Знакомство с народной культурой на уроках музыки

В. А. СОРОКИНА, учитель музыки МБОУ «Школа № 1»,

г. Богородск

 

Россия — уникальная страна, имеющая богатейшее культурное прошлое. Она славится своей историей, традициями, обычаями, праздниками. Жители нашей страны чтят предания предков и хранят память о них многие века.

Приобщение к музыкальному искусству посредством изучения фольклора на уроках музыки и во внеурочной деятельности служит основой для воспитания патриотических чувств, формирования у детей ощущения принадлежности к своей культуре, стране, народу.

Важная задача уроков музыки состоит в том, чтобы сформировать знания об историческом и культурном наследии с младшего школьного возраста, уметь сохранять народные традиции и обычаи, передавать их следующим поколениям. Такой подход позволит воспитать в человеке гордость за свою Родину, чувство патриотизма, ответственности, долга перед государством, семьей. Детям следует понять, что именно они являются носителями русской народной культуры.

Идея воспитания национальной идентичности на уроках музыки при изучении фольклора находит отражение в каждом классе. Программы по музыке различных авторов, в том числе и учебно-методический комплекс под редакцией В. В. Алеева, Т. И. Науменко, позволяют добавить региональный компонент к календарно-тематическому планированию (КТП). Прежде всего, изучение народного творчества, основанного на местном материале: песен, танцев, игр, устного поэтического творчества.

Богородская земля — край прекрасной русской природы и редкостного богатства народных традиций. Здесь что ни село, то кладезь обрядов, старинных песен, преданий. Здесь живут удивительные, добрые люди, готовые поделиться всем, что помнят и знают, что накоплено ими за долгую жизнь. Это действительно сокровищница, без которой не может существовать современная культура.

Образцы исконного народного творчества Богородского округа Нижегородской области часто включаются в образовательный процесс школьников. Так знакомство на уроках музыки уже начинается с понятия «фольклор», отражающего жизнь, духовный мир, мысли и чувства наших предков. На уроках в начальных классах мы обращаемся к детскому фольклору: закличкам, пестушкам, потешкам, считалкам, колыбельным, которые несут огромный воспитательный заряд. В среднем звене, помимо основного содержания, используются местные материалы, записанные и сохранившиеся до настоящего времени благодаря участникам народного ансамбля «Россияночка» в с. Арапово Богородского района, которые уникальны. Здесь оригинальные записи бабушек и дедушек, сохранивших в первозданном виде манеру пения, восстановленные традиции и обряды местности, подлинные костюмы, предметы быта, орудия труда, даже ткацкий станок. Важно сохранить для потомков то, что они создавали веками, что сумели сберечь и готовы передать как эстафету исторической памяти грядущим поколениям.

В этом случае используются различные виды деятельности на уроках и внеурочных занятиях: дети активно музицируют, играют и поют народную музыку, участвуют в театральных постановках, фольклорных фестивалях, конкурсах, изучают русскую народную культуру, в том числе  и богородские традиции.

 

 

В рамках календарного фольклора обучающиеся узнают о народных праздниках и их традициях. Ученики начальных классов с большим удовольствием представляют в школе обряды, например, рождественский, восстановленный в селе Арапово. Ребята постарше разучивают солдатские, свадебные песни, записанные от местных жителей участниками ансамбля «Россияночка» и сохранившие самобытность нашей культуры. При этом уделяется большое внимание их анализу: жанровому разнообразию, манере исполнения, характерным особенностям народной песни.

Одним из способов развития учеников является проектная деятельность. Проект — самостоятельная работа школьников, творческий продукт. Многие ребята интересуются проектами, связанными с традиционными русскими народными праздниками, музыкальными инструментами, русской народной песней и др.

В процессе изучения культурной жизни своего района был создан сборник «Культурное наследие земли Богородской», в котором представлено описание творческих коллективов нашего края, имеющих звание «народный», творчество и произведения местных композиторов, поэтов, собственное творчество детей: рисунки, стихотворения, проза.

Школьники самостоятельно готовят доклады, рефераты, сообщения, создают презентации, пишут эссе, сочинения-рассуждения, рисуют свои впечатления от прослушанных произведений, сочиняют синквейны, обобщают, закрепляют материалы занятий на общеобразовательных платформах «LearningApps.org», «Online Test Pad».

Воспитание национальной идентичности на уроках музыки средствами фольклора осуществляется путем использования системно-деятельностного подхода, в котором активизируется работа детей при исполнении в хоре и сольном пении, музицировании, пластическом интонировании, использовании приемов театрализации, импровизации и сочинительстве. Все это помогает раскрепощать личность, раскрывать ее потенциальные возможности.

 

 

Изучение фольклорных произведений, в том числе традиционной музыкальной культуры Богородского края, отражающие особенности местных традиций, специфику вокально-хорового и инструментальных жанров:

- усиливает патриотическую направленность музыкального воспитания и образования;

- позволяет соединить обучение с жизнью;

- способствует возрождению традиций родного края;

- помогает детям глубже постичь историческое развитие традиционной народной культуры;

- активизирует работу во внеурочной деятельности.

Анализируя воспитательные возможности уроков музыки и внеурочной деятельности в процессе формирования национальной идентичности, мы можем уверенно сказать: только благодаря познанию своих исторических корней, творческого музыкального и поэтического наследия народной культуры, изучению духовного богатства русского народа можно развивать личность ребенка, любящего свое отечество, свой народ, своих близких. Только такая личность может быть достойным гражданином России.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Араповские посиделки : традиц. культура с. Арапово Богородского района / сост. Т. В. Гусарова. — Нижний Новгород : БИКАР, 2007. — 116 с.: ил.

2. Рябчикова, Е. П. Воспитание национальной идентификации средствами инновационной исследовательской деятельности, направленной на популяризацию музыкального фольклора регионов России : Сборник научных статей по материалам научно-практической конференции «Культура, искусство, образование: поиски и открытия», посвященной Году Памяти и Славы (75-летие Победы в Великой Отечественной войне) 29 октября 2020 г. / Сост. Н. В. Севрюкова. — Москва : ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», 2020. — 326 с. ISBN 978-5-6045729-1-7

 

Практика школьного воспитания № 2, 2023

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм