Традиция помнить

Р. О. БУТТАЕВ,

учитель истории и обществознания,

советник директора по воспитанию

МБОУ «Школа № 117» Сормовского района,

г. Нижний Новгород

 

Сегодня в Российской Федерации повышается внимание к патриотическому воспитанию подрастающего поколения и формированию ценностного отношения к истории страны, истории народа, истории семьи.

Но что такое, по сути своей, патриотизм?

Многие скажут: «любовь к Родине». Но любовь — это чувство, а патриотизм, — как говорит наш современник, общественный деятель Олег Евгеньевич Бочаров, — это ежеминутное действие, направленное на защиту интересов своей страны в любой точке мира. И воспитание этого у детей и молодежи требует не слов, а действий.

Известное влияние на ценности и приоритеты современного молодого поколения оказывает информационная среда. Необходимо давать ребенку возможность получать знания об историческом прошлом, способные благоприятно повлиять на формирование его ценностных ориентиров.

Проблема связи поколений в рамках одной семьи также является острой. Недостаточный объем информации о своей семье, получаемый детьми от родителей путем личного общения, приводит к снижению интереса к прошлому своей семьи (микроистории) и к истории в целом. Это, в свою очередь, искажает понимание ребенком культурных ценностей человеческого общества.

Приведу пример. С каждым годом ветеранов Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. становится все  меньше. Теряется живая нить, способная сформировать в современных детях понимание связи их близких с историческим прошлым Родины и о вкладе их семьи в судьбу своей страны.

Юные не должны забывать о прошлом нашего великого народа и подвиге, который он совершил.

Патриотизм, как говорил писатель Алексей Николаевич Толстой, это сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.

Идея Вахты Памяти «Хранители Истории» исходила от учеников среднего звена, пожелавших участвовать в несении почетного караула.

 

 

Вахта Памяти задумывалась с целью формирования ценностно-смысловых ориентаций учащихся в практике общественно-значимого коллективного творческого дела. Целевой аудиторией были определены учащиеся 7—10-х классов.

Новизна и уникальность проекта в том, что он:

- основывается на инициативе разновозрастной детской группы;

- предполагает поэтапную реализацию комплекса мероприятий, венцом которого стало несение учениками школы почетного караула у Вечного огня мемориала на площади Славы в Сормовском районе г. Нижнего Новгорода;

- стал новаторским для района. До настоящего времени Вахта Памяти у мемориала не проводилась.

Реализация проекта проходила поэтапно с января по июнь 2023 года.

Подготовительный этап. Теоретическая и практическая подготовка, повышение знаний школьников об историческом прошлом нашей страны, сплочение разновозрастного детского коллектива в рамках коллективных творческих дел.

Первым шагом стала реализация плана мероприятий в рамках «Месячника Памяти» с привлечением медиаресурсов школьного музея боевой славы.

Старшеклассники участвовали в акции «Вахта Памяти на Посту № 1 имени дважды Героя Советского Союза генерал-лейтенанта В. Г. Рязанова» у Вечного огня в Нижегородском Кремле. Именно тогда ученики среднего звена высказали пожелание принять участие в несении почетного караула.

Для начала необходимо было повысить объем знаний детей о событиях Великой Отечественной войны.

Советом ученического самоуправления нашей школы при участии Совета школьного музея боевой славы политбойцов-горьковчан были разработаны и проведены мероприятия, приуроченные к памятным датам: 80 лет прорыву блокады города Ленинграда (квиз 6—7-е классы, урок-беседа); 80 лет победы советских войск в Сталинградской битве (квиз 8-е классы, урок-беседа); 80 лет Хатынской трагедии (выставка-экскурсия, уроки мужества).

В рамках подготовительного этапа проекта учащиеся школы участвовали в военно-спортивных мероприятиях, организованных на базе других организаций.

В марте 2023 года ученики 7—8-х классов приняли участие в Первых городских Юнармейских играх на базе Городского ресурсного центра гражданско-патриотического воспитания «Я — гражданин и патриот!» (МАОУ «Школа № 156 им. Б. И. Рябцева»). А десятиклассники отправились на военные сборы на базе Учебного центра патриотического воспитания (УЦПВ) ПФО «Гвардеец».

Основной этап. Реализация основного события практики — несение Вахты Памяти у Вечного огня мемориала в Сормовском районе. СО-трудничество и СО-действие внутри детского коллектива в ходе реализации общественно-значимого социального проекта.

Вахта Памяти у Вечного огня мемориала «Танки» на площади Славы в Сормовском районе г. Нижнего Новгорода стала узловым моментом всего проекта. С 6 по 8 мая 2023 года в Вахте Памяти, подготовка и разработка которой явилась воплощением идеи школьников, приняли участие ученики 7—8-х и 10-х классов.

 

 

Сразу после этого торжественного события старшеклассники участвовали в «Зарнице-2023» Сормовского района. А уже 12 мая 2023 года, в районный День призывника, 15 наших семиклассников вступили в ряды ВВПОД «Юнармия» (младшая возрастная группа). Кстати, создание в школе № 117 отряда ВВПОД «Юнармия» — тоже инициатива детей и один из итогов Вахты Памяти.

Заключительный этап. Подведение итогов проекта; сравнение ожидаемых результатов с полученными в деятельности; поиск «точек роста».

В рамках проведения профильной лидерской смены летнего лагеря с дневным пребыванием детей на базе МБОУ «Школа № 117» ребята приняли участие в мероприятиях Городского ресурсного центра гражданско-патриотического воспитания «Я — гражданин и патриот!» (МАОУ «Школа № 156 им. Б. И. Рябцева»).

Подводя итог Вахты Памяти, инициированной учениками нашей школы, хотим отметить заинтересованность и отклик детей. Они с большой ответственностью и энтузиазмом подошли к выполнению такого ценного для всех нас дела. Это был своего рода социальный проект, практическая подготовка к которому помогла заметно повысить уровень знаний подрастающего поколения об историческом прошлом нашей страны, удалось добиться сплочения разновозрастного детского коллектива в рамках коллективных творческих дел.

А само несение Вахты Памяти в преддверии праздника Великой Победы помогло сплотить учеников разного возраста. Это очень хороший опыт как для ребят, так и для всей школы.

Вахта Памяти стала одним из самых значимых районных мероприятий, включенных по инициативе школы в муниципальный план проведения Всероссийской акции «Верни Герою Имя». А когда акция завершилась, дети сами пожелали продолжить проект.

Значимым результатом явилось создание в нашей школе по инициативе детей, участвовавших в Вахте Памяти, отряда ВВПОД «Юнармия».

 

 

На протяжении всего проекта активность ученического коллектива поддерживали и направляли творческие педагоги Р. О. Буттаев и Д. И. Пантелеева. Дарина Игоревна, как учитель физкультуры, взяла на себя физическую и строевую подготовку учеников школы для прохождения военных сборов и участия в почетном карауле на Посту № 1.

События, происходящие на всех этапах этого проекта, освещались на официальной странице МБОУ «Школа № 117» в социальной сети ВКонтакте (https://vk.com/public213879235) и на официальной странице Сормовского муниципального сообщества Всероссийского проекта «Навигаторы Детства» (https://vk.com/navigatorysormovo).

Выражаем благодарность администрации МБОУ «Школа № 117» и администрации Сормовского муниципального района города Нижнего Новгорода, а также Городскому ресурсному центру гражданско-патриотического воспитания «Я — гражданин и патриот» (на базе МАОУ «Школа № 156» г. Нижнего Новгорода) за поддержку и участие в реализации данного проекта.

И мы надеемся, что наша инициатива будет поддержана и продолжена.

Проект поможет осуществить ряд воспитательных задач: понимание важности связи поколений, развитие интереса к истории, формирование внутренней культуры (культурной компетенции) и бережного отношения к памятникам истории нашей страны.

Патриотизм — это не взрыв эмоций, а спокойная и прочная преданность, длящаяся на протяжении всей жизни человека.

 

 

Практика школьного воспитания № 4, 2023

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм