Социально-психологическое тестирование — важнейший компонент воспитательной работы

М. В. СМИРНОВА,

методист Государственного

бюджетного учреждения

дополнительного образования

Нижегородской области

«Центр психолого-педагогической,

медицинской и социальной помощи»,

г. Нижний Новгород

 

 

Социально-психологическое тестирование (СПТ) — эффективный, универсальный инструмент по профилактике и раннему диагностированию социально-психологического неблагополучия школьников и студентов (https://cppmsp52.ru/spt). Деятельность в целях профилактики социально-психологических факторов риска включена в программу воспитания образовательной организации.

С 2014 года СПТ проводится на всей территории Российской Федерации в школах, колледжах, вузах. Ежегодно увеличивается количество участников СПТ в Нижегородской области.

В 2022—2023 учебном году в тестировании приняли участие 175 717 человек, что составило 97,8 % от числа учащихся, которые подлежат тестированию.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» мероприятия по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ проводятся в два этапа, включая вышеупомянутое тестирование и профилактические медицинские осмотры. Порядок проведения СПТ утвержден приказом Министерства просвещения России от 20 февраля 2020 года № 59.

В этом тестировании участвуют ученики, достигшие 13 лет, начиная с 7-го класса, а также студенты учреждений системы СПО и ВПО.

Социально-психологическое тестирование проводится посредством online-тестирования с использованием программного комплекса «АРМБОС» (автоматизация, рейтинг, мониторинг безопасности образовательной среды).

Тестирование обучающихся выполняется при условии наличия у них информированных согласий в письменном виде об участии в тестировании. Обучающиеся от 15 лет дают письменное информированное добровольное согласие самостоятельно, от 13 до 15 лет — их родители (законные представители).

В соответствии с законодательством информация по результатам СПТ является конфиденциальной. Родителям и подросткам дается гарантия, что информация по результатам СПТ, предоставляемая в рамках профилактических мероприятий (консультации, тренинги, программы, дополнительные тесты), будет дана в строгом соответствии с требованиями Федеральных законов «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ, «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ, «О защите персональных данных» от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ. Дополнительно для сохранения конфиденциальности данных в образовательной организации составляется локальный акт, в котором определяются различные уровни доступа к результатам СПТ.

Такую гарантию дает руководитель образовательной организации и отвечает за нее в соответствии с законом. Каждый участник тестирования получает индивидуальный инвайт (приглашение), код участника, что не позволяет персонифицировать данные посторонним лицам.

С 2019 года во всех образовательных организациях Российской Федерации введена Единая методика СПТ обучающихся, разработанная Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения России. Вопросы Единой методики не содержат информацию о каких-либо наркотических средствах и психотропных веществах.

В соответствии с п.10 Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 20 февраля 2020 года № 59 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях» при проведении тестирования допускается присутствие в кабинете (аудитории) в качестве наблюдателей родителей (законных представителей) обучающихся, принимающих участие в тестировании.

СПТ не выявляет конкретных учащихся, употребляющих наркотики и психоактивные вещества, не является основанием для постановки на учет и применения мер дисциплинарного взыскания.

Отвечая на вопросы методики, участник тестирования дает субъективную оценку психологическим условиям и личностным качествам, определяющим стрессоустойчивость, умение аргументированно отстаивать свою точку зрения, способность достигать поставленные цели. Оценивает свою жизненную активность, навыки самоконтроля поведения и уровень нравственного самосознания.

СПТ основано на представлении о непрерывности и единовременности совместного психорегулирующего воздействия факторов «риска» и факторов «защиты».

Оценивая соотношение факторов, выявляется группа повышенного внимания, которая требует скорейшей психолого-педагогической помощи с целью повышения устойчивости к возникновению дезадаптивных форм поведения.

С теми, у кого высокая вероятность вовлечения в зависимое поведение, проводятся углубленные диагностические мероприятия с целью уточнения их актуального психоэмоционального состояния и оценки факторов риска/защиты. Составляются планы психолого-педагогического сопровождения, в рамках которых проводятся персональные беседы с обучающимися и их родителями, индивидуальные и групповые занятия. При необходимости к профилактической работе подключаются и другие специалисты.

Таким образом это тестирование способствует самоидентификации ребенка, которая ведет к саморазвитию. Саморазвитие помогает найти каждому человеку свой собственный смысл в жизни, достичь своих целей, стать успешным и чувствовать себя счастливым. Результаты СПТ позволяют актуализировать внутренние личностные позиции: слабые и сильные стороны, и спланировать свои действия, направленные на развитие сильных сторон характера, получение новых знаний, искоренение недостатков, повышение уверенности и самооценки.

Результаты СПТ используются как диагностический компонент воспитательной деятельности организации, поскольку позволяют:

- выявить у обучающихся психологические факторы риска и организовать своевременную адресную психологическую помощь;

- выделить классы и группы, в которых высока доля учащихся, требующих повышенного внимания, и организовать проведение групповых профилактических мероприятий;

- сформировать контингент обучающихся, направляемых на профилактические медицинские осмотры.

Вместе с тем применение программного комплекса АРМБОС для проведения СПТ дает возможность выявить людей с вероятностным риском возникновения деструктивных последствий, включая суицид. Таким образом, СПТ дает возможность оценить процесс формирования личности индивидуума, вовремя заметить возникающие проблемы в развитии и предложить своевременную помощь ему и его семье.

Используя свое право отказаться от социально-психологического тестирования детей, родители все же должны понимать, что формирование зависимости требует профилактики, и что они — родители — несут ответственность за формирование у ребенка нравственно-ценностных и здоровых навыков.

Также хочется отметить, что профилактика употребления психоактивных веществ в образовательной среде введена в требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).

ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника основной школы, осознанно выполняющего и пропагандирующего правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.

Реалии современного мира показывают, что в подростковом возрасте зависимое поведение формируется намного быстрее, чем у взрослых. Поэтому совместное участие детей, родителей и педагогов в мероприятиях социально-психологического тестирования позволит всем сплотиться на основе общего дела — сохранения жизни и здоровья детей.

 

Практика школьного воспитания № 3, 2023

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм