Мой край родной — моя история живая

И. Н. ШАРУТИНА,

учитель начальных классов

МБОУ «Школа № 18»

Советского района,

г. Нижний Новгород

 

Проблема формирования интереса к истории родного края младших школьников обусловлена потребностью общества в воспитании человека, способного осознавать многообразие и сложность социальных и природных ситуаций, готового адекватно реагировать на изменения в жизни и принимать соответствующие обстановке решения.

Краеведение в начальной школе является одним из основных источников развития учебной мотивации, обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, экологическом, трудовом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает формирование универсальных учебных действий, как основных умений, требуемых стандартом второго поколения ФГОС.

С первых дней ребенка в школе учим свой домашний адрес, работаем над развитием умения называть свой район, город и не только на уроке. Изучать историю своего края начинаем со знакомства окружающей нас среды. На уроках и классных часах знакомимся с названиями животных — обитателей нашего края, деревьев, которые можно встретить в нашей местности, названием реки и ее обитателей. Таким образом формируется навык поисковой и исследовательской деятельности. Дети учатся работать с краеведческой литературой, интернет-источниками. Особое место занимают учебные и социально-краеведческие проекты.

Технология проектного обучения погружает детей в активный поиск по изучению своей истории. Именно она налаживает межпредметные связи и увлекает детей в мир исследований. Успешно в нашей деятельности совмещаются урочные и внеурочные формы взаимодействия школы, учащихся и их родителей.

 

 

Проектная работа начинается с малого — это написание на уроках русского языка диктантов и текстов, содержащих сведения об истории родного края. Эти умения применяем в исследовательской деятельности при выполнении проектов на уроках окружающего мира. Широко используем навык поискового чтения с выбором необходимого материала из дополнительной литературы. Ребята с увлечением готовят устные сообщения о самом интересном факте или событии в стране, родном крае, в своей семье.

Групповая форма работы над исследовательскими проектами совмещается с индивидуальной, что позволяет детям с разными особенностями чувствовать себя нужными и успешными. Совместная работа учеников с родителями позволяет изучить историю своей семьи и участвовать в конкурсах «Моя семья в истории моей страны», «Сын. Отец. Отечество».

Особое внимание в своей работе уделяем взаимодействию ученических коллективов с музеем нашей школы № 18. В музее проводятся экскурсионные программы и выставки экспонатов, связанных с изучением военной истории школы-госпиталя во время Великой Отечественной войны.

Дети с большим желанием пополняют музейные запасы собранными материалами о героях войны, изучая исторические документы своих семей. Они с гордостью представляют вниманию сверстников найденный ими краеведческий материал о героическом военном и трудовом подвиге своих родственников.

Важное место в педагогической работе уделяется социально-краеведческим проектам. Этапное изучение истории и культуры родного края в проектной учебной деятельности с 1-го по 3-й класс обобщенно было представлено во внеурочной работе с детьми. Практическое применение накопленных знаний о малой родине реализовалось в 4-м классе — в виде работы над годовым проектом социально-краеведческой направленности и создания одноименного фильма онлайн-экскурсии «Мой город». Подготовительная работа над этим проектом началась с определения круга исторических объектов нашего Советского района. В результате группового взаимодействия ребята распределили памятники культурного наследия, собрали о них историческую информацию и при помощи родителей сняли репортажи о них. В классе была выбрана техническая группа из детей, увлекающихся компьютерными технологиями, которая смонтировала отдельные материалы в фильм.

 

 

Свой проект четвероклассники представили на конкурсе социальных проектов в школе. За совместную деятельность и активное сотрудничество с родительским сообществом класс был награжден грамотой в номинации «Лучший социально-краеведческий проект».

Паспорт
социально-краеведческого проекта «Наш город»

Введение

Одной из основных задач воспитания, стоящих на современном этапе, является воспитание у детей любви к Родине, родному краю. Представление о Родине начинается с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц. Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется.

Аннотация к проекту

Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания школьников является их ознакомление с историей родного края. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к нашей Родине. Важно выделить все лучшее и передовое в историческом прошлом края и использовать эти знания при анализе сегодняшних реалий. В каждом городе есть свои особенности исторического развития, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства.

 

 

Цель проекта: знакомство с историей и достопримечательностями Нижнего Новгорода, воспитание любви к родине, культуре, воспитание патриотических чувств.

Задачи проекта:

- формировать умение детей работать в коллективе;

- вовлечь в процесс работы над проектом родителей;

- ознакомить с достопримечательностями нашего города;

- познакомить детей с хохломской росписью и семеновской матрешкой;

- развивать интерес к познанию города России Нижнего Новгорода;

- воспитывать гуманное и бережное отношение к культуре города.

Вид проекта: творчески-поисковый, межпредметный (математика, литературное чтение, окружающий мир).

Время реализации проекта: сентябрь — май.

Педагогические принципы реализации проекта

- Самостоятельность детей.

- Деятельностный подход.

- Сотворчество детей и взрослых.

- Учет возрастных и индивидуальных особенностей участников.

- Взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой и социумом.

Участники проекта: ученики 4А класса и их родители, учитель, родственники.

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: ресурсы сети Интернет, фондов школьной и городской библиотек; авторские видео- и аудиоматериалы; компьютерная техника.

Продукт проекта: создание математического справочника «Наш город в числах и величинах», создание виртуальной экскурсии «Наш город» (запись видеороликов детей), включающей исследование истории возникновения объектов Нижнего Новгорода.

Предполагаемый результат:

- формирование гражданской позиции, чувства любви к малой родине;

- знание научно-популярных, литературных сведений о Нижнем Новгороде;

- умение работать с информацией разных источников о вкладе нашего города в историю страны; передать ее другим людям;

- пополнение словарного запаса учащихся;

- создание виртуальной экскурсии по городу Нижнему Новгороду.

- трансляция результатов проекта для родителей;

- сплочение ученического коллектива, объединенного работой над проектом;

- укрепление социального партнерства учитель-ученик-родитель.

Методы реализации проекта

- Беседа «Городу Нижнему Новгороду — 800 лет».

- Просмотр презентации «Наш город».

- Чтение энциклопедических статей об истории города.

- Беседа-опрос «Что я знаю о моем городе?».

- Беседа «Памятные места Нижнего Новгорода».

- Просмотр презентации о городе трудовой славы.

- Рассматривание фотоальбомов о городе.

 

 

Этапы проекта

1-й этап. Подготовительный (сентябрь-октябрь)

- Подбор детской художественной литературы для чтения детям.

(С. Афоньшин. Легенды и сказы лесной стороны. — Москва: Облака, 2018.

Ю. Варнакова. Нижегородский кремль: о чем расскажут башни. — Нижний Новгород: Кварц, 2021.)

- Подбор презентаций для просмотра.

- Подбор энциклопедических статей о Нижнем Новгороде.

(Нижегородская книга рекордов и достижений. Авт.-сост. Наумова О. И., Кучерова Т. В. — Нижний Новгород: Кварц, 2010.

А. Давыдов, О. Наумова. Нижегородские дома-памятники. — Нижний Новгород: Кварц, 2012.)

- Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

2-й этап. Основной (ноябрь-март)

- Проведение с детьми бесед об истории Нижнего Новгорода.

- Чтение энциклопедической литературы для детей.

(Нижний Новгород — 785 вопросов и ответов : справочное информационное тематическое издание : путеводитель. — Нижний Новгород: Кварц, 2006.

С. Агафонов. Нижегородский кремль. — Нижний Новгород: Кварц, 2008.

И. Сидорова, О. Наумова. Наш Нижний Новгород. —
Нижний Новгород: Кварц, 2014.)

- Рассматривание картин, создание своих тематических рисунков.

- Просмотр фильмов о Нижнем Новгороде.

(Мультипликационный фильм «Гора самоцветов: Мы живем в России — Нижний Новгород» (Видеоэнциклопедия нашей страны).

Документальный фильм «Всемирное наследие. Россия / Выпуск № 4. Нижний Новгород». Режиссер А. Дозорец.)

- Оформление проекта «Наш город».

3-й этап. Рефлексия (апрель-май)

- Выявление того, что получилось, что не получилось.

- В каком объеме представлена информация?

- Выводы и самоанализ работы.

4-й этап. Защита проекта (май)

- Представление проекта.

- Защита проекта.

- Показ виртуальной экскурсии «Мой город».

В основе любой педагогической работы с детьми должен быть реализован системно-деятельностный подход как средство формирования активной познавательной позиции гражданина. Только в действии и под руководством учителя-наставника дети могут самостоятельно использовать различные источники информации для решения поставленной задачи. Краеведческая работа должна вестись педагогами систематически и целенаправленно, усложняя от класса к классу содержание поисково-исследовательской деятельности. Только при таких условиях мы сможем воспитать личностные качества современного ученика — ученика думающего, рассуждающего, доказывающего свой выбор, умеющего ориент

ироваться в окружающей действительности, способного жить в меняющемся мире и уметь делать выводы, обобщения.

 

Практика школьного воспитания № 2, 2023

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм