О проектах школьного музея «Военно-морская слава нижегородцев»

Э. С. ИТКИН,

старший преподаватель кафедры теории

и практики воспитания

и дополнительного образования ГБОУ ДПО НИРО, Заслуженный учитель России

 

М. М. МИХАЙЛОВ, учитель истории и педагог-организатор МАОУ «Школа № 44

с углубленным изучением отдельных предметов», руководитель творческой группы по историческому краеведению Советского района, г. Нижний Новгород

 

 

ФГОС предусматривает внеклассную проектную деятельность по всем направлениям. У школьников формируются умения осуществлять самостоятельный поиск и сбор информации в разных источниках; анализировать собранную информацию; самостоятельно и совместно принимать решения; оформлять итоги своей работы и уметь представлять их перед аудиторией.

Погружаясь в исследовательскую деятельность, учащиеся значительно расширяют свой кругозор, получают опыт работы с различными видами источников, развивают свои коммуникативные способности, пробуя себя, в том числе и в роли интервьюеров. Собранный материал они передают в архив музея, а также используют его для написания своих документально-творческих работ.

Музей «Военно-морская слава нижегородцев» дает ученикам школы № 44 такие возможности. Дети по желанию выбирают тему исследования и работают над ней, используя методы работы со специальной литературой, социологического опроса, интервьюирования. Успешная организация исследовательской деятельности учащихся в школьном музее предполагает привлечение различных объектов исследования в качестве универсального способа освоения действительности. В ходе исследовательской деятельности дети приобретают навыки работы с вещественными и письменными источниками, общения со значимыми личностями, с источниками по истории родного края, что дает возможность внести творческую составляющую в музейную педагогику и заинтересовать учеников в работе школьного музея.

Параллельно с процессом накопления экспонатов, сбором предметов музейного назначения идет процесс кропотливого изучения материала, понимания ценности и уникальности тех коллекций, которыми обладает наш музей.

Например, интересные изыскания были проведены по теме «Навигационно-мореходные инструменты и штурманское оборудование», представленные на временное хранение в музей контр-адмиралами Г. С. Яковлевым и А. Н. Ивлиевым. После нескольких занятий с Г. С. Яковлевым и изучения морской энциклопедии и справочников члены отряда «Наследники Победы под Андреевским флагом» — экскурсоводы Артем Федоров и Илья Лебедев смогли проводить экскурсии в музее и представить комиссии конкурса «История обычных вещей» навигационные приборы. Рассказ о секстанте, наклономере, параллельной линейке, транспортире, карте звездного неба, штурманской карте, хронометре, а также о том, как в древние времена ориентировались на море греки и финикийцы, занял первое место в районном и в городском конкурсах (https://mmix.my1.ru/index/videoehkskursii/0-6).

Активисты нашего отряда Александра Барыкина, Екатерина Куницкая и Тамара Соколова подготовили экскурсию по теме «Экипировка командира АПЛ на мостике подводной лодки в зимнее время», используя личные вещи контр-адмирала Яковлева.

Для временной выставки он передал куртку ВМФ, штаны меховые, сапоги зимние меховые, рукавицы меховые кожаные, унты меховые, шерстяные свитер и рейтузы, нательное белье, подшлемник, пальто-реглан меховое и даже Благодарность Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации от 11 февраля 2000 года (https://mmix.my1.ru/index/videoehkskursii/0-6).

Учащиеся изучают и биографии ветеранов флота. Например, экскурсовод Андрей Малышев свою работу «От лейтенанта до адмирала» посвятил жизнеописанию председателя НООО «Ветераны флота» контр-адмирала, кандидата экономических наук Г. С. Яковлева — участника 15 дальних походов в различных районах Мирового океана.

Обобщением исследовательской работы по этой теме стало создание видеоролика о боевой биографии Г. С. Яковлева. На городском конкурсе этот поисковый материал занял первое место. Используя экспонаты, связанные с экипировкой военных моряков, Андрей Малышев составил экскурсию на тему «Головные уборы моряков» и стал победителем Всероссийского конкурса юных экскурсоводов «Я горжусь тобой, Россия!» в рамках Всероссийского конкурсного проекта «Мы вместе» в 2021 году.

Отдельной темой для исследования в нашем музее стали сюжеты по биографиям моряков-участников Великой Отечественной войны. Дарья Хорошенкова несколько лет занималась поисковой работой. Ее заинтересовала биография К. А. Ерохина (1927—2019) — моряка-балтийца, который во время Великой Отечественной служил на эсминце «Свирепый», а с сентября 1945 года по 1947 год участвовал в боевом тралении на Балтике.

За время войны Балтийское море было усеяно десятками тысяч немецких и советских мин, за что моряки называли его «супом с клецками». Одна морская (рогатая) мина могла нести от 700 до 1000 килограммов взрывчатого вещества. При столкновении мины с судном взрыв разрушал корабельную обшивку, и корабль стремительно шел ко дну (http://ynik.info/2016/11/19/baltijjskie_jungi.html).

Если сухопутная осада Ленинграда была снята 27 января 1944 года, то водная блокада северной столицы продолжалась до 5 июня 1946 года, когда советские тральщики, ликвидировав значительное число мин, обеспечили относительную безопасность судоходства. Не случайно день 5 июня ежегодно отмечается в Ленинграде (теперь Санкт-Петербург) как День снятия морской блокады. Активным участником этих событий был наш земляк, матрос Костя Ерохин, награжденный медалями «За оборону Ленинграда» и «За боевые заслуги». Константин Александрович прожил долгую, интересную жизнь. После службы на Балтийском флоте он снялся в фильме «Екатерина Воронина», выступал на театральной сцене, служил администратором в Горьковском театре комедии и в нашем цирке. По роду своей деятельности Константин Александрович был знаком со многими звездами советской эстрады (Аркадием Райкиным, Клавдией Шульженко, Валерием Леонтьевым) и известными цирковыми артистами.

Своей работой пополнил фонд музея «Военно-морская слава нижегородцев» и ученик 6-го класса Евгений Пегов. Его заинтересовал жизненный путь ветерана Великой Отечественной войны, почетного ветерана города Нижнего Новгорода К. А. Жукова, который был щедрым дарителем нашего музея.

В годы войны Константин Алексеевич служил минером на легендарном крейсере «Красный Крым» Черноморского флота, а затем на Краснознаменном Тихоокеанском флоте — на тральщике, полученном по ленд-лизу из США. За боевое траление в акватории Японского моря Жуков был награжден медалью Нахимова. После демобилизации он учился, занимался общественной работой, стал инструктором Горьковского горкома партии, а затем работал председателем комитета народного контроля в Московском районе. Выйдя на пенсию, Жуков возглавил организацию ветеранов правоохранительных органов. Константин Алексеевич и его товарищи часто выступали в школах на уроках мужества.

Огромный интерес для исследования представляют судьбы тех, кто пережил блокаду Ленинграда. Интересные материалы собраны в музее о детях войны — председателе городской организации «Жители блокадного Ленинграда» Н. Ю. Курепиной, писателе О. Л. Кобранове, работнике электротехнической промышленности В. С. Голикове, ветеране педагогического труда Т. Я. Капитановой. Своими изысканиями о ветеранах-блокадниках наши ребята делятся на конкурсах экскурсоводов. Работы участников нашего отряда были опубликованы в книге «Ленинградское блокадное братство» (составитель Н. Ю. Курепина, издана в Нижнем Новгороде в 2020 году), а также в газете «Школа» (июнь 2020 г. и май 2021 г.).

Активисты музея Елена Пищаева и Евгений Кипелкин, Полина Мурзина, Вероника Михеева и Лиза Баталина, Артем Гриньков, Ульяна Деникина не ограничиваются сбором и исследованиями музейных материалов. Установив тесные связи с ветеранами, они участвуют в акциях «Милосердие», посещая своих подопечных на дому.

Приобретенные в ходе поисковой деятельности знания ребята используют не только при написании работ и для выступлений на конференциях НОУ, но и участвуют в викторинах, интеллектуальных конкурсах, которые регулярно проводятся в Нижнем Новгороде. Мы собираемся продолжать работу, которая, на наш взгляд, необходима в современном обществе.

 

 

Практика школьного воспитания № 3, 2023

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм