Взаимодействие семьи и школы в воспитании детей

 

В. В. НИКОЛИНА,

доктор пед. наук,

профессор ГБОУ ДПО НИРО

 

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» обращает внимание на развитие определяющей роли семьи и соблюдение прав родителей, кооперации и сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных организаций, учреждений культуры и спорта, средств массовой информации, бизнес-сообщества) с целью совершенствования содержания и условий воспитания подрастающего поколения России [1].

Сохранение и развитие семейных ценностей является залогом выживания русского народа, сохранения российского государства и его прогрессивного развития в условиях сокращения численности населения, роста числа разводов, незарегистрированных браков, одиночного родительства, малодетных семей, нарушения прав ребенка, отказа от детей, социального сиротства, усиления потребительских, конфликтных настроений в семье в ущерб духовным.

Вместе с тем стратегия инновационного социально-экономического прорыва повышения качества жизни населения России тесно связана с семьей, воспитанием детей, ориентированным на становление у личности традиционных ценностей в ходе осмысления, проектирования, рефлексии собственной жизни, активной семейной жизни, готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. «Семья — это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества» (И. Г. Песталоцци).

Подчеркнем, что современные дети находятся в принципиально новой, по сравнению с ХХ веком, социокультурной ситуации, для которой, по мнению А. В. Микляевой, характерны особенности:

- рост социальной стратифицированности детства в условиях которого траектории развития во многом определяются не возрастной ролью человека, а его принадлежностью к определенному социально-экономическому классу;

- размывание единой системы ценностных ориентиров в обществе, поляризации ценностных ориентаций мира взрослых;

- социальная неопределенность, провоцирующая трудности на пути личностного самоопределения;

- трансформация института семьи, приводящая к изменениям опыта семейной социализации семей;

- рост значения средств массовой информации и цифровизации как института социализации [7, с. 26].

Детство как период человеческой жизни представляет собой сложный целостный феномен, осуществляемый в условиях интеграции всех форм социальных институтов. «В современном обществе детство, маркером завершения которого является достижение социально-экономической самостоятельности, длится 18—25 лет, а иногда и дольше» [7, с. 7].

Следует отметить, что современные дети — поколение Z и «альфа» — первое цифровое поколение, выросшее в условиях рыночных отношений, способных работать с «будущим» и в «будущем». Для них в «крови» цифровые технологии и жизнь в Сети — это цифровые аборигены. Индивидуализм, инфантилизм, легковозбудимость, ценности современных детей имеют неопределенный изменчивый характер, часто «оторванный от ценностей предков» (Н. Д. Никандров). Сегодня речь идет о становлении и развитии нового типа детства в новой нормальности — цифровом детстве.

Семья, по мнению Л. Н. Гумилева, — живая клетка организма (этноса). Семья благодаря воспитанию молодого поколения обеспечивает преемственность, передачу традиционных форм жизнедеятельности ценностей и альтруистических взаимоотношений внутри семьи, без чего невозможно сформировать «этнический стереотип поведения», «идеал служения» — основу этики семейных обязанностей [3]. Семья рассматривается нами как первостепенная значимость относительно потребностей, интересов ребенка. Исходя из ее понимания как самоценности, которая раскрывается в системе ценностных ориентаций, обусловленных позитивным образом семьи, субъект-субъектными взаимоотношениями между ее членами, гуманистическими семейными ценностями (любовь, верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода, ответственность, дом) [8; 12, с. 23].

Основополагающей ценностью является ценность «крепкая семья» — единственная форма истинных человеческих связей, которые не может предоставить человеку никакой другой социальный институт, дающий ему защищенность от негативного, внешнего мира и полноту жизни [9, с. 10]. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком в семье с первых лет жизни, имеют фундаментальное значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения, заложенные в семье, проецируются затем на отношения в обществе, составляя основу гражданского поведения человека.

Именно «семья или семейный дом первый наполняет сердце и волю ребенка определенным содержанием, сообщает душе его известное нравственное направление ... ни в одной среде не сосредоточены воспитательные средства в такой степени, как в семейном доме» [10, с. 239]. Семья строится усилиями мужчины и женщины на основе любви, уважения, милосердия, укрепляется рождающимися детьми, которых вместе воспитывают родители в духе базовых российских ценностей, традиций и памяти рода, ответственного отношения к семейной жизни, которые в совокупности создают для детей в семье, среду, включаясь в которую они впервые раскрывают свои социальные качества. Таким образом, по мнению С. П. Акутиной, «семья играет огромную роль в воспроизводстве и социализации молодого поколения. Именно здесь передается опыт, традиции и обычаи старшего поколения к младшим, именно здесь получает молодое поколение представления о мире, вбирает общие ценности и начинает ориентироваться на общепринятые стандарты» [2, с. 40].

Значение матери и отца в семье трудно переоценить. По мнению И. Канта «женщина-мать — высший замысел в отношении человеческого рода». Он выделил две главные цели в жизни женщины, крайне актуальные сегодня: «сохранение рода» и «культура общества и его облагораживание женственностью» [4, с. 406].

Отец выступает деятельностным субъектом семьи, занимая в ней центральное место, являясь наставником своих детей, формирующим у них патриотизм, гражданственность, честь, достоинство, уважительное отношение к женщине. Именно через отца идет связь ребенка с отечеством, прививая любовь к Родине. Активная жизненная позиция отцов обеспечивает формирование у детей интереса к спорту, здоровому образу жизни и противостоянию вредным привычкам, экстремизму, информационному насилию.

В условиях семьи воспитывается семьянин (как одна из социальных ролей человека), образ которого характеризуется высокой степенью ответственности за семью и ее членов, развитыми способностями и умениями, необходимыми в семейной жизни, гибкостью в семейном общении [2, с. 99]. Вместе с тем, современная семья испытывает значительные трудности для реализации своего воспитательного потенциала.

В этой связи актуализируется значимость взаимодействия семьи и школы в контексте общесоциальных процессов, происходящих в современном российском обществе. В. А. Караковский считал, что проблема единства воспитательных воздействий семьи и школы всегда была важной и сложной, так как от противоречий между семьей и школой страдают дети [5].

С учетом исследований [2; 9] взаимодействие семьи и школы в воспитании детей мы рассматриваем как взаимную деятельность ответственных взрослых, ориентированных на введение детей в социокультурное пространство, постижение ими базовых традиционных российских ценностей и укоренение их в семейных духовно-нравственных ценностях и смыслах. Таким образом, сохранение основ семьи, семейных ценностей, нравственное развитие детей осуществляется во взаимодействии семьи и школы. Социальное партнерство семьи и школы в воспитании детей формирует новое качество образования, создает единое ценностное воспитательное пространство, обусловленное единой ценностно-ориентационной деятельностью, направленной на интериоризацию учащимися базовых общенациональных ценностей.

При этом мы солидарны с Н. Е. Щурковой, которая полагает, что школа и семья не смогут заменить друг друга. Эти два общественных института (семья и школа) оснащают ребенка достижениями, выработанными культурой по принципу дополнительности и тем самым содействуют гармоничному и разностороннему развитию. Связь школы и семьи оправдана. Более того, она чрезвычайно важна и необходима [16].

Взаимодействие семьи и школы в воспитании подрастающего поколения реализуется в соответствии с идеями концепции совместной деятельности (Г. Н. Прозументова), главная из которых состоит в том, что развитие одного человека опосредовано связями с другими, то есть совместностью [13]. Именно в совместной партнерской деятельности порождаются смыслы человеческой жизни. Совместность требует согласования целей, задач, методов и средств воспитания ребенка и гуманитарного управления процессом. В такой деятельности педагоги, родители занимают партнерскую активную позицию соучастников, посредников в воспитании детей.

Взаимодействие семьи и школы (класса) на основе совместной деятельности преобразуются в совместную общность семьи и школы, а именно детско-взрослую общность, включающую педагогов, родителей, администрацию образовательной организации, обучающихся, партнеров, «как духовное единство, характеризующееся взаимным принятием, взаимопониманием, внутренней расположенностью каждого к друг другу», считают В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев [15, с. 172].

Во взаимодействии семьи и школы по воспитанию детей выделим следующие функции:

- аналитическая, проявляющаяся в организации анализа процесса взаимодействия семьи и школы;

- ценностно-ориентированная, включающая в процесс взаимодействия ценностные отношения субъектов воспитательного процесса с целью овладения ими традиционными российскими ценностями;

- гуманитарно-личностная, ориентированная на приобщение всех субъектов к ценностям добра, любви, благородства, милосердия, верности, красоты, ответственности, справедливости с целью самоопределения и саморазвития;

- управленческо-коммуникативная, способствующая разработке управления, основанного на оценке, самооценке участников педагогического взаимодействия, внесение корректив с помощью оперативных способов и средств в процессе управления на основе конструктивной коммуникации всех субъектов взаимодействия [2; 9].

Взаимодействие семьи и школы по воспитанию детей осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся, их индивидуально-личностных возможностей, что позволяет выстроить возрастно-ориентированную педагогическую деятельность, отражающую логику развития ребенка. Эта логика учитывает новообразования личности в определенный возрастной этап развития. Подобная возрастно-нормативная модель развития составляет основу построения возрастно-ориентированной педагогической деятельности и возрастно-сообразных образовательных процессов для каждой ступени образования [15].

С учетом возрастных возможностей учащихся в образовательной организации строится детско-взрослая общность на основе открытых, гибких отношений и связей семьи-школы-ребенка как центральной фигуры общности. В основе существования детско-взрослой общности школы (класса) и семьи лежит межпозиционное открытое взаимодействие, которое базируется на основании ценностного самоопределения каждого. Такого рода взаимодействие проявляется в духовной близости, общности взглядов, их деятельности, включенности в решение проблем.

Для создания детско-взрослой общности школы (класса) необходимо учитывать следующие взаимонаправляемые действия (содействия):

- ценностные ориентации педагогического коллектива на совместную деятельность с семьей с помощью различных форматов привлечения семьи к данной деятельности;

- ценностные ориентации самих семей, направленных на взаимодействие со школой (классом) и учетом их субъектных позиций в отношении воспитания своего ребенка;

- совпадение ценностно-смысловых позиций в отношении выбора ценностей педагогического коллектива школы (класса) и семьи как детско-взрослой общности в воспитании детей;

- достижение ценностно-смыслового согласия в форме позиционирования себя как «Мы» (в классе, школе);

- стимулирование рефлексивных процессов по отношению к себе, совместной деятельности.

Важно отметить, что детско-взрослая общность является гуманистической воспитательной системой, создаваемой в школе (классе).

Мир Детства и Мир Взрослости постоянно находится во взаимодействии на основе разнообразных событий — как ситуаций развития, совместных дел, возникающих на основе эмоционально-психологической включенности, ярких насыщенных незабываемых действий, активности чувства единения и принадлежности к определенной группе (классу). Эти дела становятся своеобразными вехами в воспитательном пространстве. Примером может стать участие детей в акциях, внеурочных занятиях «Разговоры о важном», различных конкурсах и т. д. Ценности приобретаемого духовного опыта в результате включения в событийные дела в школе, классе значительно расширяют поле своей бытийности, в которую вплетены духовные установки, нормы, персонифицированные связи, традиционные ценности, опыт самореализации [14].

Следует подчеркнуть, что эффективность совместной деятельности семьи, школы в воспитании детей опирается на значимость понимания ребенка и принятие его таким, каков он есть, и родителями, и педагогами. Причем понимания с единых позиций, что помогает выработать единую стратегию воспитания и сопровождения детей. «Святая наука — расслышать друг друга» — эти слова Булата Окуджавы имеют отношение к пониманию ребенка родителями и педагогами. Я. Корчак писал о том, что первое неоспоримое право ребенка — высказать свои мысли, активно участвовать в наших рассуждениях о нем и приговорах. Когда мы дорастем до его уважения и доверия, когда он поверит нам и сам скажет, в чем его право, загадок и ошибок станет меньше [6].

Вместе с тем, и родителям и педагогам нередко трудно отказаться от авторитарной позиции, ощущения необходимости своего влияния на процесс обучения и воспитания. Для растущего индивида становится важным понимание себя, мира, бытия, а также понимание себя Другими. Подобное «понимающее бытие» (М. Хайдеггер) основано на откровенных диалогах родителей, учителей с ребенком, обсуждающих проблемы ребенка, современного мира и поддерживающих его, как «сочувственном понимании» (М. М. Бахтин) субъективного духовного мира обучающихся. С этой целью в беседе используются притчи, пословицы, ассоциации, помогающие разобраться в проблеме. Значимым является то, что он должен понимать, что его любят, поддерживают несмотря на различные ситуации. Педагогическая поддержка детей как деятельностная стратегия по воспитанию должна быть направлена на стимулирование его желания заниматься саморазвитием [11].

Основными принципами осуществления педагогической поддержки учащихся являются: согласие ученика на помощь и поддержку; опора на наличные силы и потенциальные возможности личности; вера в эти возможности; ориентация на способность самостоятельно преодолевать препятствия; совместность; сотрудничество; содействие; конфиденциальность, доброжелательность и защита здоровья, прав, человеческого достоинства; реализация принципа «не навреди» [2, с. 119—120].

Обобщенно эти принципы опираются на подходы Ш. А. Амонашвили о том, что педагогическая поддержка учитывает, что необходимо любить ребенка; очеловечивать среду, в которой он живет; прожить в ребенке свое детство. Показателями развития эффективных отношений между школой, родителями и детьми являются:

- доверие (авторитет и желание помочь);

- благодарность и поддержка;

- взаимоотношения на основе уважения и признания чувств;

- распределение обязанностей, ответственности;

- добровольное взятие на себя обязательств всеми участниками;

- общие интересы и цели;

- совместное времяпровождение помимо общего дела;

- взаимопомощь в трудных ситуациях [11, с. 82].

В Нижегородской области накоплен значительный воспитательный потенциал по взаимодействию семьи и школы в рамках программы по воспитанию в образовательных организациях.

1. В школах региона созданы и активно работают «Материнские школы», «Советы отцов», «Школы молодой семьи», родительские университеты. В ряде образовательных организаций созданы консультационные центры в целях формирования у родителей и педагогов единых требований по воспитанию детей и ликвидации у родителей дефицита знаний, способов действий по воспитанию детей на разных возрастных этапах.

2. Осуществляется усиление семьецентрированнного подхода в содержании школьного образования и воспитания осознанного родительства у старшеклассников на основе семейных ценностей в клубных форматах работы, обеспечивающих формирование поведенческих качеств, характеризующих девушку как будущую мать, юношу как будущего отца, их ориентацию на здоровый образ жизни.

3. Реализуется развитие социального партнерства школы с общественными, муниципальными организациями, церковью, обеспечивающих многоаспектную (медицинскую, духовную, профессиологическую, информационную и др.) поддержку в семейном воспитании.

4. Осуществляется формирование у будущих учителей и педагогов образовательных организаций фамилистических компетенций (как наиболее дефицитных), направленных на умение работать с различными типами семей, осуществлять методическое обеспечение и сопровождение семейного воспитания в школе в формате курсов повышения квалификации.

5. Осуществляется разработка на базе НИРО, НГПУ им. К. Минина, в Городской научно-практической лаборатории по проблемам воспитания и семьи им. Н. Н. Белик и др. диагностического инструментария, позволяющего в рамках мониторинга изучать как семью в целом, так и каждого ее члена в отдельности.

6. Проводятся исследования тенденций в развитии нижегородских семей с целью выстраивания упреждающих и опережающих стратегий.

На решение проблем семейного воспитания, взаимодействия семьи и образовательных организаций в воспитании детей направлена деятельность ряда организаций. Среди них Городская научно-практическая лаборатория по проблемам воспитания и семьи им. Н. Н. Белик; Нижегородский институт развития образования, Мининский университет, Совет отцов г. Нижнего Новгорода, а также многочисленные центры, накопившие значительный теоретический и практический опыт.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р).

2. Акутина, С. П. Семейные духовно-нравственные ценности и их воспитание у старшеклассников в условиях взаимодействия семьи и школы: монография / Под ред. Л. В. Загрековой, В. В. Николиной. — Нижний Новгород : ННГУ, 2009. — 305 с.

3. Гумилев, Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. — Москва : Айрис-Пресс, 2023. — 560 с. (Библиотека истории и культуры) — ISBN 978-5-8112-5755-3.

4. Кант, И. Антропология с прагматической точки зрения. / И. Кант. — Санкт-Петербург : Наука, 1999. — 471 с. ISBN 5020267929.

5. Караковский, В. А. Чтобы воспитание было успешным... — Москва : Знание, 1979. — 95 с. : ил. (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология»; № 8).

6. Корчак, Я. Как любить ребенка: книга о воспитании: пер. с пол. К. Э. Сенкевич. — Санкт-Петербург : Азбука, 2022. — 512 с. (Азбука-классика) — ISBN 978-5-389-11244-5.

7. Микляева, А. В. Психология детской субкультуры: учебно-методическое пособие. — Санкт-Петербург : изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. — 228 с.

8. Николина В. В., Пермовская О. С. Этапы формирования у младших школьников личностных качеств будущего семьянина // Фундаментальные исследования. — 2015. — № 2 (часть 2). С. 397—400.

9. Николина, В. В. Взаимосвязь семьи и школы в процессе воспитания семейных ценностей у учащихся // Православие и семейные ценности: XXIV Рождественские православно-философские чтения / под ред. Л. Е. Шапошникова. — Нижний Новгород : НГПУ им. К. Минина, 2015. С. 9—15.

10. Олесницкий, М. А. Полный курс педагогики: Руководство для всех занимающихся воспитанием и обучением детей / [Соч.] Проф. М. Олесницкого. — 2-е изд. Вып. 1. — Киев : тип. Г. Т. Корчак-Новицкого, 1895. — 425 с.

11. Персонифицированная система воспитания, или Как дойти до каждого ребенка : монография / под ред. Е. Н. Степанова. — Псков : ПОИПКРО, 2020. — 196 с. — ISBN 978-5-7522-0320-6.

12. Пермовская, О. С. Формирование у младших школьников ценностного отношения к семье во внеурочной деятельности: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук. — Нижний Новгород, 2017. — 25 с.

13. Прозументова, Г. Н. Педагогика совместной деятельности: смысловые контексты и образовательная реальность / Г. Н. Прозументова // Школа совместной деятельности. — Томск, 2002. — Кн. 5 : Разработка образовательных программ в развивающейся школе. С. 4—16.

14. Рыбалка, Е. А. Пространство бытия личности: социально философский анализ : автореферат дис. ... доктора философских наук : 09.00.11 / Рыбалка Елена Александровна; [Место защиты: Дон. гос. техн. ун-т]. — Ростов-на-Дону, 2010. — 48 с.

15. Слободчиков, В. И., Исаев, Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. — Москва : Школа-Пресс, 1995. — 384 с. — ISBN 5-88527-081-3.

16. Щуркова, Н. Е. Школа и семья: конфронтация или нежный союз? / Н. Е. Щуркова // Классный руководитель. — 2004. — № 7. — С. 8—18.

 

 

Практика школьного воспитания № 3, 2023

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм