Экскурсия — путь к познанию окружающего мира

О. А. ЧИРКОВА, учитель биологии и химии МБОУ «Карповская СОШ», Уренский муниципальный округ

 

Одной из форм работы учащихся по предметам естественнонаучной направленности является экскурсия.

Школьная экскурсия — это форма учебно-воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимая с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту, по выбору учителя и по темам, связанными с программами.

Любая экскурсия имеет огромное воспитательное влияние на детей. Восприятие красоты природы, с которой они постоянно соприкасаются, ощущение ее гармонии влияют на развитие эстетических чувств, позитивных эмоций, уважительного отношения ко всему живому. Главным методом познания на экскурсии является наблюдение за предметами и явлениями природы и видимыми взаимосвязями между ними.

Экскурсии помогают учащимся за короткое время увидеть, запомнить и понять большой объем информации. Не зря пословица гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Экскурсия основана на восприятии детьми изучаемых объектов и явлений в естественной обстановке. Особенности нашей местности позволяют использовать в своей деятельности такую форму работы. Это и удобное расположение нашего села Большое Карпово, на территории которого протекает река Уста, находятся различные водные объекты. В окрестностях школы находятся березовый парк, благоустроенная пришкольная территория, которая состоит в основном из цветочных культур и различных пород деревьев. Также в шаговой доступности находятся луга, поля, леса, где произрастает огромное количество разнообразных дикорастущих растений, обитают различные виды животных. Таким образом, это позволяет проводить экскурсии по направлениям ботаники, зоологии, экологии, обшей биологии, краеведения.

При проведении экскурсий на улице школьники учатся не только находить в окружающей среде объекты живой природы, но и анализировать, сравнивать и сопоставлять различные явления. В ходе практических заданий формирую навыки исследовательской деятельности, которая в дальнейшем нацеливает ребят на написание и оформление исследовательских работ.

 

 

Все это позволяет расширить возможности и естественным образом сделать экскурсию более интересной, емкой и эффективной.

При разработке своих экскурсий я опираюсь на четыре этапа:

1-й этап — организационный (составление календарного плана экскурсионно-краеведческой работы на год с учетом своеобразия местных условий, делая акцент на постепенное усложнение материала экскурсий и выполняемых школьниками работ).

2-й этап — подготовительный (планирование работы над созданием экскурсии).

3 этап — основной (проведение экскурсии, выход учащихся к изучаемым объектам и усвоение материала. Выполнение практической части экскурсий).

4-й этап — итоговый (анализ деятельности по экскурсии: успехи и недостатки). Обработка материалов экскурсии и подведение ее итогов.

При реализации этапов экскурсий я составляю подробный алгоритм действий учителя и учащихся — для этого пишу методическую разработку экскурсии.

Методическая разработка — это документ, который определяет, как провести экскурсию, как лучше организовать показ, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно. Оформление разработки имеет следующую структуру.

- Титульный лист с указанием наименования учреждения; названия темы экскурсии; ее продолжительность; фамилия, имя и должность составителя; дата экскурсии.

- Цель и задачи экскурсии.

- Вступление.

- Схема маршрута экскурсии, сведенная в таблицу с указанием объектов, остановок во время экскурсии и сведений о работе на маршруте.

В схеме можно выделить такие графы: «Маршрут экскурсии» (указываются точки экскурсии в соответствии с последовательностью показа объектов); «Остановки» (указывают те точки маршрута, где предусмотрена остановка, осмотр объекта); «Объекты показа» (перечисляются основные просмотренные объекты, которые показывают на остановках); «Подтема и перечень вопросов» (краткая запись, которая раскрывается на данной точке и с данным объектом); «Организационные моменты» (обеспечение безопасности при передвижении экскурсантов на маршруте, правила поведения, охрана объектов); «Методические моменты» (используемые методические приемы на экскурсии).

Перед выходом на экскурсии обязательным является инструктаж по технике безопасности, с которой учитель должен познакомить каждого школьника.

Во время экскурсий используется теоретический материал. Главное — это выполнение практических заданий: собрать природный материал, который будет необходим на уроке при изучении новых тем, а также внеклассных занятиях.

Школьники должны в ходе экскурсии обязательно заполнять дневник наблюдения, в котором фиксируются не только погодные условия, но и ход всей экскурсии. Для проведения практической работы мы берем необходимое оборудование в зависимости от содержания экскурсии. Для определения видовых названий живых объектов применяем специальную дополнительную литературу.

Результаты экскурсий учащиеся оформляют в виде письменного отчета, фотографий, видео. В практике работы использую такие задания, как написать сочинение, стихотворение, составить памятку, нарисовать рисунок. Например, учениками разработаны такие памятки, как «Питание для птиц», «Создание учебного гербария».

 

 

Для повышения эффективности познавательной деятельности детей во время проведения экскурсий я использую игровые методы, например, при изучении видового состава растений разработаны ребусы, загадки на определение изучаемых растений.

Благодаря экскурсиям у школьников формируется целостная картина мира, ответственное отношение и любовь к природе, к своей Родине.

Успех проведения экскурсии во многом зависит от подготовки учителя к занятию, от участия детей.

За годы моей педагогической работы было организовано и проведено множество экскурсий в рамках уроков и внеклассной деятельности. В сфере информационных технологий стала практиковать виртуальные экскурсии и привлекать к такой форме и школьников.

Алгоритм организации экскурсионной деятельности естественнонаучной направленности и структура методической разработки позволяет не только легко и быстро готовиться к экскурсиям, но и дают образовательный эффект. Экскурсии наполняют учебный процесс разнообразием и находят отклик у детей. Это отражается в хорошем результате в проектно-исследовательской деятельности учеников.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Аксельрод, В. И., Лескова, Г. А. Введение в экскурсоведение : учебное пособие для юных экскурсоводов ГБНОУ «СПБГДТЮ» / сост. В. И. Аксельрод, Г. А. Лескова, О. И. Савельева, Э. И. Архипова, Л. С. Суханов; под общей редакцией В. И. Аксельрода и
Г. А. Лесковой. — Санкт-Петербург : Издательство РИС ГБНОУ «СПБ ГДТЮ», 2015. — 128 с.

2. Добрина, Н. А. Экскурсоведение : учебное пособие / Н. А. Добрина. — 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2013. — 288 с. ISBN 978-5-9765-1118-7

3. Емельянов, Б. В. Экскурсоведение: учебник / Б. В. Емельянов. — 6-е изд. — Москва : Советский спорт, 2009. — 216 с. ISBN 978 5 9718 0362-1

 

Практика школьного воспитания № 2, 2023

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм