Моя малая Родина. Сказки Бутурлинского края
О. Б. ЕЖОВА, учитель русского языка и литературы МАОУ Бутурлинская средняя общеобразовательная школа им. В. И. Казакова, Бутурлинский муниципальный округ |
Бутурлино — одно на всю Россию.
Оно неповторимо, как земля,
Здесь небосвод огромный, синий-синий,
Ложится в летний день на тополя.
Пылают зори над красивой Пьяной,
Прозрачны воды — золотое дно.
Мы эту землю любим неустанно
И центр ее — мое Бутурлино.
Н. М. Баландин
Книга — это не только источник знаний, это средство формирования личности. Поэтому надежным союзником в формировании у ребенка ценностного отношения к чтению может стать семья, которая способна развить в нем эту потребность, воспитать вдумчивого читателя. Художественная и познавательная литература обогащают детскую речь, эмоции, формируют гуманные чувства, дают возможность размышления, фантазирования. Яркие впечатления о своих родных местах, полученные в детстве, остаются в памяти на всю жизнь, так как в этих образах воплощается Родина. История и культура, быт и природа — все это становится частицей жизни, приобщает нас к высокому чувству любви к своей стране.
«Детство — важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш», — говорил В. А. Сухомлинский.
В своей работе я организую образовательно-воспитательные маршруты под девизом «Семейное чтение — вот лучшее учение». Я считаю, что совместная деятельность детей, родителей и других членов семьи поможет сформировать у ребенка устойчивый интерес к книге, умение обсуждать и понимать нравственно-эстетическую значимость художественных произведений. Современный ребенок должен сегодня не только уметь пользоваться и усваивать готовую информацию, он должен стать активным участником процесса обучения, уметь применять полученные знания. А значит, в настоящее время внеурочная деятельность наиболее актуальна, так как она предполагает разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика, обеспечивает рост творческого потенциала ребенка, создает основу для самостоятельного успешного обучения.
Бутурлинскому краю посвящены много стихов и рассказов, кто-то складывает о нем песни, кто-то рисует картины, тем самым прославляя свой любимый уголок и на многие годы увековечивая память о нем.
Так, например, чтобы привить детям любовь к родным местам, к природе, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об истории своего края, для учащихся 5-го класса и их родителей и был составлен образовательно-воспитательный маршрут «Моя малая Родина. Сказки Бутурлинского края».
Цель маршрута: способствовать приобщению учащихся к культурно-
историческому наследию своего народа, особенностям быта и народных традиций, развитию познавательного интереса к истории своей малой родины, созданию условий для реализации интеллектуального и творческого потенциала детей, привлечению к коллективному творчеству.
Задачи:
- воспитание в школьниках уважения к историческому, культурному прошлому своего народа, его истории, традициям и обычаям;
- формирование чувства патриотизма, гордости за историю своего родного края, позитивного отношения к историческому прошлому;
- развитие коммуникативных навыков и умений обучающихся.
Шаг 1 — ПОЧИТАЙТЕ
Главная цель этого процесса — формирование у детей интереса к чтению.
Дети совместно с родителями читают сказы нижегородского писателя И. Н. Чуркина: «Про Глашу, про Машу да борнуковского мастера Пашу», «Тарталейская царица», «Грушины вишенки», стихотворения бутурлинских поэтов.
После чтения родители задают своему ребенку вопросы: «Какой сказ запомнился больше других? Чем он понравился? Чему научили произведения?».
Дети рисуют иллюстрации, сочиняют стихотворения или сказки. Совместное чтение сблизило ребят и родителей. Ученики вели читательские дневники и на уроках делились своими впечатлениями о прочитанных произведениях. Дарья Бажанова отмечает, что «в произведениях Ивана Николаевича Чуркина рядом живут история и современность, перекликаются эпохи. Читая его произведения, знакомишься с историей не только Бутурлинского края, но и всей России, а без прошлого, как известно, нет будущего». Егор Берлов говорит: «Особенно меня заинтересовал рассказ «Федюнина потаенка», который описывает исторические события времен Отечественной войны 1812 года. Меня удивили слова монаха о том, что люди могут воевать по-разному: кто-то умственно сражениями располагать, кто-то в отряды собираться, а Федюня со своим отцом вошли в историю, потому что помогли спасти иконы, книги, написанные киевскими, византийскими монахами, чтобы они не достались врагу». Вероника Ластовкина в отзыве на сказы И. Н. Чуркина написала: «Иван Николаевич Чуркин в своих сказках утверждает ценности семьи, дома как основы счастливой жизни. Он показывает красоту нравственных качеств: доброту, щедрость, мудрость, справедливость, трудолюбие, сочувствие, умение дружить и прийти на помощь. В его произведениях высмеивается лень, жадность, трусость, эгоизм. Сказка учит маленького читателя оценивать последствия своих поступков и дел, предостерегает от глупости». В своей работе Екатерина Евстифеева пишет: «Стихотворения В. Лебедева проникнуты глубокой и нежной любовью к Бутурлинскому краю. Они восхищают нас своей красотой, дарят нам тихую радость общения с природой, поселяют в душе гармонию и покой».
Шаг 2 — ПОСМОТРИТЕ
Цель: увеличить уровень знаний, активизировать и расширить словарный запас.
Учащиеся должны посмотреть видеоролик о реке Пьяна, прочитать местную легенду.
«Давным-давно, когда повсеместно росли дремучие леса, где обитало множество диких зверей, объявился в тех краях медведь-людоед. Он был безжалостен и неуловим — много охотников погибло, пытаясь отловить зверя, но никто не мог с ним справиться. Что с ним делать, никто уж и не знал. Решил им помочь молодой парень, который был наделен от природы недюжинной силой и острым умом. Долго он искал медведя, но хитрый зверь чуял опасность и не появлялся. Юноша не отчаивался и однажды нашел медведя. Суровый бой выиграл молодой герой, но при этом был серьезно ранен. Юноша, истекая кровью, потащил свой трофей в родную деревню. Он возвращался по меткам, оставленным ранее. Там, куда падала кровь героя, из земли вырывалась вода. Она сливалась в ручейки, а ручейки превратились в извилистую реку, которая текла до деревни юноши. Народ не забыл подвиг молодого богатыря, а реку за ее извивающие берега назвали Пьяной».
Найти в книге Л. Т. Харитонычева «Природа Нижегородского Поволжья» информацию о реке Пьяна. Сформулируйте свою версию происхождения названия реки.
Шаг 3 — ПОСЕТИТЕ
Дети вместе с родителями посетили Бутурлинский краеведческий музей, нашли ответы на вопросы викторины «Известные люди Бутурлинского края».
Шаг 4 — ПУТЕШЕСТВУЙТЕ
Учащиеся и родители совершают путешествие по Бутурлинскому округу.
Сфотографировались на фоне памятников культуры. Вместе с ребенком создали фотоальбом «Мой край». Вот какой отзыв оставил ученик 5-го класса Артем Соловьев: «Мне очень понравилось путешествовать по Бутурлинскому району. Вечерами мы рассматриваем альбом, вспоминаем минуты, проведенные вместе».
Шаг 5 — ПОИГРАЙТЕ
Цель: развитие умственных способностей детей.
Интерактивная игра
«Знаешь ли ты памятники родного края?»
Родители проводят с детьми словесную игру «Я начну, а ты продолжишь», в которой учащиеся должны продолжить фразы:
- Я узнал, что...
- Мне понравилось...
- Я еще раз хочу посмотреть...
Шаг 6 — ИССЛЕДУЙТЕ
Учащиеся исследуют этимологию образования названий сел Бутурлинского района. Составили словарь «Топонимы Бутурлинского района».
Дети выполняют такие задания.
- Представьте, что к нам в Бутурлино приезжает делегация школьников. Ребята хотят узнать об истории и достопримечательностях нашего района. Запишите в тетрадь несколько вопросов и ответы на них.
- Продолжите фразу: «Для каждого человека дорог тот уголок Земли, где он родился. Хоть наш поселок маленький, мы любим его, потому что...».
Проведя исследование, ребята пришли к выводу: наименования селам давались по названиям рек, по особенностям окружающей местности, по личным именам реальных личностей.
Считаю, что такой вид деятельности способствует развитию творческих и креативных способностей школьников.
Итогом всей работы стали выставки рисунков учащихся, проекты «Люблю тебя, Бутурлино!», создание сборников собственных творческих работ: «Традиции моей семьи», «Природа и мы», «Милая мама».
ЛИТЕРАТУРА
1. Бутурлинский край. Дорогами истории: К 70-летию Бутурлинского района (Нижегородские поселения). — Нижний Новгород :
Литера, 1999. — 112 с.
2. Морохин, Н. В. Нижегородский топонимический словарь /
Н. В. Морохин. — Нижний Новгород : КиТиздат, 1997. — 216 с. ISBN 5-88022-052-4
3. Чуркин, И. Н. Грушины вишенки: рассказы / Иван Чуркин ; худож. И. В. Варламова. — Нижний Новгород : БИКАР, 2013. — 141 с. : портр., цв. ил.; 21 см. — (Писатели — детям). ISBN 978-5-91723-069-6
Практика школьного воспитания № 2, 2023
ПОДЕЛИТЬСЯ: