Памяти педагога посвящается… К 200-летию со дня рождения К. Д. Ушинского

О. В. МИХЕЕВА,

Заслуженный учитель РФ,

Отличник народного образования РФ,

Отличник народного просвещения СССР

 

Ушинский велик, а мы — его должники…

П. П. Блонский

 

Константин Дмитриевич Ушинский — один из основоположников научной педагогики в России, педагог-реформатор, педагог-новатор, педагог-гуманист, автор «Педагогической антропологии», «Родного слова», «Детского мира» и многих других произведений.

К. Д. Ушинский впервые сделал образование сферой общественной инициативы и педагогической деятельности.

19 февраля исполнилось 200 лет со дня рождения знаменитого педагога Константина Дмитриевича Ушинского. К этому событию и приурочили открытие на территории Московского педагогического университета памятника основоположнику отечественной научной педагогики.

По утверждению историка российского образования, академика Российской академии образования, первого избранного министра образования РФ (1990—1992 г.г.) Э. Д. Днепрова, «К. Д. Ушинский — первый национальный педагог, создатель национальной школы и основоположник научной педагогики в России». Не случайно педагоги нашей страны изучают педагогическое наследие Ушинского и его применение в современном образовании.

В своем учении К. Д. Ушинский ведущую роль отводил учителю-воспитателю. «Учитель должен быть живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра», — писал он. «В воспитании все должно основываться на Личности воспитателя. Никакие уставы и программы не могут заменить личности в деле воспитания». И еще из «Антропологической педагогики»: «Только личность может действовать на развитие и определение личности. Только характер может образовать характер».

О роли матери в воспитании

«Все имеет начало с матери», — говорил К. Д. Ушинский.

Мама (Любовь Степановна Ушинская) стала для него лучом света, который освещал всю его жизнь. Она приобщила его к чтению, музыке, раскрыла красоту природы, сформировала в нем трудолюбие и целеустремленность.

«Семья — основа личности, та сила, которая формирует будущее своих детей», — писал потом Константин Дмитриевич в «Педагогической антропологии».

В семье Ушинских вечерами проходили семейные чаепития, где шел обмен впечатлениями о прошедшем дне, а при возникновении проблем принимались совместные решения, кому и чем надо помочь. Всем семейством читали книги, обсуждали прочитанное, слушали музыку. Все это происходило по инициативе матери юного Кости. Позже все традиции Константин Дмитриевич перенес в свою семью, о чем свидетельствуют воспоминания его дочерей Веры и Надежды.

Любовь Степановна рано ушла из жизни — Ушинскому было тогда 11 (по другим источникам 12) лет. Впоследствии в своем дневнике он писал: «Свет моей матери согревал меня всю жизнь».

Про учителей

Многие нравственные качества К. Д. Ушинского сформировались в гимназические годы. Состав учителей в маленьком городке Новгород- Северский был демократичным, что дало возможность Ушинскому развить и обосновать идею народности в статье «О народности в общественном воспитании». Он писал: «Воспитатель есть художник; школа — мастерская, где из грубого куска мрамора возникает подобие божества».

Московский университет, куда он поступил в 1840 году на юридический факультет, стал школой становления личности Константина Дмитриевича. Как писал его близкий друг Ю. С. Рахневский, «уже на первых лекциях мы обратили внимание на юношу, горящего, творчески мыслящего».

Константин, находясь под влиянием философии Белинского и Герцена, отдавал предпочтение лекциям профессоров Т. И. Грановского и П. Г. Редкина. П. Г. Редкин, писал Рахневский, производил на них глубокое впечатление: «В его лекциях было именно то, что могло увлечь молодых людей — юношеский задор, жар и глубокое убеждение. Он любил науку и привил студентам любовь к ней».

Константин Дмитриевич всегда распределял свое время, знал, что надо делать ежедневно. Во время учебы в университете он вел дневник, много места в нем занимал раздел «Читать для ума». Все это укрепляло его волю. «О! Волю надо укреплять… Где действует воля по предписанию ума, там творчество, там деятельность», — писал Ушинский.

В своем дневнике он также написал: «Приготовлять умы…рассеивать идеи…». Этим великий педагог занимался всю жизнь, работая в Ярославском демидовском лицее, Гатчинском сиротском институте, в Смольном институте благородных девиц.

О его творческом труде свидетельствует ряд научных педагогических работ, среди которых «О камеральном образовании», «О пользе педагогической литературы», «Три элемента школы», «О народности в общественном воспитании» и др. Все это было направлено на преобразование, реформирование российского образования.

Роль К. Д. Ушинского в воспитании смолянок

Деятельность Константина Дмитриевича в Гатчинском сиротском институте, а затем в Смольном институте благородных девиц свидетельствуют о том, что Ушинский использовал все свои умственные и духовные силы для воспитания нового поколения.

Эксперимент, положивший начало женскому образованию в России и имеющий целью «создать новую породу людей», был начат с 1764 года по указу Екатерины II.

В 1859 году, приступив к работе в Смольном институте, К. Д. Ушинский сразу предпринял его реформирование. Привлек группу молодых талантливых педагогов — В. И. Водовозова, Д. Д. Семенова, Д. Н. Модзалевского, Я. П. Пугачевского и других. Значительно изменил содержание образования, ввел преподавание естествознания, повысил роль родного (русского) языка, создал педагогический класс (на два года обучения).

Воспитанница Е. Н. Водовозова в своих мемуарах «На заре юности» писала: «Ушинский явился первым лучом в царстве институтского мрака».

Лекции Ушинского были содержательными и блестящими по форме и социально острыми. Нравственные идеалы и убеждения воспитанниц педагог формировал на материале науки и в процессе общения.

Пример поведения Константина Дмитриевича, его глубокие знания, творческий подход к учебному процессу, наблюдение и изучение детей действуют надежно и убедительно. Именно об этом свидетельствуют личности бывших смолянок.

Разные судьбы благородных девиц из Смольного

Судьбы выпускниц сложились по-разному, но среди них те, чьи имена вошли в историю.

- Ольга Полтавцева, окончив институт, вышла замуж за поручика (впоследствии генерал-лейтенант) Дмитрия Скобелева. Через год у них родился сын Михаил — будущий знаменитый генерал. Во время Русско-турецкой войны 1877—1878 годов Ольга Николаевна одна из первых активно занималась организацией санитарных отрядов и военных лазаретов и возглавляла их работу. После смерти мужа в 1879 году она отправилась на Балканы, где встала во главе Болгарского отдела Общества Красного креста. Там же занималась организацией школ и приютов для сирот. Широкая благотворительность О. Н. Скобелевой, а также боевая слава ее мужа и сына снискали популярность среди балканских славян.

- Дарья Ливен, сестра Александра Бенкендорфа. Император Александр I в одном из писем отметил, что если бы графиня Ливен не носила юбки, из нее вышел бы блестящий дипломат.

- Ариадна Скрябина, дочь композитора А. Н. Скрябина. Живя во Франции, во время фашистской оккупации была организатором и активным участником еврейского Сопротивления. Посмертно награждена Военным крестом с Серебряной звездой и Медалью Сопротивления.

- Ксения Эрдели — первая сольная исполнительница на арфе в России и СССР, композитор, педагог и основоположник советской школы исполнительства на арфе, народная артистка СССР.

- Елизавета Водовозова (урожденная Цевловская) через год после выпуска из Смольного дебютировала как литератор. Работа «Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания до школьного возраста» стала главным трудом ее жизни, описывающим развитие взглядов на воспитание с ХVI до начала ХХ века. Произведение содержало рекомендации, взятые из реальной жизни, поэтому оно было полезным и для матерей, и для воспитательниц. Е. Н. Водовозова — ученица и последовательница Ушинского, детская писательница, автор этнографических очерков и рассказов, мемуаров. Кроме того, Елизавету Николаевну называют педагогом-новатором, так как большую часть жизни она занималась развитием инновационных педагогических методик.

- Деятельность Ушинского произвела неизгладимое впечатление на Елизавету Ивановну Тихееву. Она была последователем и пропагандистом идей Константина Дмитриевича Ушинского, и особое внимание уделяла подготовке детей к школе, согласованию и преемственности программ детского сада и начальной школы. Наибольший вклад внесла в разработку методики развития речи. В советское время профессор Тихеева стала крупнейшим специалистом по дошкольному воспитанию детей.

Надо вспомнить еще одну выпускницу Смольного Надежду Евгеньевну Никифорову — руководителя Горьковского педагогического училища с 1945 по 1955 год (ныне — Нижегородский педагогический колледж имени К. Д. Ушинского). Она сформировала сплоченный педагогический коллектив, который стал для нас, воспитанников, не просто учителями и наставниками, а второй семьей.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Водовозова, Е. Н. На заре жизни. Мемуары в двух томах. — Москва : Книговек, 2018.  ISBN 978-5-4224-1454-3.

2. Гончаров, Н. К. Педагогическая система К. Д. Ушинского. — Москва : Педагогика, 1974.

3. Днепров, Э. Д. Ушинский и современность. — Москва : 2008. — 224 с.

4. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения. — Москва : Просвещение, 1968.

 

 

Практика школьного воспитания № 3, 2023

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм