Вместе играть интереснее

М. Г. ЗАЙЦЕВА,

учитель-дефектолог

МБДОУ «Детский сад № 53»

Канавинского района, г. Нижний Новгород

 

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится, что важным психолого-педагогическим условием для успешной реализации основной образовательной программы ДОУ является «вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность» (статья 3.2.1).

Взрослые являются посредниками между ребенком и взрослым миром, поэтому только четко организованная преемственность в работе учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей и родителей будет иметь должный успех.

Работая много лет с детьми с задержкой психического развития (ЗПР), у которых ослаблена память, не сформировано произвольное внимание и отстают в развитии мыслительные процессы, пришла к выводу, что изученный материал необходимо закреплять не только в детском саду, но и дома.

В группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР взаимодействие учителя-дефектолога с воспитателями и другими специалистами ДОУ осуществляется по перспективному плану развития психических процессов детей. На каждую тему подобраны дидактические игры и упражнения по развитию мышления, памяти, внимания, восприятия, элементарных математических представлений, речи и мелкой моторики.

Повышение компетентности родителей в вопросах подготовки их детей к школе — одна из задач учителя-дефектолога.

Чтобы закрепить изученный материал дома, для родителей по каждой теме были разработаны вопросы, упражнения и задания, развивающие игры и подобран наглядный материал.

Детям пятилетнего возраста предлагается повторять материал в форме игры. Родители с детьми не занимаются, а играют! Причем не только дома, а по дороге в детский сад, на прогулке, в машине, в магазине и т. д. Эти упражнения развивают внимание, память, мышление, речь, познавательную активность. Такие игры-занятия очень полезны для ребенка, и хотя по времени они не продолжительны, но привлекательны и интересны по содержанию и разнообразны по видам деятельности. Успех будет достигнут только при постоянных играх-упражнениях вместе с родителями или другими членами семьи.

Выполняя задания с шестилетним ребенком, родителям рекомендуется постепенно приучать его к самостоятельности.

Занятия должны быть регулярными и желательно проходить в одно и то же время, что дисциплинирует ребенка и помогает усвоению учебного материала. Игры-занятия проводятся в спокойной обстановке, не вызывая утомления, используя разнообразие и смену форм и методов проведения, а также чередуя задания по развитию элементарных математических представлений с упражнениями по развитию внимания, памяти, мышления.

Задания на развитие элементарных математических представлений

  1. Учим ребенка устанавливать равенство групп предметов разного размера: количество предметов не зависит от их размера.

 

 

 

Чего больше: ёлочек или грибов?

Как ты узнал? (посчитал)

Раскрась грибы и ёлочки.

2. Учим ребенка видеть равное количество предметов, расположенных по-разному.

 

 

Сколько кругов? Сколько треугольников?

Раскрась.

Родителям необходимо подобрать тот материал, который рекомендован учителем-дефектологом. В затруднительных случаях посещать консультации и обращаться за помощью к педагогу.

Например, при знакомстве с темой «Семья» в старшей группе предлагаю родителям учить ребенка рассказывать о своей семье по вопросам; дать понятие о том, что такое «адрес»; провести игру на развитие произвольного запоминания «Запомни на слух» и выполнить задание на бумажном листе «Зачеркни все грибочки и подчеркни все мячики».

 

 

Для детей подготовительной к школе группы подбираются более сложные задания.

- Отгадай ребус    7  Я    

- Почему так говорят: «Семья — это семь Я»?

- Расскажи, дружная ли у тебя семья.

- Назови свой адрес.

- Заучивание стихотворения.

- Задание на развитие внимания и мышления «Расставь (нарисуй) все предметы по клеткам так, чтобы в каждом ряду и в каждом столбике они не повторялись».

- Дидактическая игра-упражнение на развитие внимания, памяти, мышления, речи «Скажи наоборот». Например,

 

Большой – маленький

Весёлый – …

Далеко – …

Длинный – короткий

Пустой – …

День – …

Широкий – узкий

Чистый – …

Тяжелый – …

Холодный – горячий

Старый – …

Мягкий – …

 

Особо хочу отметить совместное изготовление развивающих игр. Например, игра на формирование мышления, восприятия и пространственных представлений «Составь квадрат» совершенно по-другому будет восприниматься ребенком — ведь он гордится своим участием в изготовлении этой игры.

Развивающая игра «СОСТАВЬ КВАДРАТ»

(на формирование мышления, восприятия и пространственных представлений)

Вырезать из цветного картона несколько квадратов (10х10 см или 12х12 см), склеить их так, чтобы обе стороны были одинакового цвета. Разрезать по схеме (см. рисунок).

 

 

 

 

1 вариант. Собери по схеме.

2 вариант. Собери без схемы.

3 вариант. Разрежь части на более мелкие детали. Собери.

Рекомендую чаще подмечать продвижение ребенка в интеллектуальном развитии, создавая ситуацию успеха, учить его доводить начатое дело до конца.

Каждый человек развивается индивидуально, и дети — не исключение. Мною разработаны задания разных уровней сложности. Индивидуально-дифференцированный подход позволяет варьировать эти задания, менять формулировки, чтобы сделать их выполнение доступным для каждого ребенка. Особенно актуально это на сегодняшний день, так как в моей группе находятся две пары воспитанников-двойняшек с разным уровнем развития.

Задания для закрепления пройденной темы я отправляю родителям на их электронную почту. И у родителей есть возможность обратной связи. Таким образом, осуществляется дифференцированный подход в коррекционно-образовательной работе с конкретными детьми.

Система эффективных традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия учителя-дефектолога с семьей включает проведение «круглых столов», семинаров-практикумов, мастер-классов, а также консультации, где даются практические советы и методические рекомендации по развитию психических процессов и подготовке детей к школе. Особое внимание уделяется семейным проектам, например, «Школьные годы наших родителей» и «Мои родственники — участники Великой Отечественной войны».

Активное участие инициативных родителей в творческой жизни группы и детского сада в мероприятиях, творческих встречах, семейных проектах говорит об эффективности системы взаимодействия учителя-дефектолога с семьей.

Для справки:

Задержка психического развития (ЗПР) — это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов.

Индивидуально-дифференцированный подход — организация учебно-воспитательного процесса, при котором с помощью выбора содержания, форм, методов, темпов, объемов образования создаются оптимальные условия для усвоения образования каждым ребенком, а также удовлетворение различных образовательных потребностей детей.

 

 

Практика школьного воспитания № 3, 2023

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм