Наша работа — дарить добро
И. В. КУПЦОВА,
советник директора
по воспитанию и взаимодействию
с детскими общественными объединениями
МБОУ «Криушинская СОШ»,
с. Криуша, Вознесенский муниципальный округ
Быть патриотом…
Что же это значит?
А это значит Родину любить,
А это значит честно, бескорыстно
Отечеству любимому служить.
И если это в сердце утвердится
Тех, кто за партой нынешней сидит,
Учитель школьный, можешь, ты гордиться –
Твой век земной не зря тобой прожит.
Е. Ковалёва
Вопросы патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения всегда волновали выдающихся педагогов и общественных деятелей прошлого. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери.
Воспитательный эффект духовно-нравственного воспитания будет зависеть от того, насколько системно будут формироваться знания ребят о своей Родине, о людях, живущих рядом.
Опыт показывает, что отдельные, разовые мероприятия не всегда дают должный эффект. Необходима планомерная работа. Тогда-то и появилась идея создать инновационный проект «Дари добро».
Задачи проекта
- Формировать нравственную компетентность, то есть способность жить по общечеловеческим нравственным законам.
- Формировать социальную компетентность, то есть приобретение умений жить, оказывая другим людям бескорыстную помощь.
- Формировать коммуникативную компетентность, то есть развивать умение детей общаться между собой, с другими людьми, в том числе пожилыми, инвалидами.
Работу с детьми я представила в виде схемы, которая показывает систему педагогической деятельности, направленную на повышение эффективности воспитательного процесса через проект «Дари добро».
Подпроект «ПАМЯТЬ»
Одним из основных методов духовно-нравственного воспитания является личный пример. Достойные примеры для подражания мы всегда найдем в повседневной жизни.
На базе нашей школы создан музей боевой и трудовой славы. Школьный музей является одним из самых эффективных способов сохранения и осмысления человеческого опыта.
Цель работы музея — воспитание патриотизма, чувства достоинства и гордости, ответственности за будущее.
Самым важным направлением работы музея считаю преемственность поколений и живое общение: встречи, рассказы людей, воспоминания много повидавших и переживших ветеранов войны, тружеников тыла, участников военных действий в Афганистане, Чечне.
Над созданием музейных экспозиций трудились все педагоги и дети, старались по крупицам восстановить историю малой родины. В результате исследовательской работы были собраны материалы по истории села и школы, о земляках-ветеранах. С каждым годом экспозиции музея пополняются, оформляются стенды. Оцифрован и собранный большой фотоархив, куда включены редкие фотографии начала ХХ века, архив и снимки выпусков школы со дня ее открытия.
Сегодня в коллекции быта находится 48 предметов первой половины ХХ века, но большой интерес представляет собрание экспонатов по истории Великой Отечественной войны, в котором представлено более 40 единиц. Из них большая часть пожертвована музею нашими односельчанами. Кроме того, собрана коллекция подлинных фотографий военных лет.
Школьный музей ведет активную просветительскую работу, направленную на военно-патриотическое воспитание, популяризацию краеведения и исследовательской проектной деятельности учащихся.
Один из критериев деятельности музея — это разнообразие форм, среди которых основной метод работы с детьми — проблемный, поисковый (сбор материала по истории села и школы продолжается до сих пор). Традиционными остаются проведение музейных уроков, тематических вечеров, выставок, конкурсов, праздников патриотической направленности; встречи с ветеранами труда, тружениками тыла.
Особенности нашего школьного музея:
- наличие постоянной аудитории (музейные уроки, экскурсии для учащихся, воспитанников детского сада);
- использование экспонатов для проведения воспитательных событий;
- участие детей в музейной деятельности;
- доступность экспонатов (можно потрогать руками, примерить сарафан, повязать платок, посидеть за прялкой).
Дети выступают не как сторонние наблюдатели, а как активные участники музейной деятельности.
Все это невозможно без привлечения родителей и педагогов-предметников: работа в музее обязательно предусматривает интегрированные уроки с учителями истории, литературы, музыки, изобразительного искусства, ОБЖ.
Подобные музейные уроки помогают ребятам больше узнать об истории родного края, о людях, которые совершали подвиги. Дети создают проекты, собирают воспоминания об участниках Великой Отечественной войны и тружениках тыла.
На базе музея проводятся встречи, «круглые столы», детские и семейные фестивали, конкурсы, вручение государственных наград и другие события от школьного до районного уровня.
В 2022/2023 году развитие музея было выбрано приоритетным направлением воспитательной системы школы.
Первым шагом стала активизация работы онлайн-ресурса музея.
В этом учебном году планируется: создать единую информационную базу (музей, кабинет истории, библиотека); разработать материалы для онлайн-экскурсий «Улицы села Криуша», «Памятные места окрестностей села»; возобновить работу школы экскурсоводов; продолжать работу онлайн-музея на страничке «ВКонтакте» для расширения аудитории посетителей.
Музей школы — это не просто хранитель памяти поколений, это центр образования, коммуникации, культурной информации, способный удовлетворить познавательные потребности детей, сформировать ценностное отношение к национальному наследию, нравственность, патриотизм.
Подпроект «ДЕТИ — ДЕТЯМ»
Реальная практическая помощь людям, нуждающимся в этом, вырабатывает в детях чувство сострадания, бескорыстие; наполняет их сердца добротой, терпением, любовью к ближнему.
Этот подпроект реализуется через акции, проводимые с детьми-инвалидами на дому. Наши ученики готовят своими руками небольшие сувениры и с удовольствием дарят их. Приглашают детей с ограниченными возможностями здоровья на школьные праздники.
Традиционной в нашей школе стала Ярмарка солидарности. Ученики всю организационную работу берут на себя и во время Всероссийской декады инвалидов устраивают Ярмарку. Для участия в этой акции привлекаются все жители села, кто не равнодушен к судьбе таких детей. Школьники приносят выпечку, приготовленную совместно с родителями, а вырученные деньги потом отправляют на лечение больного ребенка.
Очень значимо, если имеется обратная связь и ребята видят результат своей проделанной работы. После лечения, когда родители со словами благодарности приходят в школу, мы организуем встречу, на которую приглашаем всех участников акции.
Подпроект «ДОМ БЕЗ ОДИНОЧЕСТВА»
У человека должна быть потребность в совершении хороших поступков. Тогда сознание долга перед собой вырастет в ответственность перед всеми живущими на Земле, перед своей страной. С заботы о других начинается нравственная активность.
В нашей школе сложились определенные традиции посещения дома-интерната для престарелых и инвалидов, который находится на территории нашего села. В гости к бабушкам и дедушкам, проживающим в доме-интернате, мы ходим с различными акциями, показываем концертные программы. Ребята сами изготавливают сувениры и дарят их бабушкам. Осенью угощают фруктами, выращенными в своих огородах. На встречах-посиделках бабушки и дедушки рассказывают о своей жизни, как все было раньше, вспоминают об этом со слезами на глазах. Такие беседы надолго остаются в памяти и сердце каждого ребенка.
Подпроект «МЫ ВМЕСТЕ»
Этот подпроект помогает нам не забыть про наших ветеранов, педагогов, которые ушли на заслуженный отдых. В профессиональные и календарные праздники школьники спешат к ним с букетами и подарками, сделанными своими руками. А в зимнее время дети выращивают и дарят комнатные цветы. Организуем встречи ветеранов, а ребята приглашают их на проводимые в школе мероприятия. Оказываем посильную помощь на селе пожилым и тем, кто в ней нуждается. Выезжаем с концертами в соседние села. Жители нас ждут, ждут наших встреч.
А это значит, мы нужны, нужны наши дела. И значит МЫ ВМЕСТЕ.
За проделанную работу мы получаем благодарственные письма от руководителей организаций, от администрации. Но самое большое наше достижение — счастливые глаза детей и взрослых, которые светятся добром и радостью.
И мы считаем, что точку в нашем проекте ставить рано. Это только первая ступень на пути под названием «ДАРИ ДОБРО».
Воспитание граждан и патриотов своей Родины — процесс длительный, требующий настойчивости, последовательности и большого терпения. Родина для наших детей — не абстрактная категория, а конкретная страна, где они собираются жить и которой они гордятся.
Практика школьного воспитания № 4, 2023
ПОДЕЛИТЬСЯ: