Мой край родной — моя история живая
И. Н. ШАРУТИНА, учитель начальных классов МБОУ «Школа № 18» Советского района, г. Нижний Новгород |
Проблема формирования интереса к истории родного края младших школьников обусловлена потребностью общества в воспитании человека, способного осознавать многообразие и сложность социальных и природных ситуаций, готового адекватно реагировать на изменения в жизни и принимать соответствующие обстановке решения.
Краеведение в начальной школе является одним из основных источников развития учебной мотивации, обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, экологическом, трудовом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает формирование универсальных учебных действий, как основных умений, требуемых стандартом второго поколения ФГОС.
С первых дней ребенка в школе учим свой домашний адрес, работаем над развитием умения называть свой район, город и не только на уроке. Изучать историю своего края начинаем со знакомства окружающей нас среды. На уроках и классных часах знакомимся с названиями животных — обитателей нашего края, деревьев, которые можно встретить в нашей местности, названием реки и ее обитателей. Таким образом формируется навык поисковой и исследовательской деятельности. Дети учатся работать с краеведческой литературой, интернет-источниками. Особое место занимают учебные и социально-краеведческие проекты.
Технология проектного обучения погружает детей в активный поиск по изучению своей истории. Именно она налаживает межпредметные связи и увлекает детей в мир исследований. Успешно в нашей деятельности совмещаются урочные и внеурочные формы взаимодействия школы, учащихся и их родителей.
Проектная работа начинается с малого — это написание на уроках русского языка диктантов и текстов, содержащих сведения об истории родного края. Эти умения применяем в исследовательской деятельности при выполнении проектов на уроках окружающего мира. Широко используем навык поискового чтения с выбором необходимого материала из дополнительной литературы. Ребята с увлечением готовят устные сообщения о самом интересном факте или событии в стране, родном крае, в своей семье.
Групповая форма работы над исследовательскими проектами совмещается с индивидуальной, что позволяет детям с разными особенностями чувствовать себя нужными и успешными. Совместная работа учеников с родителями позволяет изучить историю своей семьи и участвовать в конкурсах «Моя семья в истории моей страны», «Сын. Отец. Отечество».
Особое внимание в своей работе уделяем взаимодействию ученических коллективов с музеем нашей школы № 18. В музее проводятся экскурсионные программы и выставки экспонатов, связанных с изучением военной истории школы-госпиталя во время Великой Отечественной войны.
Дети с большим желанием пополняют музейные запасы собранными материалами о героях войны, изучая исторические документы своих семей. Они с гордостью представляют вниманию сверстников найденный ими краеведческий материал о героическом военном и трудовом подвиге своих родственников.
Важное место в педагогической работе уделяется социально-краеведческим проектам. Этапное изучение истории и культуры родного края в проектной учебной деятельности с 1-го по 3-й класс обобщенно было представлено во внеурочной работе с детьми. Практическое применение накопленных знаний о малой родине реализовалось в 4-м классе — в виде работы над годовым проектом социально-краеведческой направленности и создания одноименного фильма онлайн-экскурсии «Мой город». Подготовительная работа над этим проектом началась с определения круга исторических объектов нашего Советского района. В результате группового взаимодействия ребята распределили памятники культурного наследия, собрали о них историческую информацию и при помощи родителей сняли репортажи о них. В классе была выбрана техническая группа из детей, увлекающихся компьютерными технологиями, которая смонтировала отдельные материалы в фильм.
Свой проект четвероклассники представили на конкурсе социальных проектов в школе. За совместную деятельность и активное сотрудничество с родительским сообществом класс был награжден грамотой в номинации «Лучший социально-краеведческий проект».
Паспорт
социально-краеведческого проекта «Наш город»
Введение
Одной из основных задач воспитания, стоящих на современном этапе, является воспитание у детей любви к Родине, родному краю. Представление о Родине начинается с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц. Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется.
Аннотация к проекту
Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания школьников является их ознакомление с историей родного края. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к нашей Родине. Важно выделить все лучшее и передовое в историческом прошлом края и использовать эти знания при анализе сегодняшних реалий. В каждом городе есть свои особенности исторического развития, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства.
Цель проекта: знакомство с историей и достопримечательностями Нижнего Новгорода, воспитание любви к родине, культуре, воспитание патриотических чувств.
Задачи проекта:
- формировать умение детей работать в коллективе;
- вовлечь в процесс работы над проектом родителей;
- ознакомить с достопримечательностями нашего города;
- познакомить детей с хохломской росписью и семеновской матрешкой;
- развивать интерес к познанию города России Нижнего Новгорода;
- воспитывать гуманное и бережное отношение к культуре города.
Вид проекта: творчески-поисковый, межпредметный (математика, литературное чтение, окружающий мир).
Время реализации проекта: сентябрь — май.
Педагогические принципы реализации проекта
- Самостоятельность детей.
- Деятельностный подход.
- Сотворчество детей и взрослых.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей участников.
- Взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой и социумом.
Участники проекта: ученики 4А класса и их родители, учитель, родственники.
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: ресурсы сети Интернет, фондов школьной и городской библиотек; авторские видео- и аудиоматериалы; компьютерная техника.
Продукт проекта: создание математического справочника «Наш город в числах и величинах», создание виртуальной экскурсии «Наш город» (запись видеороликов детей), включающей исследование истории возникновения объектов Нижнего Новгорода.
Предполагаемый результат:
- формирование гражданской позиции, чувства любви к малой родине;
- знание научно-популярных, литературных сведений о Нижнем Новгороде;
- умение работать с информацией разных источников о вкладе нашего города в историю страны; передать ее другим людям;
- пополнение словарного запаса учащихся;
- создание виртуальной экскурсии по городу Нижнему Новгороду.
- трансляция результатов проекта для родителей;
- сплочение ученического коллектива, объединенного работой над проектом;
- укрепление социального партнерства учитель-ученик-родитель.
Методы реализации проекта
- Беседа «Городу Нижнему Новгороду — 800 лет».
- Просмотр презентации «Наш город».
- Чтение энциклопедических статей об истории города.
- Беседа-опрос «Что я знаю о моем городе?».
- Беседа «Памятные места Нижнего Новгорода».
- Просмотр презентации о городе трудовой славы.
- Рассматривание фотоальбомов о городе.
Этапы проекта
1-й этап. Подготовительный (сентябрь-октябрь)
- Подбор детской художественной литературы для чтения детям.
(С. Афоньшин. Легенды и сказы лесной стороны. — Москва: Облака, 2018.
Ю. Варнакова. Нижегородский кремль: о чем расскажут башни. — Нижний Новгород: Кварц, 2021.)
- Подбор презентаций для просмотра.
- Подбор энциклопедических статей о Нижнем Новгороде.
(Нижегородская книга рекордов и достижений. Авт.-сост. Наумова О. И., Кучерова Т. В. — Нижний Новгород: Кварц, 2010.
А. Давыдов, О. Наумова. Нижегородские дома-памятники. — Нижний Новгород: Кварц, 2012.)
- Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
2-й этап. Основной (ноябрь-март)
- Проведение с детьми бесед об истории Нижнего Новгорода.
- Чтение энциклопедической литературы для детей.
(Нижний Новгород — 785 вопросов и ответов : справочное информационное тематическое издание : путеводитель. — Нижний Новгород: Кварц, 2006.
С. Агафонов. Нижегородский кремль. — Нижний Новгород: Кварц, 2008.
И. Сидорова, О. Наумова. Наш Нижний Новгород. —
Нижний Новгород: Кварц, 2014.)
- Рассматривание картин, создание своих тематических рисунков.
- Просмотр фильмов о Нижнем Новгороде.
(Мультипликационный фильм «Гора самоцветов: Мы живем в России — Нижний Новгород» (Видеоэнциклопедия нашей страны).
Документальный фильм «Всемирное наследие. Россия / Выпуск № 4. Нижний Новгород». Режиссер А. Дозорец.)
- Оформление проекта «Наш город».
3-й этап. Рефлексия (апрель-май)
- Выявление того, что получилось, что не получилось.
- В каком объеме представлена информация?
- Выводы и самоанализ работы.
4-й этап. Защита проекта (май)
- Представление проекта.
- Защита проекта.
- Показ виртуальной экскурсии «Мой город».
В основе любой педагогической работы с детьми должен быть реализован системно-деятельностный подход как средство формирования активной познавательной позиции гражданина. Только в действии и под руководством учителя-наставника дети могут самостоятельно использовать различные источники информации для решения поставленной задачи. Краеведческая работа должна вестись педагогами систематически и целенаправленно, усложняя от класса к классу содержание поисково-исследовательской деятельности. Только при таких условиях мы сможем воспитать личностные качества современного ученика — ученика думающего, рассуждающего, доказывающего свой выбор, умеющего ориент
ироваться в окружающей действительности, способного жить в меняющемся мире и уметь делать выводы, обобщения.
Практика школьного воспитания № 2, 2023
ПОДЕЛИТЬСЯ: