — это главный город нашего края. Знакомство началось с экскурсии «Город над Волгой и Окой», где ребята увидели место слияния двух рек Волги и Оки, побывали в Кремле, познакомились с преданиями о возникновении города, с легендами, давшими названия Дятловым горам, Коромысловой и Тайницкой башням в Кремле. Познание достопримечательностей столицы нашего региона с помощью экскурсий, видеоуроков, устных журналов будет продолжаться систематически.
С целью изучения промышленности нашего края по предмету «Окружающий мир» были организованы экскурсии на фабрику мороженого «Колибри» в г. Бор и Сормовскую кондитерскую фабрику (г. Нижний Новгород). У ребят была уникальная возможность посмотреть за процессом изготовления, попробовать тут же любимые сладости — мороженое, вафли, конфеты, мармелад.
Начальная школа — первоначальный этап становления познавательного, эмоционального и деятельного отношения детей к окружающему миру. Маленькие дети любознательны, им все интересно, поэтому необходимо с первого класса прививать ученикам сознательное, бережливое отношение к родному краю через изучение краеведческого материала не только на уроках, но и во внеурочное время.
Практика школьного воспитания № 2, 2023
ПОДЕЛИТЬСЯ: