Мой край, моя страна: образовательно-воспитательные маршруты для детей. Информационно-библиографический материал из фондов РИБЦ
Е. В. ШАДРИНА, библиограф Регионального информационно-библиотечного центра ГБОУ ДПО НИРО |
1. Алексеева, В. В. Модель дополнительного туристско-краеведческого образования детей в сельской местности / В. В. Алексеева // Методист. — 2019. — № 7. —
С. 12—16.
2. Андрианова, Т. С. Краеведческая работа в школе / Т. С. Андрианова // Практика школьного воспитания. — 2022. — № 1. — С. 26—30.
3. Архипов, Е. В. Внеклассное практическое занятие по краеведению / Е. В. Архипов // География в школе. — 2017. — № 8. — С. 54—58.
4. Архипова, М. Н. Краеведческая деятельность как фактор всестороннего развития личности // Научный альманах : электрон. науч. журн. — 2022. — № 6/1 (92). —
С. 36—37. — URL: https://ukonf.com/doc/na.2022.06.01.pdf (дата обращения: 06.02.2023).
5. Баринова, И. И. О формировании национального самосознания школьников / И. И. Баринова // Преподавание истории в школе. — 2018. — № 10. — С. 30—32.
6. Батурина, А. Т. Классный час «Я — нижегородец. Гербы городов Нижегородской области» / А. Т. Батурина // Практика школьного воспитания. — 2017. — № 1. —
С. 46—50.
7. Бекиш, О. С. Краеведческая работа в начальной школе: проблемы и решения / О. С. Бекиш // Начальная школа. — 2020. — № 3. — С. 40—45.
8. Бокач, С. Н. Использование краеведения в географическом образовании как средства обучения и воспитания личности учащегося // Педагогическая мастерская «MASTER GEO — 2021» : материалы науч.-практ. семинара работников учреждений высшего и среднего образования Республики Беларусь, посвящ. 100-летию БГУ и 60-летию каф. физ. географии мира и образоват. технологий / редкол.: Е. Г. Кольмакова (гл. ред.) и др. — Минск, 2021. — С. 8—11. — Электронная копия доступна на сайте Электрон. б-ки БГУ. URL: https://elib.bsu.by/handle/123456789/271812 (дата обращения: 06.02.2023).
9. Волкова, Н. А. Топонимика и краеведение (О работе топонимического кружка) / Н. А. Волкова, Н. П. Тихомирова // Русский язык в школе. — 2018. — № 7. — С. 48—53.
10. Воспитательный потенциал туристско-краеведческой деятельности : материалы науч.-практ. конф. / редкол.: О. И. Журавлева (отв. ред.) и др. — Белгород : ПОЛИТЕРРА, 2012. — 128 с.
11. Высшей славы солдаты. Герои в нижегородской истории / О. В. Букова, О. Г. Смирнова, С. В. Баев, Е. П. Бутусов. — Нижний Новгород : Литера, 2018. — 448 с. : ил.
12. Гуменюк, Н. В. «Сделаем открытия вместе!» : Программа организации внеурочной туристско-краеведческой деятельности в школе в условиях ФГОС ООО. 7-8 классы / Н. В. Гуменюк // Мастер-класс: приложение к журналу «Методист». — 2021. — № 3. — С. 6—28.
13. Гусева, Н. В. Музей «Засережье» — хранитель народного наследия / Н. В. Гусева // Практика школьного воспитания. — 2022. — № 1. — С. 55—58.
14. Дадашева, Н. Н. Географическое краеведение : Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления. 8 класс / Н. Н. Дадашева // Мастер-класс : приложение к журналу «Методист». — 2017. — № 10. —
С. 2—20.
15. Еремина, Т. Ю. Духовно-нравственное воспитание обучающихся при использовании краеведческого компонента в образовании // Актуальные вопросы современной науки и образования : сб. науч. ст. по материалам XХ междунар. науч.-практ. конф. — Москва, 2021. — С. 541—548. — Электрон. копия сборника доступна в науч. электрон. б-ке eLibrary. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46577758&selid=47272544 (дата обращения: 06.02.2023). — Доступ после регистрации.
16. Жилина, Т. И. Воспитание в деятельности: дидактические возможности краеведения в развитии личности младшего школьника / Т. И. Жилина, Ю. Ю. Стан, А. А. Тоцкая // Краеведческое образование — основа становления духовно-нравственных ценностей личности : материалы второй науч.-практ. конф. — Краснодар, 2022. — С. 66—72.
17. Жирова, О. Я. Мудрость народных традиций — крепость духовных позиций : из опыта работы областного научного общества учащихся «Истоки» / О. Я. Жирова, О. И. Алексеева, М. И. Томичик, Т. С. Сошенко // Методист. — 2017. — № 10. — С. 33—35.
18. Зюзина, Н. В. Люби и знай свой отчий край / Н. В. Зюзина // Методист. — 2021. — № 9. — С. 48—53.
19. Ильина, А. С. Летопись Нижнего Новгорода: путешествие сквозь века / А. С. Ильина // Практика школьного воспитания. — 2021. — № 4. — С. 24—27.
20. История Нижегородского края XVIII века : учебное пособие для учащихся 8 класса / Ф. А. Селезнев, Э. С. Иткин, В. К. Романовский; под ред. В. К. Романовского. — Нижний Новгород : НИРО, 2018. — 126 с.
21. История Нижегородского края XVI-XVII веков : учебное пособие для учащихся 7 класса / Ф. А. Селезнев, Э. С. Иткин, В. К. Романовский; под ред. В. К. Романовского. — Нижний Новгород : НИРО, 2018. — 176 с.
22. История Нижегородского края XХ-начала ХХI века. 10 класс : учебное пособие для учащихся / В. К. Романовский, Ф. А. Селезнев, Э. С. Иткин, Б. Л. Гинзбург; под ред. В. К. Романовского. — Нижний Новгород : НИРО, 2020. — 288 с.
23. История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней : учебное пособие для учащихся 6 класса / Ф. А. Селезнев. — Нижний Новгород : НИРО, 2018. —
120 с.
24. Иткин, Э. С. 800 лет на Дятловых горах: из истории Нижнего Новгорода в XIII-начале XXI века : практикум для школьников и учителей (6—10 классы) / Э. С. Иткин. — Нижний Новгород : НИРО, 2019. — 139 с.
25. Иткин, Э. С. Идея гражданского подвига и ее воплощение на страницах Нижегородской истории / Э. С. Иткин, С. М. Ледров // Нижегородское образование. — 2018. — № 4. — С. 84—91.
26. Кафурина, И. Н. «Земля наша Сергачская» / И. Н. Кафурина // Практика школьного воспитания. — 2017. — № 1. — С. 50—56.
27. Климанов, А. В. Краеведение как одно из средств развития личностных качеств / А. В. Климанов // Практика школьного воспитания. — 2017. — № 1. — С. 8—12.
28. Кострюкова, Н. В. Краеведение как средство формирования гражданской активности школьников / Н. В. Кострюкова // Практика школьного воспитания. — 2018. — № 2. — С. 30—35.
29. Кутайсова, Н. В. Духовно-нравственное воспитание личности средствами современного краеведения в кадетских классах средней общеобразовательной школы // Преподавание истории в школе. — 2019. — № 2. — С. 77—79.
30. Лошкарева, О. Н. Я поведу тебя в музей / О. Н. Лошкарева // Практика школьного воспитания. — 2022. — № 1. — С. 81—85.
31. Медникова, Л. А. Организация творческой деятельности младших школьников в процессе изучения своего края / Л. А. Медникова // Нижегородское образование. — 2019. — № 4. — С. 96—102.
32. Мингалеева, М. Т. Личностное развитие обучающихся на занятиях по художественному краеведению // Региональные аспекты географических исследований и образования : сб. ст. по материалам XVII всерос. науч.-практ. конф. — Пенза, 2022. — С. 126—130.
33. Миронов, А. В. Окружающий мир: краеведческий подход к изучению вопросов истории / А. В. Миронов // Начальная школа. — 2020. — № 7. — С. 8—14.
34. Морозова, О. П. «Мой Спасский край...» : О реализации краеведческих проектов / О. П. Морозова // Практика школьного воспитания. — 2019. — № 3. — С. 42—45.
35. Мусс, Г. Н. Формирование у детей 6-7 лет представлений о событиях Великой Отечественной войны средствами краеведческой игры / Г. Н. Мусс, М. И. Сарбашева // Начальная школа. — 2020. — № 8. — С. 11—15.
36. Недосейкина, Л. А. Земля отцов — моя земля : Внеурочное занятие. III-IV классы / Л. А. Недосейкина, Т. В. Попова // Начальная школа. — 2022. — № 2. — С. 34—38.
37. Николаева, С. Н. Эколого-краеведческий и эколого-географический подход в воспитании старших дошкольников / С. Н. Николаева, Е. М. Клемашова // Дошкольное воспитание. — 2021. — № 10. — С. 20—28.
38. Пастухова, Н. Е. Расширение границ деятельности школьной библиотеки: краеведческие проекты для города «Старт с книгой» / Н. Е. Пастухова, В. Б. Сергеева // Школьная библиотека. — 2021. — № 6. — С. 35—39.
39. Петропавловская, Е. М. Конкурс «Ты — нижегородец» в Советском районе. Из опыта работы / Е. М. Петропавловская, М. М. Михайлов // Практика школьного воспитания. — 2021. — № 4. — С. 20—23.
40. Поварницына, Е. Л. Путешествие по родному краю: Внеклассное мероприятие / Е. Л. Поварницына // Начальная школа. — 2021. — № 10. — С. 41—44.
41. Постникова, Н. О. Формирование ценностных ориентиров у младших школьников средствами краеведения / Н. О. Постникова // Практика школьного воспитания. — 2017. — № 2. — С. 26—32.
42. Прохорова, С. Ю. Краеведческое воспитание младших школьников : развитие региональной инфраструктуры / С. Ю. Прохорова, И. Ю. Урлапова, К. А. Хасьянова,
М. В. Хрипунова // Методист. — 2022. — № 1. — С. 20—23.
43. Ремизов, Ф. Д. Краеведение как средство воспитания всесторонне развитой личности российского школьника // Формирование национально-духовной идентичности в современном социокультурном пространстве : материалы ХVII междунар. форума / под ред. Н. Я. Безбородовой, Н. В. Стюфляевой. — Липецк, 2022. — С. 286—289. — Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке eLibrary. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49961137 (дата обращения: 06.02.2023). — Доступ после регистрации.
44. Рогозина, Н. А. Внеурочное занятие «Солнечный магнитик лета» / Н. А. Рогозина // Практика школьного воспитания. — 2017. — № 1. — С. 66—67.
45. Родина хохломы: Очерки истории Ковернинского края. — Нижний Новгород : Литера, 2000. — 304 с.
46. Сабрекова, М. С. Роль краеведческих экскурсий в эколого-эстетическом развитии и воспитании учащихся / М. С. Сабрекова // Начальная школа. — 2017. — № 12. —
С. 15—21.
47. Селезнев, Ф. А. История Нижегородского края. С древнейших времен до начала XV века : учебное пособие для учащихся 6 класса / Ф. А. Селезнев. — Нижний Новгород : НИРО, 2018. — 120 с.
48. Сеньчукова, И. В. Реализация краеведения в школе в формате внеурочной деятельности / И. В. Сеньчукова // Воспитание школьников. — 2018. — № 2. — С. 33—40.
49. Солонович, М. А. Школьное краеведение как один из факторов развития личности (из опыта педагогов 60 — 80-х годов) / М. А. Солонович, Ж. А. Тягунова //
Мир науки, культуры, образования. — 2020. — № 4 (83). — С. 206—209. — Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shkolnoe-kraevedenie-kak-odin-iz-fakto... (дата обращения: 06.02.2023).
50. Сорокина, Е. Н. Туристско-краеведческая деятельность как воспитательный ресурс в профессиональных образовательных организациях : монография / Е. Н. Сорокина ; Невинномыс. гос. гуманитар.-техн. ин-т. — Невинномысск : НГГТИ, 2019. — 146 с.
51. Тивикова, С. К. Краеведческие исследования как средство патриотического воспитания учащихся : Научно-методическое обеспечение образовательного процесса / С. К. Тивикова, О. В. Колесова, Н. Н. Деменева // Нижегородское образование. — 2021. — № 2. — С. 89—95.
52. Тюляева, Т. И. Региональная история: вопросы теории и практики / Т. И. Тюляева // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2019. — № 2. — С. 45—55.
53. Филиппова, Е. А. Краеведческий компонент в образовательном пространстве ДОО / Е. А. Филиппова // Управление ДОУ. — 2022. — № 1. — С. 54—59.
54. Хахулина, С. Н. Экскурсия как средство ознакомления старших дошкольников с родным городом / С. Н. Хахулина, Т. А. Шахмаметова // Методист ДОУ. —
2022. — № 40. — С. 76—83.
55. Хахулина, С. Н. Организация виртуальных экскурсий в рамках патриотического и эколого-краеведческого воспитания дошкольников / С. Н. Хахулина, К. А. Аксенова //
Методист ДОУ. — 2022. — № 40. — С. 70—75.
56. Черкасова, А. М. Принцип краеведения в обучении будущих учителей начальной школы / А. М. Черкасова // Начальная школа. — 2021. — № 12. — С. 58—60.
57. Юркина, Н. Н. Краеведение в системе школьного исторического образования / Н. Н. Юркина // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2020. — № 5. —
С. 39—43.
58. Юркина, Н. Н. Современное состояние учебно-методического комплекса по краеведению (регионоведению) в малых городах России / Н. Н. Юркина // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2019. — № 2. —
С. 46—52.
Практика школьного воспитания № 2, 2023
ПОДЕЛИТЬСЯ: