Игра-путешествие «Герой голубых просторов»
Н. В. ЕВСТИФЕЕВА,
учитель начальных классов
МБОУ Базинская ООШ
им. Героя Советского Союза Н. В. Сутягина,
р. п. Бутурлино
Есть одна у летчика мечта — высота…», — поется в известной песне. Об этой небесной мечте, а точнее о том, как смог воплотить свою мечту в жизнь прославленный летчик, знают все ученики нашей школы.
В декабре 2014 года Базинской основной общеобразовательной школе Бутурлинского муниципального района постановлением Правительства Нижегородской области было присвоено имя Героя Советского Союза Николая Васильевича Сутягина.
«Ас реактивной войны» — так называют его за храбрость, мужество и высокое мастерство, ведь наш земляк до сих пор занимает первую строчку по результативности в мировой боевой реактивной авиации. Носить имя летчика-истребителя — это не только гордость, это ответственность. Это наш ориентир в жизни и путеводная звезда для патриотического самоопределения наших воспитанников. Это яркий пример беззаветного служения людям, родному отечеству.
Игра «Герой голубых просторов» была задумана в рамках участия в конкурсе творческих и исследовательских работ «XVI Бутурлинские чтения имени Героя Советского Союза, маршала артиллерии В. И. Казакова», а также приурочена к празднованию 100-летия со дня рождения нашего земляка Героя Советского Союза Н. В. Сутягина. Игра успешно проведена с учениками двух школ, а методическая разработка предлагаемого квеста стала победителем в одной из номинаций конкурса (https://vk.com/kultura_buturlino?w=wall-79505827_8946).
Цель: создание условий для воспитания патриотических качеств личности и гражданской позиции, уважительного отношения к славному военно-историческому прошлому России.
Задачи:
- стимулировать интерес к изучению судьбы и подвигов героев-земляков;
- воспитывать чувство ответственности за свою страну, готовность защищать Родину;
- побуждать к познавательно-исследовательской деятельности посредством погружения в различные игровые ситуации;
- развивать социальные взаимосвязи и коммуникативные способности школьников;
- учить детей работать в команде, подчиняться определенным правилам, развивать чувства коллективизма и товарищества.
Форма проведения: командная игра-путешествие в формате квеста на территории школы.
Оборудование: техника для показа мультимедийной презентации, карточки-задания, маршрутные листы-задания для каждой команды, смартфон с выходом в Интернет, программа для распознавания QR-кодов (достаточно 1 шт. для команды); наградные материалы.
Участники: ученики 4—5-х классов. Составы команд равнозначные по возрасту участников и их количеству.
Место проведения: школа и пришкольная территория.
Ход игры
На территории школы находятся шесть зон (станции), для которых разработаны задания. Каждой команде выдается маршрутный лист. После успешного выполнения заданий на каждой станции команды получают карточки с буквами, которые позволяют в конце игры разгадать зашифрованное слово. Кроме этого на каждом из этапов команда зарабатывает баллы, которые в итоге суммируются.
Организационный этап
- Разработка оргкомитетом сценария игры.
- Уведомление участников о дате и месте проведения квест-игры.
- Распределение обязанностей и места расположения инструктора каждой станции.
Подготовительный этап
- Подготовка станций, где участники будут выполнять предложенные задания.
- Подготовка карточек с заданиями, атрибутов и необходимого инвентаря для каждой станции, в том числе мультимедиа-ресурсы.
- Подготовка маршрутных листов для команд (на каждом этапе в маршрутном листе будут проставлены заработанные участниками баллы).
- Подготовка оценочных листов для жюри.
Основной этап
Станции игры-путешествия
Название |
Реквизиты |
Задание |
Авиационная викторина (самолет на территории школы) |
Карточки с вопросами |
Ответить на предложенные вопросы из биографии Н. В. Сутягина. За каждый правильный ответ – 1 балл. (Приложение 1) |
Награда для героя (музейная комната Н. В. Сутягина) |
Смартфон с выходом в Интернет; наличие программы распознавания QR кода |
При сканировании QR кода появится изображение наград, полученных Н. В. Сутягиным. Участники должны правильно назвать награду, изображенную на картинке. За каждый правильный ответ – 1 балл. (Приложение 2) |
«Подвиг в цифрах» (бюст летчика в фойе школы) |
Карточки с вопросами |
Ответить на предложенные вопросы из биографии Н. В. Сутягина. Ответ обязательно должен содержать число. За каждый правильный ответ – 1 балл. (Приложение 3) |
«Подвиг в ребусах» (кабинет «Точка роста») |
Мультимедийная презентация |
Разгадать предложенные ребусы. За каждый правильный ответ – 1 балл. (Приложение 4) |
Места памяти (кабинет Юнармии) |
Мультимедийная презентация |
По иллюстрациям назвать памятные места, связанные с именем Н. В. Сутягина. (Приложение 5) |
Единое целое (мемориальная доска) |
Разрезанная картинка (пазл) |
Сложить пазл, назвать изображенный предмет (Приложение 6) |
Итоговый этап
При успешном прохождении всех этапов игроки команд должны сложить ключевое слово СУТЯГИН. Когда все команды пройдут все станции игры, жюри подсчитывает набранные баллы и определяет победителя. Победители и призеры награждаются грамотами.
Организаторами игры-путешествия создается отчетный фотоколлаж о проведенном событии.
Ожидаемые результаты
- Повышение исторических знаний по теме Корейской войны; знакомство с героями авиации; осознание значимости подвига героя-земляка.
- Сплочение участников команды при решении воспитательных и интеллектуальных задач, а также проблемных ситуаций, возникающих в процессе игры.
- Формирование и развитие личностных и коммуникативных компетенций школьников.
Безусловно, проведенная патриотическая игра достигла желаемых результатов. В ходе подготовки к ней дети узнали много интересных фактов из биографии знаменитого летчика, продемонстрировали эти знания в своей команде, а доброжелательная атмосфера и дружба помогали выполнять задания квеста. Участники проявили увлеченность и заинтересованность в игре, а после награждения на торжественной линейке выразили надежду, что кто-нибудь непременно свяжет свою жизнь с авиацией.
ЛИТЕРАТУРА
1. Квест-технология в образовательном учреждении: учебно-методическое пособие / НИТГиК СГУГиТ; составители Педченко А. Ф., Артемьева А. Н. [Электронный ресурс]. — Новосибирск, 2020. — URL: https://clck.ru/dZ9HQ (дата обращения: 18.07.2023)
2. Коновалов, А. Г. Нижегородский ас / А. Г. Коновалов, Ю. Н. Сутягин. — Нижний Новгород : БегемотНН, 2015.
3. Коновалов, А. Г., Сутягин, Ю. Н. Нижегородский ас. Страницы жизни. — Нижний Новгород : АртПром-НН, 2020. ISBN 978-5-9906302-5-3.
Приложение 1
Авиационная викторина
1. Место рождения Н. В. Сутягина. (с. Смагино Горьковской области (ныне Нижегородская обл.))
2. Назовите вид реактивных истребителей, на которых летал наш земляк. (МиГ-15 и МиГ-15бис)
3. Какое воинское звание было у Н. В. Сутягина? (генерал-майор авиации)
4. Как называется аэроклуб, который дал путевку в авиацию юному летчику? (аэроклуб имени П. И. Баранова, находился в г. Горьком)
5. Каким творчеством увлекался Николай Сутягин в юношестве? (Пел в хоре в Горьковском театре оперы и балета имени А. С. Пушкина)
6. Каких прославленных летчиков нашей страны вы знаете? (В. Чкалов, П. Нестеров, И. Кожедуб, А. Покрышкин)
Приложение 2
Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза
Медаль «За боевые заслуги»
Орден Красной Звезды
Орден Отечественной войны I степени
Приложение 3
«Подвиг в цифрах»
1. Когда проходила Корейская война, в которой принимал участие Н. В. Сутягин? (1950—1953 г.г.)
2. Сколько боевых вылетов было выполнено нашим героем-земляком? (149)
3. Сколько воздушных боев он провел? (66)
4. Сколько истребителей противника было сбито Сутягиным? (22)
5. Сколько раз Николай Васильевич был ранен? (0)
6. Назовите год присвоения школе имени Героя Советского Союза Н. В. Сутягина. (2014 г.)
Приложение 4
«Подвиг в ребусах»
(самолет) (подвиг)
(высота) (герой)
(скорость) (смелость)
(https://yandex.ru/images/search?text=ребусы%20герои%20авиация&stype=image&lr=47&source=serp)
Приложение 5
Места памяти
Мемориальная доска на фасаде главного корпуса Нижегородской ярмарки (установлена в 2014 г.). Надпись на доске: «В этом здании в аэроклубе имени П. И. Баранова учился в 1939—1940 г.г. Сутягин Николай Васильевич — Герой Советского Союза, сбивший на истребителе МиГ-15бис 22 реактивных самолета в небе Кореи в 1951—1952 г.г».
Бюст возле многоквартирного дома № 2 на бульваре Мира в Канавинском районе г. Нижнего Новгорода (установлен 13 октября 2022 г.). Николай Сутягин учился в летной школе, которая находилась неподалеку.
Бюст Героя Советского Союза Н. В. Сутягина около Базинской общеобразовательной школы в Бутурлинском районе Нижегородской области. Рядом — учебно-тренировочный истребитель МиГ-15.
Бюст Н. В. Сутягина в фойе Базинской школы.
Мемориальная доска в честь присвоения школе имени Героя Советского Союза Н. В. Сутягина на здании Базинской школы (установлена в мае 2015 г.).
Приложение 6
Единое целое
Собрать пазл.
Самолет МиГ-15УТИ, установленный на территории школы.
Практика школьного воспитания № 3, 2023
ПОДЕЛИТЬСЯ: