Кино для детей и родителей: смотрим вместе
Н. Ю. СЕРГЕИЧЕВА,
учитель истории и обществознания
МАОУ «Гимназия № 2» Канавинского района,
г. Нижний Новгород
Советскими педагогами был накоплен большой опыт по кинообразованию. В 70—80-е годы ХХ века возникали даже авторские школы киноклубов И. С. Левшиной, С. Н. Пензина, О. А. Баранова, Ю. Н. Усова, А. В. Федорова и многих других. К сожалению, этот опыт оказался невостребованным в России 1990-х годов. Сегодня мы видим, как изменилась роль искусства в информационном пространстве; появились новые технологии, и, конечно, пришло время для возникновения новых форм кинообразования. В самом начале этого года НИУ ВШЭ был опубликован доклад «Мировые тренды образования в российском контексте — 2023», в котором совместный просмотр видео был отнесен к одному из перспективных направлений развития образования [1].
Этот тренд поддерживается сегодня государством, которое все больше проявляет свою заинтересованность в изучении в школе шедевров отечественного кинематографа. После проведения Года российского кино был предоставлен бесплатный доступ к фильмам, вошедшим в список лучших отечественных кинопроизведений, для образовательных и воспитательных целей; возвращено государственное финансирование производства и проката российских детских и юношеских фильмов; был дан старт проекту «Киноуроки в школах России» и др.
Кинопедагогика — мое давнее профессиональное увлечение. Все началось с попыток совмещения изучения истории и знакомства с языком кино — ведь познание истории ХХ века трудно представить без привлечения аудиовизуальных источников. За годы работы мной были написаны и проведены киноуроки по самым разным темам. На них я приглашала и родителей своих учеников. После уроков участники в своих анкетах писали о том, что их «поразил анализ фильма, количество скрытых подтекстов и наличие глубокого философского смысла», многие приходили к выводу: «...я буду внимательнее смотреть фильмы». В пункте «После урока мне захотелось...» в 100 % случаев значилось: «пересмотреть фильм еще раз».
Наверное, поэтому в период локдауна, когда обычное человеческое общение было сильно ограничено, родилась идея организации совместного просмотра фильмов о Великой Отечественой войне учениками и их родителями. Взрослые показали детям советские киноленты, которые когда-то произвели на них сильное впечатление, а дети предложили современные российские фильмы. После просмотра находили информацию о режиссерах кинокартин, о реальных событиях, которые легли в основу сюжета, о прототипах главных героев, писали рецензии, выкладывали свои небольшие анонсы-рекомендации на интерактивную доску.
Среди отзывов был и такой. «Посмотрели два фильма с родителями (они, оказывается, смотрят, как и я, первый раз) «Баллада о солдате» и «Завтра была война». Не могли оторваться. Наверно, первый раз не пили чай и не ели булки во время фильма. А после фильма наелись, напились чая и НАГОВОРИЛИСЬ! Вспомнили о моем прадедушке (дедушка мамы), мама мне немного о нем еще рассказала, некоторые истории из фронтовой жизни. Смотрели фотографии. Договорились еще посмотреть другие фильмы и тоже вместе.»
С этого момента стало понятно, что нужен медиаклуб, а точнее социальный кинозал — возможность для воспитания медиакультуры людей разных возрастов. Но не только. Кинозал должен стать площадкой для обсуждения наболевших вопросов, тем средством, которое позволяет детям и взрослым быть не рядом, а вместе, то есть ощущать общность, близость, сопричастность.
Одной из главных трудностей на этом пути стал выбор фильмов для просмотра и обсуждения. Поэтому я попросила семиклассников назвать по одному фильму из тех, которые им больше всего нравятся. Выяснилось, что они смотрят зарубежные фильмы и сериалы, их выбор — экшн, детективы и мелодрамы. Ни один из опрошенных учеников не выбрал отечественную киноклассику. Такой же вопрос я задала родителям семиклассников и коллегам-учителям, средний возраст которых 40+. Взрослые, напротив, выбирали отечественные фильмы, проверенные временем. Таким образом, современный вариант проблемы «отцов» и «детей» имеет множество проявлений, в том числе и такой — разные поколения смотрят разное кино. А ведь мы с вами понимаем, что в наши дни кино не только задает стандарты красоты, оно формирует мечты, диктует ответы на многие вопросы, влияет на духовные запросы и ценности своего зрителя, во многом определяет характер.
Э. Хемингуэй однажды сравнил литературный образ с айсбергом. Лишь его вершина (сюжетно-событийный уровень) выступает над водой, тогда как большая его часть скрыта водами океана. Образы, созданные талантливыми режиссерами, могут быть еще более глубокими и сложными. А современные зрители — взрослые и дети — относятся к просмотру фильма как к развлечению и «застревают» на первом уровне (что происходит?). Подготовленный же зритель может открыть для себя психологический (почему происходит?), символический (что это значит?) уровни и приблизиться к философскому восприятию увиденного (какие проблемы обсуждаются?). Зрителю нужно помочь «увидеть» то, на что он смотрит, не только извлечь информацию, но и интерпретировать ее, пробудить определенные эмоции, получить опыт. Конечно, в этом нам помогут лучшие отечественные киноленты.
Другая трудность на пути создания киноклуба — необходимость учитывать психологические особенности современных подростков, которых зачастую называют «цифровыми аборигенами». И это не случайно, ведь они живут в двух мирах — реальном и виртуальном одновременно, зачастую даже с разными именами (никами) в них. Они отлично чувствуют себя в условиях многозадачности, оперируют массивами информации, но не могут составить простейший рассказ по картине. Если мы воспринимаем увиденное на полотне как кадр из фильма, как кульминацию некой истории, имеющей начало и конец, то современный школьник просто отстраненно просканирует представленную информацию и опишет то, что видит, сухими краткими предложениями.
Мы, учителя, знаем, как непросто привлечь внимание современных учеников на уроке к учебной задаче, как быстро они теряют интерес к происходящему и уходят в свой мир, цветной, динамичный, но с примитивным сюжетом. В этом их мире они могут создать себе виртуальную идеальную семью. В ней будет, например, котик, муж и дети. Туда можно заходить раз в неделю — пообщаться, узнать, что у них все хорошо, все на месте, все счастливы и все будет так же без всяких усилий и через неделю, и через две. Это приводит к снижению социальной ответственности за реальную жизнь, эмоциональной пассивности, к неумению понять человека. Но стоит ли винить в этом только ребенка? Нам не хватает времени на живое человеческое общение с собственными детьми. Сегодняшнее воспитание — это уже даже не телефонный звонок, нам хватит и смс или просто смайлика. Ушли в прошлое воскресные обеды, когда за одним столом собиралась вся семья, зачастую нет примера ежедневного взаимодействия разных поколений, уважительного отношения к старшим. Последствия порой просто катастрофические: синдром дефицита внимания, инфантилизм. Но главное — происходит разрушение каналов передачи мудрости поколений, отрыв от корней, традиционных ценностей, без которых ребенок теряет ориентиры для своего развития. Заслуженный деятель науки РФ Т. В. Черниговская писала по этому поводу: «Цифровая реальность рождает „новый вид“ человека. Я называю это „Homo Confusus“ или „человек в растерянности“» [2].
Наверное, это главные причины, побудившие задуматься о создании киноклуба, членами которого должны были стать мои ученики и их родители.
Клуба, в котором одной из главных задач стало воспитание человека, который, вглядываясь в лицо другого, понимает его внутреннее состояние. Человека, который слышит голос другого и воспринимает не только информацию, но и интонацию. То есть душевно отзывчивого человека. Если ребенок растет бездушным, если ценности, которыми жило человечество, для него не существуют, его ничто не удержит от эгоистического или даже преступного применения качеств своего ума. Не случайно ученый-педиатр В. Ф. Базарный писал, что «человек бывает или творческим или больным», поэтому надо приобщать его к искусству и творчеству с детства. А хорошее кино, безусловно, искусство.
Другой задачей нашего кинозала стало наведение мостов между поколениями «отцов» (родителями, учителями) и «детей» (учеников), помощь в обсуждении сложных тем, в понимании друг друга, исправлении ошибок, принятии тех изменений, которые объективно происходят вокруг нас.
Как работает наш клуб? Совместные семейные просмотры мы организуем на уроке, во внеклассной работе, в каникулы. При этом каждое занятие киноклуба не похоже на предыдущее. Это может быть творческий вечер с нижегородским писателем Н. Свечиным, права на экранизацию ретродетектива которого покупает Первый канал. Для нас эта встреча имела особое значение, так как действие его книги «Завещание Аввакума» происходит буквально на территории микроучастка гимназии — на Нижегородской ярмарке в XIX веке. Это может быть урок-квест по хорошо известной обоим поколениям комедии Л. Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», в ходе которого ученики больше узнают об эпохе застоя и задумываются, почему этот фильм так любим старшим поколением.
Если это родительское собрание, в повестке которого — найти способы изменить отношения между подростками, тогда как обойтись без обсуждения вместе с детьми фрагментов художественного фильма режиссера Р. Быкова «Чучело» (1984 год)? Одну из встреч с родителями я начала с просмотра монолога З. Гердта «Любить детей труднее, чем собак». Неторопливое, ироничное, скрупулезно-точное, предельно честное раздумье мудрого человека, фронтовика о важности обретения ребенком умения сопереживать задало очень высокую планку для обсуждения назревших в классном коллективе вопросов, многие из которых как-то сразу стали мелкими, незначительными.
На встречах упор делается не на теоретические лекции, а на диалог, правила которого формировались постепенно. Главное из них — не перебивать говорящего! Особенно это относится к взрослым, которым надо научиться «сходить с трибуны», не «давить» авторитетом на детей, вынуждая их давать готовые правильные ответы. Второе правило — быть честным с детьми, не бояться признаться, что и для взрослых остаются открытыми многие жизненные вопросы, что и они зачастую не уверены в правильности своих суждений, нужно быть готовыми отвечать на вопросы детей, какими бы неудобными они оказались. Для диалога также важно, чтобы фильм был интересен детям и взрослым в равной мере. Только при соблюдении этих правил встречи становятся интересными, неожиданными и взаимно полезными.
В условиях острой нехватки времени мы иногда смотрим фильм самостоятельно, каждый выбирает удобное для себя время и место. Это позволяет знакомиться с кинолентой не торопясь, с паузами, перерывами, возвратами к какому-либо эпизоду. До начала просмотра иногда требуется прочитать материалы, связанные с фильмом. В таком случае обсуждение организуется в общем чате. Некоторым участникам такой формат кажется предпочтительным, потому что писать им легче, чем вести живой разговор.
Конечно, без достаточной киноведческой подготовки учителю трудно быть организатором такого клуба, но постепенно находятся ресурсы, с помощью которых экономится время и генерируются идеи. К ним можно, к примеру, отнести программу «Культ кино» К. Разлогова телеканала «Культура» (https://smotrim.ru/brand/20904), телеграм-канал «Анимация для вcех» (https://kaz.tgstat.com/channel/@multiclub), интернет-проект онлайн-кинотеатра «Ноль Плюс для родителей и педагогов «Смотрим вместе» (https://vmeste.zeroplus.tv/), где можно найти подборки фильмов для совместного просмотра и методические рекомендации к ним. Детям и взрослым нравятся трогательные короткометражные художественные фильмы молодых российских режиссеров о том, как спасти семью (х/ф «Яблоня»), как непросто быть стариками (х/ф «Неигрушки»), о детских мечтах (х/ф «Босиком по небу») и об отношениях девчонок и мальчишек (х/ф «Рыцари не трусят»).
Встречи в нашем кинозале помогают нам без нравоучительных назиданий обсудить многие проблемы, найти варианты их решения, поспорить, посмотреть хорошее кино и стать чуточку лучше.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мировые тренды образования в российском контексте — 2023 [Электронный ресурс]. — URL: https://ioe.hse.ru/edu_global_trends/#trend4 (дата обращения 25.02.2023).
2. Черниговская, Т. Человек растерянный — «Homo Confusus» и новая цифровая реальность [Электронный ресурс]. — URL: https://www.livelib.ru/book/1002993989/quotes-chelovek-rasteryannyj-homo... (дата обращения 25.02.2023).
Практика школьного воспитания № 3, 2023
ПОДЕЛИТЬСЯ: