Воспитание — один из приоритетов государственной политики

В. А. АМОСОВ,

Председатель Совета регионального отделения

Общероссийского общественно-государственного

движения детей и молодежи «Движение первых»

Нижегородской области,

член научно-методического совета

Общероссийского общественно-государственного

движения детей и молодежи «Движение первых»

 

 

В повестке государства сегодня воспитание выступает как стратегический национальный приоритет, требующий совместной работы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях всех структур и ведомств.

В соответствии с поручением главы государства Владимира Путина на территории страны с 2021 года реализуется федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», который закрепляет на законодательном уровне общие требования к организации воспитания школьников по всей стране.

Особое внимание сегодня уделяется приобщению детей и молодежи к духовным и нравственным ценностям, вовлечению в волонтерскую деятельность, а также вопросам профориентации. Несомненно, очень важно и особенно актуально сегодня то, на каких ценностях мы будем воспитывать подрастающее поколение. Ключевые ценности зафиксированы в Указе Президента Российской Федерации от 09 ноября 2022 года № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». К ним были отнесены жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, а также единство народов России.

Важно отметить и тот факт, что воспитательная работа не должна быть сегодня типовой, и особенно важно в этот процесс активно включать родительское сообщество.

С 2021 года на территории страны проводится (и Нижегородская область в числе пилотных и лидирующих регионов присоединилась к этому процессу) внедрение ставок советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Основная задача советников — быть проводником для современного школьника в мир возможностей, которые предлагаются ему в рамках реализации ключевых приоритетов воспитания: школьные музеи, школьные театры, центры детских инициатив, первичные отделения организации «Движение первых», киноклубы, туристические клубы, школьные спортивные клубы, отряды юных спасателей, школьные хоры, военно-патриотические клубы, школьные медиацентры, волонтерские объединения. Реализация перечисленных приоритетов осуществляется комплексно через проведение событий, утвержденных Министерством просвещения России в рамках единого календарного плана воспитательных мероприятий на текущий учебный год.

Следует отметить, что положительная динамика развития института советников по воспитанию в стране сегодня позволяет эффективно наполнять деятельность школы современными формами работы, предлагать возможности для самореализации детей и подростков через работу Центров детских инициатив, создание среды школьного образовательного пространства, развитие медиасферы и активного вовлечения в события воспитательных мероприятий особой категории детей, требующих особого внимания.

Ключевая задача сегодня, несомненно, для всех специалистов сферы воспитания — выстраивать работу, опираясь на практико-ориентированные подходы и деятельностный патриотизм в соответствии с действующей архитектурой нормативного правового обеспечения вопросов воспитания, закрепленных в следующих государственных и стратегических документах:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 261-ФЗ «О Российском движении детей и молодежи»;

- Указ Президента Российской Федерации от 02 июля 2021 г. № 400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;

- Указ Президента Российской Федерации от 09 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;

- Национальный проект «Образование» — Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»;

- Концепция детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года и план мероприятий по ее реализации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. № 3894-р);

- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р);

- Федеральные основные общеобразовательные программы (приказы Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 372, 370, 371);

- Единый календарный план воспитательной работы, утвержденный Министерством просвещения Российской Федерации от 11 августа 2023 г. № АБ-21106вн.

На современном этапе реализации актуальных форм работы с детьми и подростками перед организаторами воспитательной работы всех уровней стоит главная задача — приоритет воспитанию и вовлечение в социально значимую и полезную деятельность разных целевых групп детей и подростков. Важно отметить, что в последнее время линейка федеральных и региональных проектов стала насыщенной, многообразной, где у каждого школьника/молодого человека есть право и возможность выбора, а также формирование того интереса и выбора приоритета, которые становятся центральными.

Внимание главы государства к вопросу воспитания подрастающего поколения нашло отражение в подписании 14 июля 2022 года Федерального закона № 261 «О Российском движении детей и молодежи», который четко определил генеральную стратегию по обеспечению равных возможностей детско-молодежных сообществ в их поддержке через призму приоритетных направлений масштабного движения страны, объединения вокруг данной деятельности действующих ведущих детско-молодежных организаций. Это обеспечило формирование единого государственного подхода к воспитанию будущего страны.

Наряду с программно стратегическими документами в сфере воспитания в целях эффективной реализации направлений деятельности «Движения первых» и развития его первичных и местных отделений, функционирующих в образовательном пространстве региона, в настоящее время разработана программа воспитательной работы Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых», которая утверждается Наблюдательным Советом, возглавляемым Президентом Российской Федерации В. В. Путиным.

Программа Движения направлена на реализацию задач государственной политики в области воспитания, защиты и обеспечения интересов детей и молодежи во всех сферах жизнедеятельности, в целях воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций.

Ценностно-смысловое содержание программы Движения отвечает требованиям государственных стратегических ориентиров по формированию детского и молодежного движения как общественно-государственного института воспитания детей и молодежи с учетом действующего законодательства в сфере образования и молодежной политики.

Деятельность «Движения первых» сегодня направлена на развитие и поддержку общественной активности, гражданских и патриотических инициатив детей и молодежи, что является ключевым условием сохранения единства, национальной безопасности, стабильности и процветания нашей великой Родины.

Важно отметить, что Движение сегодня выступает преемником ценностей и единства детского движения XX века и созидателем нового исторического этапа его развития как особой формы воспитания детей и молодежи в социально-педагогических реалиях XXI века.

Ключевыми и основными понятиями в рамках реализации программы выступают воспитательная работа, воспитательное пространство, воспитательная среда, воспитательное событие, воспитательный коллектив.

Тематическое содержание двенадцати направлений «Движения первых»: образование и знания; наука и технологии; труд, профессия и свое дело; культура и искусство; волонтерство и добровольчество; патриотизм и историческая память; спорт; здоровый образ жизни; медиа и коммуникации; дипломатия и международные отношения; экология и охрана природы; туризм и путешествия.

Реализация этих направлений обусловлена социально значимыми видами деятельности: общественно-полезной деятельности, основанной на добровольном участии детей и молодежи, заинтересованных в решении какой-либо социальной проблемы; добровольном социальном служении и оказании помощи и поддержки нуждающимся; социально-культурной деятельности, направленной на развитие личности средствами разнообразных форм культурного досуга, приобщения к культурным ценностям и социальным нормам.

Важно отметить тот факт, что воспитательная программа Движения представляет возможность участникам целенаправленно освоить гражданские и социальные навыки: оказания первой доврачебной помощи тем, кто в ней нуждается; взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья; помощи людям, находящимся в сложной ситуации; жизни в природной среде; безопасного поведения в киберсреде; медиаграмотности; жизнедеятельности в коллективе; поддержания здоровья; сохранения исторической памяти; гражданского, ответственного поведения в среде сверстников; противодействия идеологии экстремизма; творческой деятельности и другие.

Особое внимание, несомненно, уделяется вопросам кадрового обеспечения и программно-методическому сопровождению деятельности всех специалистов сферы воспитания в области образования, культуры, спорта и молодежной политики. В целях развития и поддержки деятельности детского и молодежного самоуправления сегодня на муниципальном и региональном уровне немаловажное значение имеет реализация инициатив и активностей, авторами которых выступают сами подростки и молодежь. Ключевыми формами работы в данном блоке выступают:

- региональные Дни единомышленников;

- региональная школа «Движения первых»;

- региональные смены детского актива;

- фестивали детско-молодежных сообществ;

- проектные стратегические образовательные сессии;

- флагманские проекты: военно-патриотическая игра «Зарница: легенды будущего», экологические и спортивные проекты «Вызовы Первых», «Я — юннат», всероссийские проекты «Хранители истории», «Школьная классика», «МедиаПритяжение», всероссийская программа «Мы — граждане России» и другие.

Для команд специалистов воспитания, а также управленческих команд важно акцентировать внимание на развитие и поддержку форм системы наставничества.

Решением Президиума Российской академии образования 29 июня 2023 года одобрена концепция развития наставничества, ключевая задача которой заключается в представлении стратегии развития наставничества в различных социокультурных и профессиональных сферах российского общества.

Следует отметить, что наставник является не только носителем духовных и нравственных ценностей, но и личным примером для наставляемого, и в современных условиях развития Российской Федерации наставничество становится важнейшим ресурсом повышения гражданственности, трудовой сознательности, желания служить своим трудом укреплению могущества и прогрессу нашей Родины.

2024-й — год масштабной подготовки всей страны к празднованию 80-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов, о чем свидетельствует Указ Президента Российской Федерации, подписанный 31 июля 2023 года.

В нашей стране по поручению главы государства будет создан национальный центр исторической памяти, который сосредоточит свои усилия на формировании в российском обществе «идеологического иммунитета», противодействия попыткам фальсифицировать историю.

Уверены, что этот юбилейный повод может и должен послужить ключевым и стратегически общим шагом в деле воспитания подрастающего поколения вместе с наставниками, родителями, детско-молодежными и иными сообществами, вместе и сообща наполнить все воспитательные события глубоким содержанием.

 

Практика школьного воспитания № 4, 2023

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм