Деловая игра «Управленческое мастерство», или Легко ли быть руководителем?

А. В. ЛОДЫГИНА,

методист МБУДО

«Детско-юношеский центр»,

г. о. г. Кулебаки

 

 

Проблема самоопределения подрастающего поколения в профессии является одной из важнейших социально-педагогических задач. Ориентация на профессиональный труд и выбор профессионального будущего школьников выступает как неотъемлемая часть образовательного процесса. Особо значимой является проблема приобретения подростками адекватных представлений о профессиональной деятельности и собственных возможностях, проблема умения включаться в общественно производительный труд и социальные отношения трудового коллектива.

Наша задача как педагогов — дать ребятам те знания, которые помогут им с выбором будущей профессии, максимально соответствующей их интересам, соотнести свои желания и способности, сориентироваться в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности, а также не «потеряться» в мире профессий.

С 2017 года в Детско-юношеском центре (ДЮЦ) реализуется социально значимый проект «Профессиональный навигатор». Он рассчитан на разные возрастные категории и предполагает соответствующие этому формы работы, что позволяет сделать профориентационную работу в г. о. г. Кулебаки систематической. При организации и проведении мероприятий для детей и подростков активно используются материалы портала «ПроеКТОриЯ».

На всем протяжении реализации нашего проекта для школьников и воспитанников детских садов были проведены разноплановые мероприятия: деловая игра «Остановка — город профессий», квест «На пути к профессии», деловая игра с элементами конкурсов «Есть такая профессия» (сценарий конкурса «Есть такая профессия» (infourok.ru)).

Ключевыми мероприятиями для старшеклассников стали круглый стол «Взгляд в будущее» (методическая разработка мероприятия по профориентации старшеклассников — Круглый стол — Тема: «Взгляд в будущее» (infourok.ru)) и деловая игра «Качели времени». Круглый стол «Взгляд в будущее» объединил подростков и представителей различных предприятий, которые затронули тему возвращения в город молодых специалистов, рассказав ребятам как можно реализовать себя в той или иной сфере. Гости активно отвечали и на вопросы школьников. Например, в чем заключается специфика работы на предприятии, какие условия созданы для работников, требования, предъявляемые к молодым специалистам, перспективы карьерного роста и другие. Деловая игра «Качели времени» показала возможности команды разработать новаторскую идею, направленную на развитие сферы деятельности, которую они представляли (искусство, IT-технологии, спорт).

Как стать успешным? Как получить хорошее образование и высокооплачиваемую работу? Эти вопросы волнуют многих подростков. Проведя анкетирование среди старшеклассников, мы пришли к выводу, что среди самых приоритетных должностей лидирует «руководитель». Но как становятся руководителями? Что для этого нужно знать и делать?

Мы учли желания подростков и решили познакомить их с этой должностью. Сейчас для общества принципиально важно, чтобы на государственной службе работали энергичные, креативные и квалифицированные люди, которые успешно управляли бы промышленностью и бизнесом, здравоохранением и наукой.

В рамках реализации проекта в ДЮЦ была организована деловая игра «Управленческое мастерство» с элементами конкурсной программы для обучающихся образовательных организаций г. Кулебаки в возрасте 15—17 лет.

Цель: содействие профессиональному и личностному самоопределению подростков.

Задачи:

- дать представление об особенностях работы руководителя;

- содействовать развитию лидерских качеств участников игры;

- уметь создать условия для работы в команде.

Оборудование: ноутбук, техника для показа мультимедийной презентации, микрофоны; презентация, видеоматериалы портала «ПроеКТОриЯ»; листы ватмана, бумага для записей, фломастеры, ручки.

Ход игры

Звучит музыка. Выходит ведущий.

Слайд № 1 («Управленческое мастерство»)

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады вас приветствовать в стенах Детско-юношеского центра на деловой игре «Управленческое мастерство». Внимание на экран!

Слайд № 2 (видео № 1 «Кто такой руководитель» демонстрируется с портала ПроеКТОриЯ (https://vk.com/video-130218155_456239414))

Слайд № 3 («Управленческое мастерство»)

Ведущий: Как становятся руководителями? Что для этого нужно знать и как этому научиться?

Демонстрируется видео № 1 «Устами младенцев».

Ведущий: Ребята, вы увидели, что думают и говорят о руководителе маленькие дети. А мне хочется узнать, как вы представляете себе эту работу?

На экране даны основные характеристики руководителя: личностные (психологические) качества, деловые качества, профессиональные качества. Вам необходимо составить портрет успешного руководителя из предложенных вариантов.

Командам предлагается на время (5—7 мин.) составить письменно характеристику успешного руководителя.

Варианты:

Системное мышление

Способность принимать решения

Творческое мышление

Ориентированность на результат

Способность к самоанализу

Коммуникабельность

Лидерство

Стрессоустойчивость

Постоянное саморазвитие

добавить ...

Слайд № 4 (Руководитель — это ...)

Руководитель — это... (ответы старшеклассников).

Слайд № 5 («Управленческое мастерство»)

Ведущий: Руководитель — это ответственность, коммуникабельность, способность убеждать, инициативность, трудолюбие, умение правильно организовать работу и распределить обязанности.

А сейчас я предлагаю вам совершить путь к успеху в рамках деловой игры и почувствовать себя руководителем. Вам было дано домашнее задание: придумать и прорекламировать название каждой команды, которые выступают в нашей игре как «акционерные компании». Итак, давайте знакомиться!

Команды представляют свои «компании».

Ведущий: Спасибо всем! Переходим к следующему конкурсу. На экране написаны с левой стороны ценностные категории, а с правой — составляющие этих категорий, которые выполняют роль «акций». Сейчас командам-«компаниям» предлагается подумать и решить, какие «акции» из предложенных необходимо вложить в ценностные категории, а какие можно выставить на аукцион и обменять на другие ценностные категории. Пропорции обмена акций не регламентируются, то есть на одну акцию можно получить одну или несколько ценностных категорий. В принципе обменять можно любые акции, в том числе и те, которые были ранее вложены в достижение успеха, если команда-«компания» считает это целесообразным.

Обмен акциями происходит в течение 10—15 минут. По истечении этого времени командам-«компаниям» предлагается подвести итог и обосновать перед общей аудиторией полученный набор «акций» различных ценностных категорий, которые необходимы, по их мнению, человеку для достижения успеха в жизни.

Команды письменно выполняют задание.

- Работа

- Здоровье

- Духовные ценности

- Материальные ценности

Хорошее образование

Успешная работа и карьера

Достижения в науке

Возможность работы за границей

Власть и положение в обществе

Занятия физкультурой и спортом

Хорошее здоровье

Здоровье близких людей

Отсутствие вредных зависимостей

Уверенность в себе и самоуважение

Дружба

Любовь

Счастье близких людей

Слава, известность

Уважение и восхищение окружающих

Высокая зарплата

Благополучная семья

Хороший дом, материальные ценности

Материальная помощь родителей

Выгодный брак

Ведущий: Все команды-«компании» готовы представить полученный результат.

Слайд № 6 («Три составляющие успеха компании»)

Ведущий: Успех любой компании — это грамотный руководитель и выбранная стратегия, команда, и, конечно, ресурсы. Это три составляющие успеха любой компании. Смотрим на экран!

Слайд № 7

Слайд № 8

Слайд № 9

(видео № 2, 3, 4 «Топ-5 лучших стратегий, работа команды и ресурсов», портал «ПроеКТОриЯ» (https://vk.com/video-130218155_456239414))

Но в первую очередь каждой компании нужно привлекать инвестиции. Давайте узнаем, что же такое инвестиции.

Слайд № 10 (Инвестиции)

Ведущий: Инвестиция — это вложение ресурсов в различные проекты. Ресурс бывает разным: финансовый, материальный, человеческий и др. Стать инвестором может не только компания, но и любой человек, даже с небольшим свободным капиталом.

Сегодня у нас есть свой инвестиционный совет — жюри конкурса. Именно он будет оценивать вашу работу и решать — вкладывать средства в ваш проект или нет.

Представление жюри.

Ведущий: А сейчас мы переходим к конкурсу «Лучший проект».

Многие компании предлагают разные проекты по развитию моногородов. В последнее время Кулебаки преображаются, реализуются интересные инициативы по улучшению городской среды. Это улица Бутова, улица 60 лет ВЛКСМ, городской парк и другие.

Представьте, что вы — руководители компаний. Ваша задача — разработать и представить свой проект, определить цели и задачи, какие ресурсы потребуются для его реализации, а также доказать, что этот проект важен для нашего города. Время на выполнение задания — 30 минут.

Участники выполняют задание — пишут основу проекта.

Ведущий: Пока компания конкурента представляет свой проект, все внимательно слушают и вносят предложения, как ваша компания может поучаствовать в реализации этого проекта. Оцениваются не только представление проекта, но и предложения, вносимые другими командами.

На сцену приглашаются все «компании» по очереди.

Ведущий: Прошу инвестиционный совет подвести итоги. А пока я познакомлю вас, чем занимается руководитель в разных сферах деятельности.

Слайд № 16 (IT-директор)

IT-директор — это директор подразделения по информационным технологиям. Главной задачей IT-директора является разработка IT-инфраструктуры и информационной стратегии компании по управлению бизнесом на основе передовых технологий. Как правило, он состоит в Совете директоров и является вице-президентом компании, подотчетным генеральному директору. Все решения IT-директора принимаются на высшем уровне, так как в современном мире развитие IT-технологий является определяющим в процветании любого бизнеса.

Слайд № 17 (Арт-директор)

Арт-директор — это руководитель подразделения, занимающегося созданием креативного продукта в творческой организации или рекламном агентстве. Его нередко называют художественным или творческим руководителем, арт-менеджером, креативным директором. Он занимается созданием творческого продукта, его позиционированием на рынке, определяет направление развития продукта.

Слайд № 18 (Государственный служащий)

Государственный служащий работает на государственных должностях в органах власти различного уровня, в том числе в министерствах. Его работа связана с людьми, документами и подразумевает управление государственными ресурсами, социальными, законодательными процессами.

Слайд № 19 (Директор)

Директор — это руководитель высшего звена, отвечающий за направление работы или организацию в целом. Основные функции директора — это управление (менеджмент): планирование, постановка целей и задач, организация рабочего процесса, распределение обязанностей среди подчиненных, контроль исполнения работы и мотивация сотрудников на эффективную деятельность.

Слайд № 20 (Менеджер проекта)

Менеджер проекта (руководитель проекта) — это специалист, отвечающий за успешное выполнение проекта: в указанные заказчиком сроки; с необходимым качеством; при фиксированном бюджете и ограниченных человеческих ресурсах; при необходимых требованиях со стороны заказчика. В итоге главный результат работы этого управленца — удовлетворенность заказчика. Должность руководителя проекта налагает высокую ответственность специалиста, так как именно он управляет всеми процессами проекта и от него зависит конечный результат.

Слайд № 21 («Управленческое мастерство»)

Быть руководителем очень сложно, но для тех, кто стремится к своей цели, возможно всё.

Приглашаю наш инвестиционный совет на сцену для оглашения результатов.

Победители и призеры награждаются грамотами и ценными подарками, а участники — сладкими призами.

Ведущий: Спасибо всем!

Как показывает практика, сегодня меняются приоритеты молодежи в выборе профессии. Каждый подросток мечтает об успешной профессиональной деятельности и карьерном росте. Деловая игра является действенным инструментом в организации профориентационной работы со старшеклассниками и предлагает попробовать себя в должности руководителя.

 

 

Практика школьного воспитания № 3, 2023

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм