Роль Совета отцов в воспитании подрастающего поколения
Е. Ю. КАЛАЧЕВ,
Заслуженный учитель РФ,
учитель начальных классов МБОУ
«Школа № 91 с углубленным изучением
отдельных предметов» Ленинского района,
г. Нижний Новгород
От мужчины как мужа и отца зависит благосостояние его маленького «государства» — семьи. И то, как он будет ею управлять, насколько он способен, подобно государю, пожертвовать собой и своими эгоистическими интересами ради своей жены и детей, будет зависеть судьба и его, и его близких. Раньше на Руси отец был не только кормильцем и защитником, но и показателем духовного состояния семьи.
Мужчина как глава семьи всегда чувствовал свою ответственность не только за материальное положение своих детей, но и за тот жизненный путь, который они выбирают. Слово «воспитатель» В. И. Даль производит от глагола «воспитывать», то есть «заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего; кормить и одевать до возраста; научать, наставлять, обучать всему, что нужно для жизни». Именно отец является для ребенка воспитателем, тогда как на долю матери выпадает пестование («пестовать» — нянчить, носить, вынашивать ребенка на руках, растить, холить).
Известно, что духовная близость и дружеские отношения между отцом и детьми оказывают благотворное влияние на характер ребенка и на всю его последующую жизнь. Поэтому лучше, если мужчина с самого начала постарается стать настоящим отцом, постигая это сложное искусство вместе с женой. Если же в первые два года отец предоставит все заботы о малыше жене, она навсегда останется главной во всех вопросах, касающихся ребенка. Поэтому одним из важнейших условий, обеспечивающих влияние отца на еще маленького человека, их будущую взаимную привязанность и доверие, является как можно более раннее начало их общения.
Институт отцовства пока еще недостаточно развит у нас в стране. Поэтому на помощь в просвещении родителей в вопросах воспитания и образования детей должна прийти школа. К сожалению, школьной жизнью ребенка больше интересуются матери. Отцы в основном являются добытчиками, заботятся о материальном состоянии семьи, забывая, что не только это главное. Поэтому Нижегородская Региональная Общественная Организация «Городской Совет Отцов» Нижнего Новгорода поставила перед собой цель — привлечение мужчин к осознанному отцовству, активное вовлечение их в школьную жизнь детей, где происходит интеллектуальное, социальное, физическое, духовно-нравственное развитие ребенка. В школах города при поддержке администрации г. Нижнего Новгорода, городского департамента образования, научно-практической лаборатории по проблемам воспитания и семьи при ДДТ им. В. П. Чкалова стали создаваться Советы отцов.
В нашей школе Совет отцов существует с 2008 года. Сначала это произошло в отдельно взятом классе, где я являюсь классным руководителем. Затем, учитывая накопленный опыт, появился Совет отцов школы. Сейчас я возглавляю Совет отцов Ленинского района, являясь членом городского Совета отцов.
На заседаниях Совета отцов, который проходит раз в учебную четверть, мы разработали направления и формы работы:
- спортивно-оздоровительное;
- художественно-эстетическое;
- патриотическое;
- социальное;
- интеллектуальное.
Спортивно-оздоровительное направление
Цель: создать наиболее благоприятные условия для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Задачи:
- способствовать реализации индивидуальных способностей учащихся через активную деятельность во внеурочное время;
- формировать ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;
- формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни;
- расширять кругозор школьников в области физической культуры и спорта;
- просвещать родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Основные направления спортивно-оздоровительной деятельности
1. Организация и проведение разнообразных спортивно-оздоровительных соревнований, национальных игр, подвижных игр на улице.
2. Организация и проведение различных мероприятий, праздников, в том числе направленных и на профилактику вредных привычек.
3. Проведение совместных мероприятий с родителями.
Формы работы
- Прогулки, походы, экскурсии.
- Праздники, конкурсы, турниры.
- Подвижные игры на свежем воздухе, соревнования.
- Спортивные секции и кружки, организованные отцами.
- Просмотры фильмов с обсуждением.
- Беседы групповые и индивидуальные.
- Выпуск мини-газет, листовок и др.
Предполагаемый результат
Здоровый психически, физически и нравственно школьник, выполняющий правила здорового безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Одним из ярких мероприятий этого направления стала игра «Хоккей в валенках», где команда отцов играет с командой детей. После захватывающего матча всех участников ждет сладкий чай с пирогами и призы каждой команде от спонсоров-отцов.
Также каждый год папы в своих семьях организуют сдачу норм ГТО. Они стараются быть примером подражания для детей и ходят вместе с ними в спортивный зал тренироваться.
Неоценимое значение в физическом развитии детей оказывают занятия физкультурой. Поэтому в школе для этого выделили в вечернее время спортивный час для игр в волейбол и футбол, когда папы могут поиграть вместе со своими детьми, а иногда и мамы с удовольствием готовы занять место в командах игроков.
Художественно-эстетическое направление
Современный ребенок находится в огромном социальном и информационном пространстве. Воспитательное воздействие (не всегда позитивное) современных источников информации нередко является доминирующим. Школьники должны быть вовлечены в активную творческую деятельность, в ходе которой они научатся понимать и осваивать новое, получат первоначальный опыт самореализации в доступных видах и формах художественного творчества.
Цель: способствовать развитию творческих способностей учащихся; предоставить им возможность реализации в различных видах деятельности.
Формы работы
- Занятия в школьном семейном театре.
- Посещение выставок, музеев, концертов, спектаклей.
- Театральные постановки, праздники.
- Конкурсы рисунков, плакатов, открыток, сочинений, на лучших чтецов и др.
- Беседы, викторины, классные часы.
Предполагаемый результат
- Опыт эстетических переживаний, наблюдений.
- Элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.
- Начальный опыт эмоционального постижения народного творчества. этнокультурных традиций, фольклора народов России.
- Умение видеть красоту в окружающем мире, в поведении и поступках людей.
Фестиваль семейных любительских театров в Детском театре «Вера» существует с 2018 года. Одним из вдохновителей и организаторов фестиваля стала Нижегородская Региональная Общественная Организация «Городской Совет Отцов» Нижнего Новгорода вместе с художественным руководителем театра Верой Александровной Горшковой и его замечательным коллективом. Именно семейный театр сохраняет в себе такие ценности, как сотворчество, сопереживание, сотрудничество и соучастие. Это театр рукотворной работы, где вся семья включена в творческий процесс. Про опыт нашего семейного театра «КОТ» я расскажу дальше.
Ежегодно в нашей школе проводится районный конкурс «Читаем вместе с папой». Это и папы с детьми, папы с классом, друзьями, одноклассниками. Оценивает их профессиональное жюри из детского театра «Вера». Этот конкурс находит отклик в сердцах слушателей и с каждым годом собирает все большее количество участников.
Патриотическое направление
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда было одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для формирования чувства любви к Родине, готовности к ее защите.
Цель: формирование основ патриотизма у школьников.
Задачи:
- воспитывать граждан своей страны, любовь к которой начинается с любви к семье, родным и близким людям, к природе малой родины;
- формировать у детей и их родителей интерес к изучению истории, родословной своей семьи, жизни родственников, верно служивших и служащих сегодня Родине;
- формировать представление о социальном окружении человека, умение вести себя в нем в соответствии с общечеловеческими нормами.
Формы работы
- Мероприятия, посвященные важным историческим датам, митинги, линейки памяти, проекты.
- Коллективные творческие дела.
- Смотры-конкурсы, викторины, выставки семейных увлечений.
- Поздравления ветеранов, пожилых людей.
- Трудовые дела, акции милосердия.
- Беседы о традициях семьи, изучение родословной и т. д.
- Семейные праздники «Традиции моей семьи».
- Экскурсии в музеи, к обелискам и другим памятным местам.
Предполагаемый результат
- Устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, малой родины, России.
- Уважительное и бережное отношение к памятникам культуры и героического прошлого соотечественников.
- Честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, природе.
25 августа 2021 года представитель нашего сообщества Алексей Николаевич Никифоров на прямой линии с президентом РФ В. В. Путиным предложил учредить Российский «День Отца». Именно нижегородские активисты входят в Топ лидеров отцовского сообщества нашей страны и стояли у истоков создания Всероссийской общественной организации по сохранению традиционных семейных ценностей «Союз отцов» России, руководителем которой в настоящее время является А. А. Заремба.
Каждый год в школе № 91 Ленинского района проводится военно-спортивная эстафета «Салют, Победа!», на которую приглашаются ветераны войны. В эстафете участвуют команды отцов и детей. Они преодолевают полосу препятствий, собирают и разбирают оружие, оказывают медицинскую помощь пострадавшему, разгадывают викторину, посвященную событиям Великой Отечественной войны.
Многие отцы участвуют добровольцами в СВО, многие уже никогда не вернутся, тем более актуальна и важна наша задача — позаботиться об их детях и сделать все, чтобы подвиг наших дедов, отцов, друзей не был забыт.
Социальное направление
Цель: создать наиболее благоприятные условия для формирования уважительного отношения к труду; дать первоначальные представления о ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества.
Задачи:
- воспитание уважения к труду;
- формирование культуры труда, навыков учебного труда, самообслуживания;
- формирование коммуникативных компетенций через взаимодействие со сверстниками и взрослыми в учебно-трудовой деятельности.
Формы работы
- Тематическое оформление классов и других помещений школы к государственным и школьным праздникам.
- Работа в рамках проекта «Школьный двор».
- Организация дежурства в классах, уход за растениями.
- Профориентационные беседы, встречи с людьми разных профессий, экскурсии на предприятия.
- Конкурсы на лучшую школьную тетрадь, сохранность учебников.
- Общественные смотры «портфеля достижений» каждого ребенка.
Предполагаемый результат
- Ценностное отношение к труду, творчеству, к человеку труда, к трудовым достижениям России.
- Элементарные представления о различных профессиях.
- Навыки трудового сотрудничества со сверстниками и взрослыми людьми.
- Опыт участия в различных видах общественно-полезной и личностно-значимой деятельности.
- Потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности.
- Мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной, практической и общественно-полезной деятельности.
Ежегодно отцы выходят на субботники в школы, в музей «Домик Каширина», парк им. А. С. Пушкина. Городской Совет отцов вместе с детьми выезжает на благоустройство лагеря городского актива ДДТ им. В. П. Чкалова «Звёздочка»: ремонтируют детские площадки, красят, убирают территорию.
Интеллектуальное направление
Современная школа выполняет социальный заказ, поставленный ей обществом, который состоит в подготовке образованных, творческих, интеллектуальных людей, обладающих моральными принципами и способных к решению сложных экономических и социальных проблем. Для этого необходимо развивать у школьников учебно-познавательные, информационные и гражданско-правовые компетенции, формировать их учебную самостоятельность через научно-познавательную и проектную деятельность.
Цель: создать в школе условия для развития личности, обладающей ключевыми компетенциями.
Задачи:
- формировать коммуникативные компетенции через работу в группах;
- способствовать формированию метапредметных компетенций: 1. ставить цель и пояснять её; 2. ставить задачи и выдвигать условия проведения опыта или наблюдения, формулировать выводы; 3. организовать планирование своей работы и давать самооценку своей деятельности; 4. задавать вопросы, отыскивать причины явлений; 5. выступать с результатами своих исследований;
- учить работать с информацией;
- формировать навыки организации рабочего пространства и использования рабочего времени;
- формировать умения оценивать свои возможности и делать осознанный выбор с учетом интересов.
Формы работы
- Игры «Что? Где? Когда?»; интеллектуальные викторины; конкурсы.
- Выпуск листовок, плакатов, газет.
Каждый год в школе № 91 проходят интеллектуальные игры «Брейн-ринг» и «Что? Где? Когда?».
Формы работы с родителями
- Родительские собрания.
- Родительский лекторий «Университет педагогических знаний».
- Вечера вопросов и ответов.
- Дискуссии.
- Диспуты.
- Психологические тренинги.
- Педагогический практикум.
- Консультации.
Конечно, из многообразия направлений и форм мы выбрали те, которые у нас стали получаться лучше всего.
Я сам много лет являюсь актером любительского театра, поэтому в классе создал семейный театр «КОТ» (Класс, Очарованный Театром). Огромную помощь оказывают родители моих учеников. Папы помогают в изготовлении декораций и их транспортировке на различные конкурсы и фестивали, мамы шьют костюмы для артистов. Будучи участниками областного театрального фестиваля «Вперед за Синей птицей» в детском театре «Вера» не раз становились его победителями, были участниками и победителями Всероссийского театрального фестиваля любительских театров в Москве «Сказка приходит в твой дом».
Очень интересно наблюдать, как дети переживают за родителей, как идет совместная работа по созданию образов. Папы волнуются, как бы им не забыть слова и выйти в нужное время на сцену. Сотворчество помогает объединить общими идеями, интересами, переживаниями. Поэтому я благодарен каждому моему ученику и их родителям за их желание найти общность семейных ценностей на сцене нашего театра.
Итак, отец — это тот, кто выводит ребенка в мир, прививает ему нравственное отношение к миру, учит труду, помогает освоить различные орудия человеческой деятельности: от рогатки и велосипеда до компьютера и автомобиля. На отце лежит помощь ребенку в выборе учебы и профессии, друзей и увлечений. И эту миссию воспитания отец не вправе переложить ни на плечи жены, ни, тем более, на государство. Именно в наше непростое ответственное время школа ждет помощи от отцовского сообщества в воспитании подрастающего поколения. Мы должны помнить: «У нас нет чужих детей, а есть окружение моего ребенка».
ЛИТЕРАТУРА
1. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : В 4 томах / Даль В. И. — Москва : РИПОЛ классик, 2006. / Том 1. А-З. — 752 с. / В. 216—394 с. — (Золотая коллекция). ISBN 5-7905-4703-6.
2. Нижегородские отцы. Взгляд в будущее : научно-методический сборник. — Нижний Новгород : НИУ РАНХиГС, 2017. — 158 с.
3. Отцам и детям : научно-методический сборник. — Нижний Новгород : издательство Волго-Вятской академии государственной службы, 2011. — 104 с.
Практика школьного воспитания № 3, 2023
ПОДЕЛИТЬСЯ: