PROЗАЙЦЕВА: творческие ресурсы ювенильной журналистики
А. В. ДОРОШ,
учитель истории,
советник директора по воспитанию
МАОУ «Школа № 79 им. Н. А. Зайцева»
Сормовского района, г. Нижний Новгород
Ежедневный поток информации — бурный и бесконечный. Но именно мы выбираем свое течение, и наша лодка несется по крутым поворотам, превращая путешествие в жизнь. Именно мы выбираем информацию, которая в процессе фильтрации становится нашим оружием.
Информационная среда так или иначе оказывает влияние на ценности и приоритеты не только взрослых, но и детей. Перед нами стоит цель — дать ребенку знания о грамотном пользовании средств массовой информации с ранних лет, во-первых, для его собственной безопасности, во-вторых, для дальнейшего профессионального ориентирования в жизни, а в-третьих, для того, чтобы найти сейчас свое место и роль в коллективе.
К 2023 году получилось создать команду и объединить школьные СМИ в единый медиацентр «PROЗАЙЦЕВА» (такое название выбрано в связи с использованием частицы PRO — как обозначение профессионализма в вопросах школьных СМИ, а также созвучности с предлогом «про»; Зайцева — сокращенное от названия школы — имени
Н. А. Зайцева) и развить ювенильную журналистику на базе нашего образовательного учреждения.
Еще в 2016 году в статусе педагога-организатора автор этих строк открыла для себя феномен ювенильной журналистики как социальной адаптации, так и коммуникации детей и подростков.
«Термин «детская журналистика» используется в качестве общей номинации средств массовой информации для детей и подростков (как профессиональных, так и самодеятельных) и деятельности юных журналистов. Самодеятельные издания, получившие название ювенильной журналистики (коммуникативной и социально-адаптивной деятельности «детей и подростков по сбору, обработке и периодическому распространению личностно-окрашенной информации»), охватывают «всю совокупность информационных средств и приемов, служащих для оформления и передачи аудитории личностно окрашенного сообщения», которое может быть размещено как на материальных носителях информации, так и «в Интернет-формате (социальные сети, блоги, персональные сайты)» [1].
В 21 год я была всё еще близка по возрасту к интересам подростков, но все-таки взгляды людей разнятся в зависимости от естественных факторов, сказывающихся на их образе жизни, привычках, воспитании, поведении и др.
По мере появления в школе технического оборудования у активистов ученического самоуправления возникало множество идей, как поддерживать интерес обучающихся, педагогов и родителей к учебной, научной и воспитательной деятельности в школе. Желание самостоятельно учиться, находить новые программы для обработки и редактирования фото- и видеоматериалов, а также создание и ведение социальных сетей открыло новые перспективы для ребят.
Самые первые успехи пришли именно в команду, состоящую из идейных людей с минимальными знаниями работы с оборудованием, но большим желанием изменить мир вокруг себя. Для становления первых школьных новостей хватило школьного радиоузла, видеокамеры «Panasonic» и большого желания! Одно лето разделило жизнь ребят на «до» и «после». Они самостоятельно научились пользоваться базовыми программами для монтажа видео, оформления информации в печатные верстки, записи и обработке звука, работе на имеющемся в школе радиооборудовании и распределили роли между собой в зависимости от навыков и умений друг друга.
Остается вопрос: где в этой цепочке подключаются взрослые? «Ювенильные издания можно разделить на два подвида в зависимости от степени участия в них взрослых. В первом случае это участие не допускается ни в коей мере, даже отторгается. Такие издания возникают «снизу», по инициативе самих ребят. Сюда относится «самиздат, который пробивает себе дорогу <...> часто вопреки намерениям взрослых, лишенный материальной поддержки». Французский исследователь школьной и лицейской прессы Жак Гонне считает, что в «дикой» лицейской прессе мир юности противопоставляется миру взрослых. «Все значимое для подростка исходит из сознания им своего права на существование, права на установление новых взаимоотношений с самим собой и, может быть, самое главное — потребности высказываться от имени своих сверстников». Издания второго типа тоже издаются детьми — «при творческой, а главное материальной поддержке взрослых». Как правило, инициатива их создания принадлежит администрации школы или учреждения дополнительного образования «сверху». Такие школьные издания, по мнению Жака Гонне, «позволяют решить широкий спектр педагогических задач. Слово «школьный» здесь понимается двояко: и как указание на возраст детей — создателей газет, и как особую педагогическую модель, поскольку процесс инициируется учителем и развивается под его руководством» [2].
Как и в начале, так и сегодня поддерживаю идеи ребят в самостоятельности донесения информации в массы. Именно самостоятельно поднятые вопросы и проблемы по актуальным событиям могут привести подростков к рациональному осмыслению своих действий в будущем, расширению словарного запаса и владению ораторским мастерством, формулированию своих мыслей с собеседниками разных возрастов и статусов, внимательности к деталям, поиску и созданию новых трендов и возможности всегда оставаться на вершине профессионального спроса. Стремление к неформальной коммуникативной передаче информации позволяет детям без излишних стеснений и психологических оков доносить ее тем языком, который позволит им понять, а самое главное осознать материал и взять для себя не только новое мнение, а устойчиво определиться со своим мировоззрением.
Взрослые всегда идут с детьми рядом, но не всегда взрослые должны выходить на первый план. В нашем образовательном учреждении ценится партнерство и наставничество. Именно возможность показать детям, что Вы равноправны, позволит не закрываться им от старших, а стать частью одной команды.
Ежедневный поиск новых информационных форм, трендов и обработок... Мы учимся, ошибаемся и совершенствуемся. К 2018 году на средства выигранного гранта было закуплено фотооборудование, хромакей (позволяет создавать в кадре необходимый фон без дорогостоящих декораций/смены локаций), штатив, микрофоны-петлички — тот минимум, который и поныне используется медиацентром. С каждым годом в школе появлялся новый «виток» СМИ: радио (https://vk.com/wall-78089199_4793), газета, электронный журнал (http: //sc79nnov.ru/2014-08-21-10-32-53/-q-q.html), телевидение (https://youtube.com/@no79...60?si=jrLBnl1EqUY6-dsr), группа в социальной сети (https://vk.com/schoolnn79), видеоканал. Каждая команда стремилась сделать новое. Первые места в городских конкурсах школьных СМИ не заставили себя ждать. Руководители и кураторы — это педагоги школы, которые смогли помочь ребятам создать свое уникальное пространство.
К 2023 году весь накопленный опыт работы и результаты мне удалось объединить в единый медиацентр — PROЗАЙЦЕВА (https://vk.com/video70132452_456240270). Новый виток передачи информации пришел совместно с текущими событиями в мире: телеграм-канал, работа на мобильном оборудовании, монтаж на месте через приложения.
И снова — где же взрослые? Взрослые всегда часть команды, которые являются участниками пути от идеи к ее реализации.
Благодаря открытости педагогического коллектива и администрации школы медиацентр показывает свою значимость и в образовательном процессе. Сегодня почти у всех учеников есть гаджеты, и именно здесь медиацентр помогает обеспечивать «здоровый контент» для ребенка. Та информация, которую он получает в школе, в яркой и интересной форме гарантирует ему верное мнение о том, что образование доступно, понятно, открыто. Он хочет и может быть его участником. Его попытки всегда поддержат, а его достижение станет победой всего образовательного учреждения. Педагоги — это наставники, универсальные помощники в освоении не только школьной программы, но и социализации в мире, в котором все оказываются после окончания школы. Мы учим и воспитываем наравне с родителями, а значит, мы их принимаем и любим наравне с родителями. То, как педагоги наполняют медиапространство для своих учеников, способствует развитию обеих сторон образовательного процесса.
Одним из ярких достижений медиацентра за последние несколько лет стало то, что родители являются активными участниками выстроенного пространства. Они — участники социальных групп с возможностью задавать вопросы напрямую педагогам и администрации школы. Они поддерживают успехи и участие своих и других детей в учебных и развлекательных программах. Родители перестали бояться и, соответственно, критиковать «неизвестные» гаджеты, они видят изменения в тенденциях общения новых поколений и могут помочь своим детям. Именно при своей высокой занятости они могут быть им поддержкой и на расстоянии. Самое главное — оставаться в одной команде.
ЛИТЕРАТУРА
1. Десяев, С. Н. Ювенильная журналистика как образовательная практика / С. Н. Десяев // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — № 4. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yuvenilnaya-zhurnalistika-kak-obrazova... (дата обращения: 16.08.2023).
2. Косолапова, Д. И. Ювенильная журналистика в системе массовых коммуникаций / Д. И. Косолапова // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. — 2010. — № 6. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yuvenilnaya-zhurnalistika-v-sisteme-ma... (дата обращения: 16.08.2023).
Практика школьного воспитания № 4, 2023
ПОДЕЛИТЬСЯ: