Театр моды: народные традиции и современный подход в воспитании детей
Г. А. БЕЛЯКОВА,
педагог дополнительного образования
МБУДО ЦДТ Ленинского района,
руководитель Образцового коллектива
«Театр моды “Шик”», г. Нижний Новгород
Очень важно сегодня создать среду, в которой происходит становление личности ребенка, найти системный подход в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.
Для каждого нового поколения характерен поиск своих ценностей и идеалов. Однако верность традициям, верность идеалам своего народа обеспечивает не только стабильность общества, но и преемственность поколений, их неразрывную духовную связь.
Обращение к наследству, которое создавала и копила наша культура, и дальнейшее ее развитие — таковы задачи современного воспитания и обучения.
Отсюда и цель деятельности педагога дополнительного образования — привитие любви и уважения к традициям своей национальной культуры как основы духовно-нравственной идентичности и зрелости личности.
Обращение к народной культуре, изучение ее духовного наследия, приобщение к трудовой деятельности, возможность создания изделий, как образцов народной культуры — это и есть основа нравственного воспитания в образовательном и воспитательном процессе Театра моды «Шик».
В образовательной программе нашего Театра моды большое внимание уделено знакомству обучающихся с основами народного творчества в области костюма.
В современных условиях масштабной цифровизации образования педагоги Театра моды и воспитанники получают уникальную возможность поиска исторической информации о национальном костюме, особенностях его кроя, качестве используемых материалов, традициях вышивки и декорирования в национальном стиле.
Дети изучают ассортимент одежды народов Поволжья, традиции, которые связаны с его использованием, рисуют эскизы, создают костюмы, учатся демонстрировать их на сцене.
В Театре моды «Шик» есть несколько коллекций костюмов народной тематики, в создании которых дети совместно с педагогами принимали активное участие.
Огромное воспитательное воздействие оказывает также и процесс демонстрации созданной коллекции как момент кульминации творческой работы, момент утверждения создателя костюма как мастера своего дела.
Здесь важно все: и сценарий этого действа, и оформление зала, и музыкальное сопровождение показа коллекций.
Музыка соответствует настроению и стилю коллекции, возрасту участников и месту демонстрации. Постановочные моменты и режиссура привязывается к содержанию показа, особенностям использования костюма, например, календарного праздника или обычая.
К примеру, коллекция «Лебедушка» связана со свадебным обрядом, в ней показана красота образа невесты. Коллекция «Морозко» — это фольклор отечественных сказок, «Русский переплет» — костюм крестьянского быта.
К 800-летию Нижнего Новгорода была создана коллекция «Нижегородская краса», в которой отражена красота одежды жителей нашей губернии. Источником вдохновения послужили историческая архитектура и достопримечательности столицы Приволжья и Нижегородского края, народные ремесла, хохломская роспись, вышивка.
На занятиях по истории народного костюма девочки изучали его комплектацию и структуру, функциональные особенности. Разрабатывая эскизы, особенно тщательно подбирали ткани и декор. В моделях коллекции использованы сарафаны, блузы-рубахи, душегреи, кокошники, платки. В творческом процессе создания костюма педагогом используются методы ассоциативного мышления и стилизации, при крое — макетирование с помощью манекенов.
Каждый образ имеет свое название — «Птица дивная», «Матрёшка», «Ложки», «Нижегородский Кремль», «Чкаловская лестница». Соответственно этому подбираются макияж и прическа.
В музыкальном сопровождении показа коллекции использована «Песнь о Нижегородском крае» (автор Ю. Жуков).
Работа над сценическим образом коллекций народной тематики у девочек формирует истинное понимание женственности, а также те качества характера, которые присущи женской природе: скромность, доброта, душевность, трудолюбие.
Осознание культурной ценности такого образа девушки, женщины, создание его своими руками, идентификация этого образа со своим — собственно и есть процесс духовного становления личности девочки-подростка.
Отдельное направление духовно-нравственного воспитания обучающихся в рамках национальной культуры составляет творческая деятельность и реализация проектов в области декоративно-прикладного искусства. Дети изучают и создают образцы быта. Это куклы, всевозможные атрибуты календарных праздников — рождественские веночки, пасхальные подарки. Результат творчества необыкновенно радует и духовно обогащает не только мастера, но и того, для кого этот подарок предназначен.
Куклы занимают в народном творчестве особое место: кукла — это и оберег дома, и защитница хозяйки, и прорицательница ее судьбы, и подруга малышки.
Наши воспитанники не только узнают о значении куклы в жизни русского народа, но и учатся эти куклы мастерить. Иногда занятия проходят вместе с родителями детей.
Совместное творчество приносит радость общения между поколениями, создает общность интересов и эмоциональных переживаний у детей и взрослых, ощущение единства и прочности семьи, что является решением одной из наиболее важных социальных задач — укреп-
ления в сознании подростков идеала семейных ценностей.
Открытое занятие для родителей и мастер-класс «Платочная кукла»
Цель: изготовление платочной куклы.
Задачи:
- приобщить к традициям декоративно-прикладного творчества — познакомить с историей появления тряпичной куклы;
- освоить технологию изготовления платочной куклы;
- сформировать начальные трудовые навыки в рукоделии, понимание красоты ручного творчества;
- познакомить родителей с программой обучения, приобщить к совместному творчеству с детьми.
План занятия
1. Рассказ об истории появления тряпичной куклы.
2. Технология изготовления платочной куклы.
3. Организация выставки творческих работ, игра-опрос по истории русской тряпичной куклы.
История русской тряпичной куклы уходит своими корнями в глубокую древность. Куклы появлялись с рождением ребенка, чтобы оберегать его от бед и болезней, были его первыми друзьями и утешителями. Когда девочка только начинала учиться ходить, ей сразу дарили «подружку». Матери, бабушки, старшие сестры шили кукол очень маленьким детям. Но с пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка. Девушки шили кукол вплоть до замужества.
Без участия куклы не обходилось ни одно событие деревенской жизни, будь то свадьба или сбор урожая, проводы зимы или Пасха. Их брали с собой в дорогу, чтобы кукла оберегала от напасти. Традиционные куклы у славян, в зависимости от использования, имели свои названия — куклы-обереги, игровые, обрядовые, целительные. Многие семьи имели родовые фигурки, которые передавали от старшего поколения младшему.
Чтобы создать куколку, брали кусок материи, оторванный от одежды или рулона ткани. Ножницы для этой цели не использовали, поскольку острое лезвие могло лишить изделие целостности. По той же причине отказывались и от иголок. Все детали привязывали нитками или закрепляли узелками. Чаще всего на лице куклы отсутствовали глаза, нос, рот, в редких случаях их рисовали угольками.
В наше время такая кукла может стать добрым подарком для друзей и близких или, будучи оберегом, дать вашему дому гармонию и уют.
Для изготовления платочной куклы нам потребуются материалы — лоскуты цветной и белой ткани, синтепон, нитки.
Формируем голову куклы — в центр куска ткани белого цвета кладем синтепон и обвязываем нитками.
Формируем рукава рубахи.
Для сарафана используем ткань с цветным рисунком. Собираем материю в складку, привязываем нитками на месте фиксации платка.
Из небольшого куска яркой ткани кроим платок, повязываем вокруг шеи.
Эффективной формой реализации духовно-нравственного воспитания детей является участие обучающихся нашего творческого объединения дополнительного образования в конкурсах и тематических выставках. Это способствует творческому развитию и приобщению подростков к истокам и традициям русской культуры, стимулирует интерес к деятельности, мотивацию к достижению высокого результата.
С целью повышения личного профессионального уровня педагоги Театра моды «Шик» создают свои образовательные проекты, раскрывающие многообразие традиций русского костюма. Так проекты «Кокошник», «Традиции народного костюма» были представлены на городском конкурсе дизайн-проектов «Дизайн. Перспективы. Нижний».
В нашем Театре моды дети обучаются на протяжении четырех лет. В течение этого времени они проходят путь становления не только как создатели авторских коллекций одежды, но и взрослеют как личности.
Приобщение школьников к трудовой деятельности, возможность создания образцов декоративно-прикладного творчества воспитывает такие нравственные качества как трудолюбие, интерес к народной культуре, формирование национальной идентичности. Обращение к народным традициям, изучение духовного наследия является основой нравственного воспитания в образовательном и воспитательном процессе Театра моды «Шик».
ЛИТЕРАТУРА
1. Валькевич, С. И. Русский костюм в историко-культурном контексте / С. И. Валькевич // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 6. — С. 40-42.
2. Декоративно-прикладное искусство: учебное пособие / В. Н. Молотова. — 2-е изд. испр. и доп. — Москва : Форум, 2010. — 288 с. ISBN 978-5-91134-398-9 (ФОРУМ).
3. Ершова, П. П. Искусство в жизни детей / П. П. Ершова. — Москва : Просвещение, 2020. — 128 с. ISBN 5-09-003429-X.
4. Соснина, Н., Шангина, И. Русский традиционный костюм. Иллюстрированная энциклопедия / Н. Соснина, И. Шангина. — Санкт-Петербург : СПб-Искусство, 2001. — 458 с. ISBN 5-210-01612-9.
Практика школьного воспитания № 3, 2023
ПОДЕЛИТЬСЯ: