Встречи с природой

С. В. ОВЧИННИКОВА,

учитель биологии ГБОУ

«Лицей-интернат “Центр одаренных детей”»,

г. Нижний Новгород

 

... Люди, научившиеся ... наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить вопросы

 и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном и

нравственном уровне в сравнении

с теми, кто такой школы не проделал.

К. А. Тимирязев

 

Биология — наука, познающая законы жизни. К основным методам изучения законов жизни относятся наблюдение и эксперимент. Владение и использование этих методов имеет большое развивающее и воспитательное значение, а не только научное, образовательное.

В преподавании биологии, экологии разработаны и широко используются разнообразные формы экспериментально-исследовательской деятельности учащихся. К ним относятся лабораторные и практические работы, фенологические наблюдения, полевые практики, демонстрационные эксперименты, летние задания, экспедиции, экскурсии. Каждая из них играет определенную роль в учебно-воспитательном процессе, имеет свою степень индивидуализации, сложность организации, широту вовлечения школьников в активную познавательную работу.

В нашем лицее использовались (с большей или меньшей активностью в разные времена) все вышеперечисленные формы работы. Неизменно остаются в процессе лабораторные и практические работы, которые определены рабочими программами, летние задания и экскурсии (http://codnn.ru/ Сведения об образовательной организации /Образование/ ООП СОО. Учебные планы).

Летние задания выполняются в период, когда интенсивно протекают все процессы жизнедеятельности и происходят заметные изменения в природе. Кроме лицеистов задания на лето получают и дети, которые только поступают в ЦОД для дальнейшего обучения в 10—11-х классах. В июне на первом собрании, после их условного зачисления, они получают темы возможных работ, которые сами выбирают из предложенного списка или, в соответствии со своими интересами и возможностями, могут предложить свою тему. При выполнении заданий они получают методическую помощь в виде индивидуальных консультаций.

Исследовательская деятельность летом в основном направлена на экологический мониторинг окружающей среды в районах проживания. Так как работы по сходным темам проводятся в разных районах, в разные года, то в последующем получаются интересные экологические проекты, где представленные результаты анализируются в сравнении.

Важнейшим результатом своей работы считаем и успехи наших лицеистов. Они становятся победителями и призерами олимпиад по биологии и экологии, победителями и призерами конференций различного уровня, защищая выполненные проекты (https://vega52.ru/children-and-parents/olimpiadnoe-dvizhenie/vsosh; https://nou.ddt-chkalov.ru/2594/Ю; https://www.liceum28.nnov.ru/17381-2/).

Экскурсии естественнонаучного профиля проводятся по трем основным направлениям: экологическое, краеведческое, медицинское. Такая форма работы имеет большое профориентационное значение. Особую роль в воспитательном плане играют экскурсии на природу. Нижегородский край издавна привлекал к себе внимание. Трудно найти в средней полосе европейской части России такой регион, где бы сочетались на небольшой площади разнообразные ландшафты. Таким удивительным местом является и территория Пустынского заказника. Экскурсию по этим прекраснейшим местам проводит для наших лицеистов Сергей Борисович Шустов. Писатель, художник, педагог, талантливый рассказчик... (https://vk.com/id49349344) Прикосновение к многообразию проявлений природы, ее гармонии никого не оставляет равнодушным. Встречи с природой вместе с Сергеем Борисовичем дают детям невероятное количество положительных эмоций, показывают величие и хрупкость растительного и животного мира. После каждой такой удивительной поездки остается желание снова побывать в этих местах.

В сентябре 2022 года снова в очередной раз с обучающимися естественнонаучного профиля лицея отправились на экскурсию в эти края. Природа, общение, радушный прием Сергея Борисовича оставили массу положительных эмоций. Об этом говорят высказывания ребят после поездки: «Мы снова в прекрасном месте с очень интересным человеком. В этот день мы узнали, как добывали сосновую смолу в былые времена, нам рассказали несколько историй, которые заставили задуматься о смысле жизни, о хрупкости и разнообразии отношений в природе...» (Екатерина Афонина — https://vk.com/afonina_katenok). «Спасибо большое за экскурсию и рассказ об интересных местах Пустыни, за лекции, за прекрасные стихи.... Есть огромное желание приехать сюда еще» (Ирина Горбатова — https://vk.com/with_an_edge).

Чем глубже общение с природой, тем больше возникает вопросов и тайн, но даже небольшая прогулка в ближайший парк или лес может стать увлекательным путешествием. Только надо учить детей видеть, слышать природу, воспитывать потребность изучать и охранять ее. Именно это происходит на экскурсиях, которые проводит С. Б. Шустов.

Взаимодействие человека и природы очень сложное. Для сохранения жизни на Земле необходима перестройка нашего сознания и отношения к природе. В этом большую роль играет и система школьного экологического образования и воспитания.

 

 

Практика школьного воспитания № 3, 2023

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм