Как помочь детско-родительским отношениям? Проведите форум!

О. Г. КОРШУНОВА,

специалист по организации работы

в Уренском муниципальном округе

Регионального отделения

Общероссийского общественно-государственного

движения детей и молодежи «Движение первых»

Нижегородской области, г. Урень

 

Форум — это место общения, где каждый может высказывать свои мысли и услышать мнение другого. Форум — мощный инструмент образования и воспитания, коммуникации между единомышленниками, призванный создать условия для осмысления детьми, родителями и педагогами важности детско-родительских отношений в развитии и воспитании ребенка.

 

Создание единой коммуникативной площадки для установления и развития отношений партнерства и сотрудничества между детьми, родителями и классными руководителями, их позитивного общения и взаимодействия — вот главная цель детско-родительского форума, прошедшего в Уренском округе в мае 2023 года. Форум проводился в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»; Всероссийского проекта «Навигаторы детства» в целях реализации в образовательном пространстве Уренского муниципального округа актуальных направлений деятельности в сфере социальной активности детей и молодежи, педагогической поддержки и развития детского общественного движения, организации работы по поддержке семейного воспитания и ответственного отношения родителей к воспитанию детей, повышения их социальной, коммуникативной и педагогической компетентности.

Организаторы форума — Дом детского творчества совместно с командой специалистов, реализующих всероссийский проект «Навигаторы детства» в Уренском округе.

Детско-родительские отношения имеют особое значение для развития и социализации любого человека. Привязанность и эмоциональное отношение друг к другу, удовлетворение потребностей ребенка, внимание к нему родителя, поддержка автономии ребенка, родительский мониторинг, образ родителя как воспитателя и наставника, понимание, поддержка и развитие ценностей, которые лежат в основе семьи, — это и многое другое определяет параметры детско-родительских отношений и степень развития как самих отношений, так и личностей ребенка и его родителей.

Детско-родительские отношения, проработка умения слушать и слышать друг друга, родитель в роли наставника, марафон совместного планирования — об этом был детско-родительский форум, участниками которого стали учащиеся, их родители и педагоги девяти общеобразовательных организаций Уренского округа.

На форуме была организована работа пяти тематических площадок.

 

 

Коммуникативная площадка «Я слышу тебя, ты слышишь меня» (разработала и провела методист ДДТ, муниципальный координатор проекта «Навигаторы детства» О. Г. Коршунова) проведена как стартовая, в начале форума. Всем участникам было предложено ответить на вопросы: «Что я, как ребенок, хочу в отношениях с родителями?»; «Что я, как родитель, хочу в отношениях с ребенком?»; «Что я, как педагог, хочу в отношениях с родителями и детьми?». Объединившись в мини-группы, все поделились своими ответами и после обсуждения выбрали одну важную, по мнению группы, позицию, каждая из которых была высказана и записана на общем листе ватмана. После того, как все важные позиции были еще раз перечислены ведущим и вынесены на голосование, они единогласно были приняты участниками форума. Следующее упражнение состояло из рассмотрения понятий «детство» и «родительство» с точки зрения swot-анализа. Дети и взрослые записали в своем рабочем листе то, какими они видят свои идеальные взаимоотношения, что поможет стать успешным и счастливым в будущем. Результатом работы на площадке стал чек-лист ценностей детско-родительских отношений.

Тематическая площадка по вопросам детско-родительских отношений (спикер — педагог-психолог ГКОУ «Уренская коррекционная школа-интернат» Л. Н. Коробейникова). Родители и педагоги «заглянули» во внутренний мир подростков, как дети видят свои отношения с родителями, что ожидают от них, что им необходимо чувствовать в этих отношениях, о чем хотели бы сказать родителям, но трудно произнести. Рассмотрели ведущую деятельность в каждом возрасте и как это необходимо учитывать родителям в воспитании и взаимоотношениях с детьми, познакомились с таким естественным психологическим и эмоциональным процессом отделения ребенка от родителей как сепарация. Проработали навыки в формулировке «я–сообщение», «ты–сообщение».

Интерактивная площадка «Родитель-наставник» (ведущая — педагог-организатор ДДТ г. Урень, руководитель районной детской организации «Союз детских объединений "МИР"» Е. В. Лубкова) собрала детей и родителей вместе. Здесь продолжили тему посланий друг другу, но в игровой форме. Участникам были предложены индивидуальные, парные и групповые задания на взаимодействие, на развитие взаимопонимания, обсуждение возможных решений ситуаций, укрепление отношений, где ведущая роль была отведена родителю, как наставнику детей.

Четвертая и пятая площадки форума, так же как вторая и третья, работали одновременно.

Тематическая площадка «Российское движение детей и молодежи: ценности, которые защищает организация» объединила родителей и педагогов. Им рассказали о миссии общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых», направлениях деятельности. Ключевым моментом стало знакомство участников с ценностями, которые поддерживает движение, и возможностями, которые открываются у детей и родителей, принимающих участие в проектах, конкурсах и событиях «Движения первых».

 

 

«Марафон совместного планирования» — тематическая интерактивная площадка, ведущими которой выступили О. П. Удалова и О. А. Чиркова, советники директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями Карпунихинской и Карповской средних школ. Детям и родителям было предложено разработать примерный режим дня во время отпуска и каникул, чек-лист вариантов саморазвития детей и родителей в летний период, а также перечень версий полезного совместного отдыха на природе.

Форум оставил хорошее впечатление у участников, о чем говорят их комментарии.

«Участники форума говорили о ценных вещах в детско-родительских отношениях, о том, что волнует и радует детей и родителей во взаимодействии друг с другом. Узнавали новое, важное и полезное! И вс¸ это через активные упражнения, игры, тренинги, которые зарядили нас энергией и вдохновением. Форум оставил яркие впечатления, и, что важно для нас, родителей, помог ответить на многие вопросы в детско-родительских отношениях», — сказал представитель от родителей И. И. Разгулин.

«В наше время перед детьми и родителями встают различные вызовы, и тема детско-родительских отношений и взаимодействия актуальна. Мы слушали друг друга, говорили о том, что важно для каждого из нас в этих отношениях, мы играли и как будто учились заново взаимодействовать. Хорошая прокачка и перезагрузка для всех участников!», — поделилась впечатлением советник директора по воспитанию Темтовской основной школы В. А. Семеновых.

Об этом и многом другом говорили на подведении итогов форума, которое прошло в формате интервью, когда ведущая задавала вопросы сидящим в зале.

Проведение вышеописанного форума позволило увидеть как организаторам, так и участникам, что это отличная коммуникативная площадка для развития отношений и сотрудничества, позволяющая объединяться, принимать знания и опыт, пробовать себя и прорабатывать навыки коммуникации и, конечно, получить мотивацию на дальнейшее развитие себя и своих взаимоотношений с другими.

 

 

Подробнее узнать о детско-родительском форуме можно, пройдя по ссылкам в социальной сети «ВКонтакте»:

Группа Управления образования администрации Уренского муниципального округа (https://vk.com/club185933278?trackcode=653aab5091Hi9WbYywZ0iNB-636deGmE9...);

Группа Дома детского творчества г. Урень Нижегородской области (https://vk.com/urenddt?trackcode=92a22b17T1v1tjKBCwIxhe92SuXrUbeaZg3Ij4Z...);

Группа Союза детских объединений «МИР» (https://vk.com/sdomir_uren?trackcode=5d601c1ebw1POhE_ncuvH2J814RJNJnE5no...);

Группа реализации Всероссийского проекта «Навигаторы детства» в Уренском муниципальном округе (https://vk.com/navigatorydetstva_uren?trackcode=cb4ea5004lNTnP-0mVzltzkJ...) и (https://vk.com/navigatorydetstva_uren?trackcode=cb4ea5004lNTnP-0mVzltzkJ...).

 

 

Практика школьного воспитания № 4, 2023

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм