Семья и школа — социальные партнеры в воспитании нравственной личности младшего школьника

 

С. И. БОЧКОВА,

учитель начальных классов

МАОУ «Гимназия № 67»

Московского района,

г. Нижний Новгород

 

 

Семья и школа — это берег и море.

На берегу ребенок получает первые уроки жизни,

а потом перед ним открывается необозримое море знаний,

и курс в этом море прокладывает школа.

Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега...

Л. А. Кассиль

 

Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Чтобы не прерывать уже существующий процесс воспитания ребенка, школа должна сотрудничать с семьей. Необходимо создавать общее, открытое школьно-семейное пространство духовно-нравственного воспитания и стремиться к тому, чтобы школа была не только учреждением, где обучают, но и «социальной семьей» ребенка.

Задавая себе вопрос: «На чем должны строиться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным?», я пришла к выводу, что деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть плодотворной только в том случае, если они станут союзниками. Учителя и родители должны говорить с ребенком на одном языке. Поэтому целесообразно значительную часть воспитательного процесса организовывать совместно с учащимися и родителями, а возникшие вопросы, проблемы решать сообща, объединяя усилия для достижения более высоких результатов.

Основной задачей нравственного воспитания младших школьников считаю приобщение к миру человеческих ценностей. Совместная работа родителей и детей помогает маленькому человеку задуматься о нравственных качествах, отличить хорошее от плохого, прочувствовать на себе доброту: робкий ребенок, может быть, впервые попробует быть смелым, агрессивный — добрым, несобранный — аккуратным. Дети очень живо воспринимают пример взрослых, особенно родителей, усваивают их понимание добра и зла, хорошего и плохого, учатся у них морали. У ребенка формируется «нравственная шкала отношений», с помощью которой он может «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить свое поведение нравственным нормам.

Чтобы требования и ожидания школы и семьи совпали, я строю взаимоотношения с родителями на позициях социального партнерства.

Социальное партнерство педагогов и семьи — это совместное определение целей деятельности, планирование предстоящей работы, распределение сил и средств, контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.

Практика показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности. Значит, именно классный руководитель должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы социального партнерства семьи и школы.

Основные условия ее реализации:

- родители — не просто помощники педагога, а равноправные участники процесса развития детей: интеллектуального, нравственного, физического, психического;

- общее дело — практическое участие каждого ребенка и привлечение родителей на всех этапах совместной деятельности: планирование, подготовка, проведение, анализ, поощрение.

Я убеждена, что без деятельности нет результата. Можно много говорить о патриотических ценностях, но пока не будет конкретного дела, в котором ребенок «проживет» гордость за свою семью, свою Родину, все патриотические призывы останутся пустым звуком.

Модель социального партнерства с семьей складывается из трех основных блоков: «Педагогическое просвещение», «Управление», «Содружество».

Прежде всего, родители всегда должны знать, в каких делах (кроме учебы) и когда конкретно будут участвовать их дети. Делаю это через объявления в «Чате для родителей»; через детей, которым всегда поручается сообщить членам семьи, чем они будут заниматься в ближайшее время — кого собираются порадовать, какую полезную работу выполнят и т. п.; сама лично напоминаю членам семьи об участии в предстоящем деле. Таким образом, у родителей формируется установка на предстоящую деятельность детей или совместную с ними; готовность ее принять, оценить на основе своего участия или рассказов детей.

Огромную помощь родители оказывают детям и в планировании деятельности. С этой целью практикуются поручения ученикам: «Посоветуйтесь с мамами и папами как лучше», «Спросите у родителей, какое участие в проекте они могут принять» и т. д.

В классе выстроена система коллективных проектов, которые объединяют всех участников образовательного процесса.

 

 

 

 

Но для того, чтобы педагог и родители говорили с ребенком «на одном языке», я начала нашу совместную работу с родительских чтений. Эта форма работы была предложена на одном из «круглых столов» научно-практической лаборатории по проблемам воспитания и семьи Дворца детского творчества имени В. П. Чкалова г. Нижнего Новгорода. Идея мне очень понравилась, и я решила реализовать ее в своем классе.

Родительские чтения — очень интересная форма работы, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагога, но и изучать литературу по проблеме, участвовать в ее обсуждении. Такая работа предлагает задуматься о своей родительской роли, о значении семьи в жизни человека. Родительские чтения дают возможность педагогам и родителям согласовать общие понятия в деле воспитания детей, что способствует взаимопониманию между образовательным учреждением и семьей, педагогом и родителями, родителями и детьми. Это одна из форм образования пап и мам, направленная на развитие семейных отношений и самовоспитание родителей. Это повод обменяться друг с другом опытом семейного воспитания.

Родительские чтения были организованы следующим образом. На первом собрании в начале учебного года мы совместно с родителями определили вопросы педагогики и психологии, которые их больше всего волнуют. Затем информация собиралась и анализировалась, определялись книги, где можно найти ответ на поставленный вопрос. Родители читали книги, пользовались ресурсами Интернета, а затем использовали полученные знания при обсуждении. Особенностью наших чтений стало то, что анализируя книгу, родители излагали собственное понимание вопроса и замечали изменение своих подходов к воспитанию ребенка. На родительских чтениях мы обсуждали такие вопросы: «Почему родителям часто не хватает времени на общение со своими детьми?», «Что значит — относиться к детям по-взрослому?», «С какого возраста ребенка можно считать взрослым?» (https://vk.com/svbschool).

Результатом первых чтений стали «Заповеди для родителей», сформулированные совместно педагогом и родителями (https://lingym67.nnov.ru/internet-proekty/).

Из отзывов родителей: «Такие диалоги и обсуждения — это возможность остановиться в суете дел, призадуматься, разбудить в душе теплоту и еще больше полюбить своего ребенка».

Еще одной формой совместной работы «педагог — родители — ребенок» стали семейные вечера. Семейный вечер — это праздник общения родителей и детей, это праздник воспоминаний, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Главное, они учатся слушать и слышать друг друга, самого себя. Темы таких вечеров могут быть различными: «Зачем человеку нужна семья?», «Будущее. Каким его вижу я и мой ребенок?».

Самый запомнившийся всем — это вечер, проведенный к 75-летию Победы. 2020 год... Карантин... И мы решили провести онлайн-флешмоб. Сначала в классном чате обсуждались возможные варианты участия и проведения. Дети готовили стихи, совместно с родителями искали информацию о своих родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне, с гордостью рассказывали о них, а также о своем участии в шествии «Бессмертного полка». Все материалы выкладывались в общей группе класса. Результатом стал видеофильм, сделанный совместно всеми участниками вечера (https://lingym67.nnov.ru/internet-proekty/).

В прошлом учебном году мы провели семейный вечер к Дню матери. Уже в процессе подготовки этого вечера родилась идея создать видеофильм-подарок для мам. Дети подбирали рисунки, предлагали варианты музыкального сопровождения (прослушали не одну песню о мамах), подбирали тексты, по секрету от мам вместе с папами выбирали фотографии. Результат растрогал всех до слез (https://lingym67.nnov.ru/internet-proekty/).

В заключение хочется обратиться ко всем педагогам.

- Не отталкивайте от себя пришедших в школу родителей, проявите сдержанную доброжелательность, открытость. Ваше личное положительное отношение к своему собеседнику будет выражением доброй воли и первым шагом к сотрудничеству.

- Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями.

- Объединить усилия педагога и членов семьи школьника можно только при взаимном и уважительном признании ими позиционного равенства друг друга. Первый шаг должен сделать учитель, поскольку это находится в рамках его компетенции, показывает его профессионализм.

- Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на подобную работу, действуют сообща, вместе осуществляют планирование и затем подводят итоги сделанного.

 

 

Практика школьного воспитания № 3, 2023

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм