Проводим квест «Тайны и приключения» (по мотивам произведений А. П. Гайдара)

Е. К. КУЗНЕЦОВА,

специалист по организации работы

Регионального отделения

Общероссийского общественно-государственного

движения детей и молодежи «Движение первых»

Нижегородской области,

методист МБУДО «Детско-юношеский центр»,

г. о. г. Кулебаки

 

 

– Ты любишь, Валька, приключения?

 

– Люблю. Только чтобы живым оставаться,

а то бывают приключения, от которых

и помереть можно.

А. П. Гайдар «На графских развалинах»

 

В детстве многие родители современных детей и подростков зачитывались произведениями Аркадия Петровича Гайдара. На примере героев его книг поколения 1960—80-х годов учились совершать добрые дела, быть честными и справедливыми, ценить дружбу и любить Родину. И сегодня в XXI веке эти ценности являются основой воспитания юных граждан нашей страны. В 2022 году в России было создано Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи «Движение первых» (далее Движение первых). Его участники приняли главные ценности, которым должны следовать: «Единство народов России», «Жизнь и достоинство», «Патриотизм», «Добро и справедливость», «Дружба», «Мечта», «Служение Отечеству», «Созидательный труд», «Историческая память», «Крепкая семья», «Взаимопомощь и взаимоуважение».

Выбирая интересные и полезные 12 направлений деятельности Движения первых, члены организации самостоятельно отвечают на вопросы: «Кто такой Первый? Можно ли им стать?».

В поиске ответов детям могут помочь произведения А. П. Гайдара. Их сюжеты легли в основу сценария квеста «Тайны и приключения». Квест разработан совместно с детским активом Союза пионерских и детских организаций (СПДО) «Родник» и прошел как ключевое дело в рамках муниципального марафона детского движения «Время действовать!» при поддержке советников директоров школ по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными организациями.

Цель квеста: создать на материале по произведениям А. П. Гайдара условия для развития и популяризации деятельности Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых» среди детей в возрасте 12—14 лет.

Участники: команды от 5 до 20 человек.

Ведущие станций: лидеры Городского детского штаба СПДО «Родник», исполняющие роли писателя Аркадия Гайдара и героев его произведений.

Оборудование и оснащение: костюмы для ведущих (героев книг); карточки со слоганами направлений «Движения первых»; карточки с заданиями; маршрутные листы для команд с указанием этапов квеста; скакалки, спички, канатики/веревки для вязания морских узлов, деревянные рейки по количеству человек в команде; листы бумаги А4, ручки, карандаши.

Квест может проходить на открытой площадке (парковая зона, школьный двор) и в закрытом помещении (школа, центр дополнительного образования), используя для каждой станции отдельный кабинет.

 

 

Данный квест является двухуровневым, включает 12 станций, где участников встречают герои книг Аркадия Гайдара. На каждой станции литературные герои (ведущие) рассказывают свои истории по мотивам произведения, в которых указывают, какой предмет у них имеется и какой предмет им нужен, а также подводят ребят к выбору одного из направлений «Движения первых» и предлагают им выполнить задание в соответствии с этим направлением.

1. Ведущий в роли Аркадия Гайдара, встречая ребят на своей станции, рассказал о том, что Гайдар не только писал для детей, но он и прозаик, сценарист, журналист, с началом Великой Отечественной войны ставший военным корреспондентом. Самую большую популярность приобрела написанная им повесть «Тимур и его команда», по сюжету которой было сняты кинофильмы в 1940 и 1976 годах. Именно эта книга дала старт тимуровскому движению.

Ведущий станции предлагает подписаться в группу «Движение первых» (по QR-коду) и повторить кадр из фильма, а затем опубликовать фото в группе «Местное отделение Движения первых» в социальной сети «ВКонтакте».

2. Тимур из повести «Тимур и его команда» рассказал о том, что они с ребятами создали команду и тайно помогают семьям, чьи отцы ушли на фронт: носят воду, колют дрова. И предлагает участникам проверить, как они быстро и слаженно могут работать в команде. В качестве задания предлагается эстафета «Водопровод». (Команда получает желоба для транспортировки воды. Ребята выстраиваются друг за другом, соединяя желоба в «водопровод». На первый желоб выливается один литр воды. Задача команды — используя такой «водопровод», налить воду в ведро, которое находится в двух метрах от последнего участника.)

3. Светлана из рассказа «Голубая чашка» поделилась историей, как летом, когда отцу дали отпуск, сняли дачу в Подмосковье и сделали на крыше флюгер.

Развивать творческое мышление помогут логические упражнения со спичками (смотри задания в приложении по ссылке).

4. Нина Карнаухова из рассказа «Совесть» рассказала о том, как однажды не выучила урок по алгебре, идти в школу побоялась и пошла в рощу, где встретила малыша, у которого был букварь. Как она хотела пристыдить мальчика, что он прогуливает школу, но оказалось, что его испугала собака, а потом малыш заблудился. Эта история изменила ее отношение к учебе. Здесь ребятам дается задание — решить математические задачи на логику.

5. Пионервожатая Натка из «Военной тайны» рассказывает, что мечтала стать капитаном парохода или летчицей, но по комсомольской путевке приезжает в пионерский лагерь «Артек» вожатой, где понимает, что ее призвание — это работа с детьми. На своей станции Натка учит участников квеста вязать морские узлы.

6. Чук и Гек вспоминают, как они встречали Новый год в тайге, и предлагают ребятам вместе исполнить песню.

7. Мальчиш-Кибальчиш рассказывает свою историю, связанную с защитой Родины. Ребята на этой станции собирают карточки «Герои Советского Союза — кулебачане» (фотография, имя, описание героического события).

8. Женя из повести «Тимур и его команда» предлагает ребятам проверить свою силу и ловкость — вся команда прыгает через скакалку/канат.

9. Юный Сергей рассказывает свою историю из книги «Судьба барабанщика». Добавляет, как важно соблюдать здоровый образ жизни и предлагает ребятам провести совместную зарядку.

10. Нюрка из рассказа «Четвертый блиндаж» говорит о том, что важно уметь дружить, и проводит с участниками квеста тренинг на сплочение команды.

11. Владимир Курнаков рассказывает свою историю из рассказа «Дым в лесу», начиная с пожара на торфяных болотах. Говорит, как необходимо беречь природу, и предлагает выполнить задание по карточкам «Сортировка мусора».

12. Петька и Васька знакомят ребят с историей героев повести «Дальние страны»: «...Однажды, гуляя у реки, мы увидели в небе красивый аэроплан, задумчиво смотрели ему вслед, и Васька сказал, что он полетел в дальние страны...». Задание на станции — собрать в пары карточки «Столицы регионов России» (название и фотография города).

 

 

Передвижение команд по станциям первого уровня происходит в свободном порядке. После прохождения первого уровня участники должны понять и принять командное решение — с какой станции они начнут собирать и передавать предметы от героя к герою. В ходе прохождения второго уровня герои (ведущие), получив свой предмет, передают участникам имеющийся предмет и карточку со слоганом направления «Движения первых», например, «Умей дружить». Собрав все 12 карточек, команда направляется к контрольной точке, где отвечает ведущим на вопрос: «В чем заключается тайна и приключения квеста?». (Правильный ответ: герои (ведущие станций) квеста рассказывали о ценностях и направлениях «Движения первых»). В завершение участники озвучивают полное название направлений Движения (например, «Дипломатия и международные отношения «Умей дружить»).

Квест как прием коллективно-творческой деятельности помогает участникам научиться работать в команде, логически мыслить, взаимодействовать со сверстниками и коллективно принимать решения. Все эти навыки необходимы для команды не только в ходе игры, но и в деятельности по направлениям «Движения первых».

Если вас заинтересовала наша разработка, материал для проведения квеста можно найти по ссылке https://disk.yandex.ru/d/9NV1zK48IDPLCg или QR-коду. Задания на станциях могут изменяться в связи с условиями проведения.

 

 

Практика школьного воспитания № 4, 2023

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм