Родительский университет — эффективная форма сотрудничества в воспитании подрастающего поколения
М. Д. БУЛАНОВА,
методист МБУ ДО
«Центр развития творчества
детей и юношества», г. Павлово
Семья является одним из важнейших факторов в воспитании подрастающего поколения, поэтому сегодня актуальным становится вопрос формирования осознанного и эффективного родительства. К сожалению, нет специальных школ или курсов, где можно всем желающим научиться стать хорошим родителем. Большинство родительских университетов и школ предназначены в большей степени для замещающих семей, воспитывающих не родных детей, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, стоит также разобраться, что значит хороший родитель. Теорий родительских компетенций достаточно много, но все авторы едины во мнении, что родительство — это многокомпонентное психологическое явление, которое включает в себя совокупность личных качеств родителя, его позицию как воспитателя, способность анализировать ситуацию и умение влиять на результаты воспитательного процесса. В современном мире родители зачастую просто не владеют необходимой информацией о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка и часто действуют, следуя советам друзей и знакомых или опираясь на свою интуицию (https://cyberleninka.ru/article/n/osoznannoe-roditelstvo-kak-psihologo-p...). В подобной ситуации особенно актуальна спланированная просветительская работа с родителями и создание благоприятных условий для всех участников процесса путем организации единого образовательного пространства. Поэтому назрела необходимость в поиске новых эффективных форм взаимодействия учреждения дополнительного образования с семьей.
Следует отметить, что дополнительное образование имеет свою уникальную специфику, включая обучение, воспитание и развитие личности ребенка. Кроме того, основным принципом допобразования является свобода выбора той деятельности, которая интересна самому ребенку (https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-organizatsii-dopolnitelnogo-...). Центр развития творчества детей и юношества города Павлово имеет богатый опыт работы с родительским сообществом — проводятся семейные вечера, совместные спортивные мероприятия, экскурсии и встречи (http://www.pav-ddut.narod.ru; https://vk.com/crtdu_pavl). Но такие мероприятия в большей степени носят развлекательный характер, поэтому остро встал вопрос организации работы по образованию и просвещению родителей. Для этого была выбрана одна из форм взаимодействия с родителями — родительский университет (https://cyberleninka.ru/article/n/roditelskiy-universitet-kak-odna-iz-fo...).
В сентябре 2022 года был сделан опрос среди родительской общественности Центра развития творчества детей и юношества с целью выявления их отношения к организации подобной формы работы. Кроме того, родителям предложили выбрать темы, которые им было бы интересно обсудить на площадке родительского университета. В опросе приняли участие более 280 человек. Результаты показали, что 95 % респондентов заинтересованы в создании родительского университета на базе МБУ ДО ЦРТДЮ г. Павлово и готовы посещать занятия.
Также в опросе родители могли указать актуальные именно для них темы в вопросах воспитания. Так, наиболее востребованными оказались темы: «Как повысить мотивацию?» (23 %), «Как выявить и развить способности детей?» (21 %), «Особенности общения с подростком» (15 %) и «Опасные игры социальных сетей» (12 %). На основании полученных данных была спланирована тематика встреч.
Так как основной целью родительского университета является повышение педагогической и психологической культуры родителей и формирование ответственного и позитивного родительства, то при составлении плана работы обратили внимание на разные категории детей, чтобы каждый родитель нашел для себя актуальную информацию. Занятия построены таким образом, чтобы каждое из них было отдельным логически завершенным мероприятием, и родители могли выбрать только те, которые интересны по тематике конкретно для них. Куратором и спикером родительского университета выступила методист ЦРТДЮ г. Павлово, педагог-психолог М. Д. Буланова.
При подготовке встреч необходимо было не только проанализировать и систематизировать имеющуюся информацию по заявленным темам, но и учитывать особенности аудитории. У взрослого человека есть мотивация учиться, так как он имеет определенную цель, которую хочет достичь, и в данном случае — это получение навыков эффективного родительства. Но в то же время у каждого взрослого имеется свой жизненный опыт и свои установки, на которые и накладывается полученная информация. Поэтому при обучении взрослых были выбраны наиболее гибкие технологии обучения с учетом практического подхода, чтобы слушатели могли получить конкретные механизмы разрешения различных ситуаций. Таким образом, основной особенностью родительского университета на базе нашего ЦРТДЮ стало применение активных методов обучения с опорой на опыт и знания родителей.
После проведенной подготовительной работы в октябре 2022 года родительский университет начал свою работу. Первое занятие было посвящено вопросам детской мотивации. Данная тема оказалась наиболее волнующей для родителей нашего Центра по результатам проведенного ранее опроса. На встрече были рассмотрены теоретические аспекты детской мотивации, виды мотивации и основные механизмы, особенности мотивации с точки зрения разных возрастов. Родители активно делились собственным опытом из жизни и в процессе дискуссии рождались педагогические кейсы, которые тут же разбирались и обсуждались участниками встречи.
Цикл занятий в рамках родительского университета охватил основные заявленные родителями темы: мотивацию, детскую одаренность, безопасность детей в сети интернет и родительское программирование на успех. Каждая встреча проводилась в форме диалога, то есть родительский университет выступил в качестве дискуссионной площадки. По итогам учебного года наши занятия посетили более 50 человек. На каждой встрече собирались родительские ожидания, чтобы корректировать темы для следующих обсуждений. В ходе работы у нас сформировалось стабильное родительское сообщество, и каждое занятие превращалось в неформальную дискуссию с обменом опытом и обратной связью. Возможно, в суматохе дней именно этого и не хватает родителям, чтобы просто остановиться и поговорить с единомышленниками и понять, что ты не один и вокруг есть такие же родители со своими историями и трудностями. Во время встреч родители получали не только необходимые знания, но и, что более важно, эмоциональную и психологическую поддержку, возможность поделиться своим опытом и выговориться среди единомышленников.
По результатам проведенной работы можно смело сказать, что цель, поставленная нами в самом начале, была достигнута. Но мы собираемся продолжить — в этом учебном году планируем увеличить количество встреч в рамках родительского университета, привлечь профильных специалистов, которые могли бы поделиться знаниями и опытом с нашими слушателями. Кроме того, поскольку родители неоднократно заявляли, что им хотелось бы больше подобных встреч, планируем ввести дистанционный формат работы и попробовать организовать совместные занятия с детьми.
Родительский университет — именно та форма деятельности, которая дает возможность целенаправленно и непрерывно работать по теме осознанного родительства. А разнообразие используемых технологий позволяет повысить эффективность каждой встречи с родителями наших воспитанников.
Практика школьного воспитания № 3, 2023
ПОДЕЛИТЬСЯ: