«Крылья мечты»: от фантазии до профессионального самоопределения

 

С. В. МЯГКОВ,

педагог дополнительного

образования МБУДО

«Центр детского творчества Автозаводского района»,

г. Нижний Новгород

 

 

Авиамоделизм — одно из направлений технического творчества, которое успешно объединяет и решение в процессе обучения исследовательских, инженерно-конструкторских и творческих задач, и спортивный азарт, и воспитание и развитие личности ребенка.

Методика обучения выстроена на основе многолетнего личного опыта автора — авиамоделиста, спортсмена и педагога дополнительного образования — с учетом современных требований к допобразованию детей, перспектив развития технического творчества.

В основу методики преподавания заложены принципы развивающего обучения, ориентированные на развитие потенциальных возможностей учащихся, подготовку к самостоятельной проектной деятельности, обеспечение самоопределения и социальной адаптации детей.

Одна из задач педагога — последовательно перейти от репродуктивного уровня усвоения знаний, умений, навыков на начальном этапе изучения программы, основным постулатом которого является принцип «Делай, как я», к продуктивным методам обучения, призванным развить проектное мышление, сформировать интерес к техническому творчеству и изобретательской деятельности.

На занятиях нашего творческого объединения «Крылья мечты» первая простейшая летающая модель из пенопласта «Стриж» изготавливается по готовым шаблонам. Детям даются базовые знания о главных элементах конструкции модели, основах полета, рекомендации по работе с материалами и инструментами. На заключительном этапе, когда модель уже летает, ребенку разрешается внести свои изменения в конструкцию и после запуска сравнить результат с предыдущим.

Подобный мини-проект уже на первой стадии обучения дает возможность ребенку не просто воспроизвести готовый алгоритм создания модели, а на основе полученных первых знаний решить новую для себя конструкторскую задачу, что соотносится с принципами системно-деятельностного подхода в обучении. По окончании раздела проводятся соревнования-игры, закрепляется теоретический материал, связанный с запуском и регулировкой модели.

 

 

 

 

В дальнейшем работа усложняется — изготавливается метательный планер с объемным крылом «Ласточка» спортивного класса «HLG». В процессе обучения происходит плавный переход от одного вида материала к другим. Модели метательных планеров изготавливаются не только из пенопласта, но и из липы, углепластиков и т. д. В конструкции этой модели присутствует большее количество деталей, особенно из дерева.

Цель выполнения этих простейших моделей — дать возможность ребятам участвовать в соревнованиях при достаточно быстром их изготовлении. При этом обязательно соблюдение принципа «от простого — к сложному».

При создании моделей приобретаются навыки работы с различными ручными инструментами: нож, рубанок, лобзик, наждачная бумага. Работа приобретает более индивидуальный характер, так как учащиеся работают с разной скоростью, и педагог должен предусмотреть это.

Обучение в группе по мере усложнения программы начинается с изготовления чертежа и заканчивается запуском своей модели каждым воспитанником.

Второй год обучения предусматривает освоение принципов создания простейших радиоуправляемых моделей. В процессе их изготовления учащиеся приобретают навыки работы на станках, с разными клеями, красками, термоклеевой пленкой, учатся различать и правильно использовать породы древесины, совершенствуют свое мастерство и навыки. Изучается теория полета модели в различных погодных условиях, правила проведения соревнований.

При постройке моделей необходимо создавать в объединении благоприятную среду взаимопомощи — без обостренного соперничества, воспитывать стремление быть одной командой, так как многим ребятам предстоит участвовать в соревнованиях. Участники команды, готовящие модели для соревнований, занимаются дополнительно и индивидуально. Обучение проходит более углубленно, больше времени уделяется тренировочным запускам и правилам проведения соревнований.

В старшей группе учащиеся изготавливают радиоуправляемые модели моторных планеров различных аэродинамических схем, с которыми могут выступать на соревнованиях разного уровня.

Цель обучения — освоить новейшие технологии по изготовлению моделей и добиться максимально высокого результата на соревнованиях. Учитывая сложность изготовления моделей чемпионатного класса, навыки мастерства следует наращивать постепенно, вводя сложные элементы в зависимости от степени подготовки ребят, но при этом технические характеристики модели должны соответствовать требованиям, предъявляемым к данному классу.

 

 

 

 

Через два-три года занятий воспитанники приобретают навыки выполнения технически более сложных моделей, достигают мастерства в их изготовлении, приобретают навыки участия с ней в соревнованиях и добиваются высоких результатов. Занятия в этой группе проходят по индивидуальным планам, составленным с учетом деловых и творческих качеств воспитанника. При выборе модели для изготовления учитываются способности детей. Постройка модели и участие в соревнованиях воспитывают в детях аккуратность, ответственность, широту и гибкость мышления, умение не теряться в сложной ситуации, чувство коллективизма, дружеской взаимопомощи, упорство и настойчивость в достижении своей цели.

Образовательная программа «Крылья мечты» имеет высокий уровень обеспеченности учебно-методическими материалами — мною разработаны 25 методических разработок моделей с чертежами, подробными технологическими картами, фотоматериалами, которые используются на занятиях, в том числе в качестве раздаточного материала.

Авторские видеоуроки и видеопособия по созданию моделей различных типов, фильмы об истории авиации позволяют активно интегрировать информационные технологии в образовательный процесс, что является актуальным направлением в педагогической практике. Модульная система видеоурока дает возможность его использования отдельными блоками по мере выполнения этапов работы над конструкцией — это ценно для занятий проектной направленности.

Преимуществом видеоуроков является наглядность, доступная форма изложения. Это расширяет круг пользователей и поддерживает активный интерес к инженерно-проектной деятельности. Все заявленные методические материалы находятся в свободном доступе на сайте педагога (https://nsportal.ru/myagkov-sergei-vasilevich) и востребованы не только учащимися, педагогами дополнительного образования, но и родителями для самостоятельных занятий техническим творчеством с детьми дома.

Важной составной частью обучения является запуск моделей. Любая модель как простейшая, так и радиоуправляемая должна быть апробирована. Тренировочные запуски позволяют выявить достоинства и недостатки модели, оценить конструкторскую работу учащихся-авиамоделистов, уровень спортивной подготовки и сделать по итогам запусков работу над ошибками.

Тренировки требуют тщательной предварительной подготовки. Ребята должны знать технику безопасности при проведении запуска моделей, порядок проведения тренировки, использования стартового оборудования. При подготовке к запуску радиоуправляемых спортивных моделей обязательна предварительная тренировка по сборке модели, регулировке двигателя, подбору воздушного винта и т. д.

Тренировки дают возможность приобрести навыки тактической и спортивной борьбы, строго следовать правилам техники безопасности при запусках моделей, что важно при подготовке к соревнованиям. Обязателен анализ полета модели, так как это позволяет в будущем учесть ошибки и недочеты при пилотировании.

В процессе тренировочных полетов учащиеся приобретают навыки правильного запуска моделей, поиска их в поле после посадки; умения ориентироваться на местности с учетом особенностей рельефа, определять потоки воздуха. На тренировках ребята регулируют модели, устраняют недостатки, отлаживают методику запуска.

 

 

 

 

На протяжении всего обучения предусмотрен просмотр и анализ записей соревнований по авиамодельному спорту, что позволяет ребятам глубже познакомиться с техникой и тактикой полетов метательных планеров ведущих спортсменов, научиться ориентироваться на старте. Ребята также сравнивают конструкции моделей, раскраску и качество изготовления, новизну технических решений и т. д., заочно знакомятся с ведущими спортсменами Нижегородской области, России, мира.

Неотъемлемой частью всего воспитательного процесса является привлечение родителей наших учеников к участию в соревнованиях, выставках, экскурсиях. Семейные команды на соревнованиях разного уровня неоднократно приносили призовые места в копилку нашего творческого объединения.

Эффективным методом воспитания, развития творческих, исследовательских и изобретательских способностей учащихся, технического мышления, практического приложения полученных на занятиях знаний и умений является защита проектов на научно-практических конференциях. Научно-техническое творчество позволяет поддерживать устойчивый интерес к проектной деятельности и является средством профессиональной ориентации участников ТО «Крылья мечты».

Результаты своих достижений воспитанники демонстрируют на научно-практических конференциях. Длительная и тщательная подготовка к ним оправдана, поскольку высшая оценка этого труда профессиональным жюри — поступление вне конкурса в профильные учебные заведения.

Профессиональное самоопределение — сложная задача для любого молодого человека. Встреча с выпускниками творческого объединения «Крылья мечты», которые свою детскую мечту летать или создавать самолеты превратили в реальность, дает возможность нашим нынешним воспитанникам верить — мечты сбываются, если упорно и последовательно идти к своей цели.

 

 

 

 

Организация, формы и методы работы в нашем творческом объединении «Крылья мечты» позволили создать необходимую образовательную среду для самореализации ребенка, сохранения и развития положительных задатков, полноценного раскрытия его потенциальных возможностей, приобретения социального опыта. Реализуются возможные механизмы интеграции в логической цепочке формирования личности: семья — школа — дополнительное образование — профессиональное образование.

Накопленный опыт работы обобщается и распространяется среди педагогических работников путем проведения семинаров, мастер-классов, вебинаров; участия в конкурсах профессионального мастерства; публикаций материалов в печатных и электронных СМИ; создание авторских видео. Обмен педагогическим опытом с коллегами позволяет идти в ногу со временем, учиться у других и учить самому.

 

 

Практика школьного воспитания № 3, 2023

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм