Можно ли научить любить Родину?

 

А. Ю. ЕГУНОВА,

учитель английского

и немецкого языков

МАОУ лицея № 180 Ленинского района,

г. Нижний Новгород

 

 

Как воспитать патриота? Начнем с того, что вспомним о смыслообразующей идее патриотического воспитания в жизни человека и общества. Личность должна осознанно совершать мужественные, отважные поступки, творить добро во имя отечества. То есть у наших детей должна быть сформирована личная мотивация к совершению добрых дел на пользу Родины, учащиеся не должны действовать в угоду показной отчетности и заниматься «ура-патриотизмом». Патриотизм имеет смысл рассматривать исключительно со стороны действий и дел.

Это — позиция деятельного патриотизма, позволяющего не только гордиться своей Родиной, но и задумываться о ее судьбе, будущем, о своей «мере» пригодности стране и обществу.

В своей практике школьного воспитания я стараюсь использовать различные формы межличностного и группового взаимодействия, инициацию детьми и родителями коллективно-творческих дел и различных мероприятий гражданско-патриотической направленности. Стремлюсь создавать ситуацию выбора, самоопределения, самопроявления и самореализации учащихся, мотивируя их на собственные инициативы. Дети более охотно участвуют в мероприятиях, если знают, что они — авторы, режиссеры, сценаристы и исполнители задуманных идей.

Очень своевременным считаю введение единых классных часов «Разговоры о важном». В ходе их проведения закладываются основы гражданского самосознания, реализуется не только познавательный, но и эмоционально-нравственный компонент — осознанно-чувственная сторона личности, отражающая ее ценности, установки, мотивы, стремления. А главное, вырабатывается поведенческий компонент — психологическая готовность ученика реализовать функции участника исторического процесса, выражающаяся в конкретных действиях, поступках. Например, для классного часа ко Дню народного единства ребята могут проследить и изобразить на карте-схеме путь следования Нижегородского ополчения из Нижнего Новгорода в Москву. При этом они могут смоделировать «остановки» на исследуемом пути и подтвердить сведениями из различных источников — какие цели преследовали ополченцы на каждой из остановок. Это будет большая работа детей для небольшого (по времени) разговора о важном.

Для разговора о важном на тему «Что мы Родиной зовем?» можно совершить увлекательные поездки по историческим местам, центрам культуры, центрам народных промыслов и т. д. Например, посетив музей «Дом Семена-ложкаря» и художественную фабрику «Семеновская роспись», став участником мастер-класса по росписи сувенира, дети погрузились в национальную историю, в самобытную атмосферу русских традиций, познали и эмоционально прочувствовали быт и народную культуру России (https://egunova-engl-de.wixsite.com/my-site/копия-спортивные-мероприятия). А на классном часе это обсудили, поделились впечатлениями. Судя по живой реакции детей, стало понятно — разговор был действительно о важном.

Другим примером деятельного патриотизма является мотивированное участие детей в социальном партнерстве, волонтерском движении, акциях социальной помощи, когда ребенок понимает, что он помогает, что в его участии нуждаются, что он приносит пользу. Школьники всегда охотно участвуют в акциях добрых дел, таких как «Коробка храбрости», «Доброе сердце», «Волшебная крышечка» и многих других (https://vk.com/wall-130415389_6513). Благотворительный характер этих акций позволяет сохранить человечность и правильное отношение к обществу, своему городу, стране и миру в целом, другими словами, способствует формированию гражданского самосознания.

 

 

 

 

В воспитательной работе я стараюсь придерживаться правила: «Главное не то, что ученику дал учитель, главное то, что ученик взял». Поэтому зачастую отказываюсь от назидательности, нравоучений и предоставляю своим воспитанникам свободу слова, возможность спорить, отстаивать свою точку зрения в ходе дискуссии, обсуждение проблемы в форме «круглого стола», собеседования. Открытый (иногда и откровенный) разговор создает ситуацию противостояния взглядов, «схватки умов», «противоборства чувств».

Проведение классных часов и других мероприятий в таком виде формирует первооснову гражданского воспитания — чувство уважения. Уважение к собеседнику, чужому мнению, к самому себе, уважение к другим народам и их традициям, уважение к другим странам и государствам. Это имеет немаловажное значение в культуре межнациональных отношений, которые являются неотъемлемой частью патриотического и духовно-нравственного воспитания. Примером воспитательных мероприятий в этом направлении стал проводившийся в 2021—2022 учебном году Фестиваль культуры «Народы России», где каждый класс представлял один из народов или самобытный край в составе Российской Федерации. Все визитные карточки народов были «живыми»: насыщенными историей, национальными элементами, ярким воплощением традиционных ценностей. Дети сами изготовляли или находили национальные костюмы, готовили защиту стендов, где в деталях демонстрировали культурные особенности и достижения каждого этноса или региона. И вновь каждый участник фестиваля почувствовал себя субъектом исторического процесса, а все вместе мы — взрослые и дети — ощутили единство, общность нашей страны, ее богатое культурное наследие (https://egunova-engl-de.wixsite.com/my-site/копия-жизнь-класса-1). Подобная рефлексия способствует формированию патриотических чувств, чувства гордости за свою страну и сопричастности к жизни своего народа.

Известный французский просветитель Ш. Монтескье подчеркивал, что «лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов» [2]. Ребята зачастую находят примеры патриотического служения Родине в своих семьях. Тема служения отечеству становится ярким лейтмотивом на праздниках, классных часах, посвященных Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню отца. Мои ученики активно участвуют в интеллектуальных играх, конкурсах, смотрах, где демонстрируют не только знание семейной и национальной истории, но и прикладные умения. К примеру, во время военно-патриотической интеллектуальной игры «Памяти павших будем достойны!» команды нашего лицея проходили девять сложных станций, демонстрировали свои навыки в строевой подготовке, стреляли из электронного оружия, оказывали первую медицинскую помощь и смогли расшифровать секретное сообщение (https://vk.com/wall-130415389_5656).

Активное и, что очень важно, добровольное участие детей в подобных мероприятиях показывает стремление подрастающего поколения взглянуть на историю своей Родины с высоты новых знаний.

 

 

 

 

Патриотические чувства — это не только любовь к отечеству, это и любовь к своей семье, своему городу, своей школе. Кстати, в нашем лицее существует немало традиций, способствующих патриотическому и гражданскому воспитанию. На классном часе «Виват, Лицей!» мои ученики выступили с инициативой вспомнить историю лицея в необычной форме: погрузиться в разные эпохи отечественной истории и представить себя в роли лицеистов тех времен. Так возникли четыре «эпохальных формата лицея» — древний, средневековый, дворянский и современный. Команды показали свои знания по истории лицея, его символов и традиций. Это, на мой взгляд, еще один маленький пример формирования деятельного патриотизма, потому что таким образом ребята проявляют любовь к своей школе, показывают серьезное отношение к истории своей страны. Подобные формы мероприятий, когда дети могут свободно творить и говорить, вызывают у них глубокие эмоциональные переживания и осмысление роли своей страны в мире.

Я очень люблю напоминать детям слова Алексея Николаевича Толстого: «Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше... Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней» [2].

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р).

2. Воспитание детей. Аргументы из литературы. — ISBN 978-5-534-07262-4. — Текст: электронный. — URL: https://bank-argumentov.info/vospitanie-detej-argumenty-iz-literatury/ (дата обращения: 03.02.2023).

 

 

Практика школьного воспитания № 3, 2023

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм