Наша работа — дарить добро

И. В. КУПЦОВА,

советник директора

по воспитанию и взаимодействию

с детскими общественными объединениями

МБОУ «Криушинская СОШ»,

с. Криуша, Вознесенский муниципальный округ

 

Быть патриотом…

Что же это значит?

А это значит Родину любить,

А это значит честно, бескорыстно

Отечеству любимому служить.

И если это в сердце утвердится

Тех, кто за партой нынешней сидит,

Учитель школьный, можешь, ты гордиться –

Твой век земной не зря тобой прожит.

Е. Ковалёва

 

Вопросы патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения всегда волновали выдающихся педагогов и общественных деятелей прошлого. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери.

Воспитательный эффект духовно-нравственного воспитания будет зависеть от того, насколько системно будут формироваться знания ребят о своей Родине, о людях, живущих рядом.

Опыт показывает, что отдельные, разовые мероприятия не всегда дают должный эффект. Необходима планомерная работа. Тогда-то и появилась идея создать инновационный проект «Дари добро».

Задачи проекта

- Формировать нравственную компетентность, то есть способность жить по общечеловеческим нравственным законам.

- Формировать социальную компетентность, то есть приобретение умений жить, оказывая другим людям бескорыстную помощь.

- Формировать коммуникативную компетентность, то есть развивать умение детей общаться между собой, с другими людьми, в том числе пожилыми, инвалидами.

Работу с детьми я представила в виде схемы, которая показывает систему педагогической деятельности, направленную на повышение эффективности воспитательного процесса через проект «Дари добро».

 

 

Подпроект «ПАМЯТЬ»

Одним из основных методов духовно-нравственного воспитания является личный пример. Достойные примеры для подражания мы всегда найдем в повседневной жизни.

На базе нашей школы создан музей боевой и трудовой славы. Школьный музей является одним из самых эффективных способов сохранения и осмысления человеческого опыта.

Цель работы музея — воспитание патриотизма, чувства достоинства и гордости, ответственности за будущее.

Самым важным направлением работы музея считаю преемственность поколений и живое общение: встречи, рассказы людей, воспоминания много повидавших и переживших ветеранов войны, тружеников тыла, участников военных действий в Афганистане, Чечне.

Над созданием музейных экспозиций трудились все педагоги и дети, старались по крупицам восстановить историю малой родины. В результате исследовательской работы были собраны материалы по истории села и школы, о земляках-ветеранах. С каждым годом экспозиции музея пополняются, оформляются стенды. Оцифрован и собранный большой фотоархив, куда включены редкие фотографии начала ХХ века, архив и снимки выпусков школы со дня ее открытия.

Сегодня в коллекции быта находится 48 предметов первой половины ХХ века, но большой интерес представляет собрание экспонатов по истории Великой Отечественной войны, в котором представлено более 40 единиц. Из них большая часть пожертвована музею нашими односельчанами. Кроме того, собрана коллекция подлинных фотографий военных лет.

Школьный музей ведет активную просветительскую работу, направленную на военно-патриотическое воспитание, популяризацию краеведения и исследовательской проектной деятельности учащихся.

Один из критериев деятельности музея — это разнообразие форм, среди которых основной метод работы с детьми — проблемный, поисковый (сбор материала по истории села и школы продолжается до сих пор). Традиционными остаются проведение музейных уроков, тематических вечеров, выставок, конкурсов, праздников патриотической направленности; встречи с ветеранами труда, тружениками тыла.

Особенности нашего школьного музея:

- наличие постоянной аудитории (музейные уроки, экскурсии для учащихся, воспитанников детского сада);

- использование экспонатов для проведения воспитательных событий;

- участие детей в музейной деятельности;

- доступность экспонатов (можно потрогать руками, примерить сарафан, повязать платок, посидеть за прялкой).

Дети выступают не как сторонние наблюдатели, а как активные участники музейной деятельности.

Все это невозможно без привлечения родителей и педагогов-предметников: работа в музее обязательно предусматривает интегрированные уроки с учителями истории, литературы, музыки, изобразительного искусства, ОБЖ.

Подобные музейные уроки помогают ребятам больше узнать об истории родного края, о людях, которые совершали подвиги. Дети создают проекты, собирают воспоминания об участниках Великой Отечественной войны и тружениках тыла.

На базе музея проводятся встречи, «круглые столы», детские и семейные фестивали, конкурсы, вручение государственных наград и другие события от школьного до районного уровня.

 

 

В 2022/2023 году развитие музея было выбрано приоритетным направлением воспитательной системы школы.

Первым шагом стала активизация работы онлайн-ресурса музея.

В этом учебном году планируется: создать единую информационную базу (музей, кабинет истории, библиотека); разработать материалы для онлайн-экскурсий «Улицы села Криуша», «Памятные места окрестностей села»; возобновить работу школы экскурсоводов; продолжать работу онлайн-музея на страничке «ВКонтакте» для расширения аудитории посетителей.

Музей школы — это не просто хранитель памяти поколений, это центр образования, коммуникации, культурной информации, способный удовлетворить познавательные потребности детей, сформировать ценностное отношение к национальному наследию, нравственность, патриотизм.

Подпроект «ДЕТИ — ДЕТЯМ»

Реальная практическая помощь людям, нуждающимся в этом, вырабатывает в детях чувство сострадания, бескорыстие; наполняет их сердца добротой, терпением, любовью к ближнему.

Этот подпроект реализуется через акции, проводимые с детьми-инвалидами на дому. Наши ученики готовят своими руками небольшие сувениры и с удовольствием дарят их. Приглашают детей с ограниченными возможностями здоровья на школьные праздники.

Традиционной в нашей школе стала Ярмарка солидарности. Ученики всю организационную работу берут на себя и во время Всероссийской декады инвалидов устраивают Ярмарку. Для участия в этой акции привлекаются все жители села, кто не равнодушен к судьбе таких детей. Школьники приносят выпечку, приготовленную совместно с родителями, а вырученные деньги потом отправляют на лечение больного ребенка.

Очень значимо, если имеется обратная связь и ребята видят результат своей проделанной работы. После лечения, когда родители со словами благодарности приходят в школу, мы организуем встречу, на которую приглашаем всех участников акции.

Подпроект «ДОМ БЕЗ ОДИНОЧЕСТВА»

У человека должна быть потребность в совершении хороших поступков. Тогда сознание долга перед собой вырастет в ответственность перед всеми живущими на Земле, перед своей страной. С заботы о других начинается нравственная активность.

В нашей школе сложились определенные традиции посещения дома-интерната для престарелых и инвалидов, который находится на территории нашего села. В гости к бабушкам и дедушкам, проживающим в доме-интернате, мы ходим с различными акциями, показываем концертные программы. Ребята сами изготавливают сувениры и дарят их бабушкам. Осенью угощают фруктами, выращенными в своих огородах. На встречах-посиделках бабушки и дедушки рассказывают о своей жизни, как все было раньше, вспоминают об этом со слезами на глазах. Такие беседы надолго остаются в памяти и сердце каждого ребенка.

Подпроект «МЫ ВМЕСТЕ»

Этот подпроект помогает нам не забыть про наших ветеранов, педагогов, которые ушли на заслуженный отдых. В профессиональные и календарные праздники школьники спешат к ним с букетами и подарками, сделанными своими руками. А в зимнее время дети выращивают и дарят комнатные цветы. Организуем встречи ветеранов, а ребята приглашают их на проводимые в школе мероприятия. Оказываем посильную помощь на селе пожилым и тем, кто в ней нуждается. Выезжаем с концертами в соседние села. Жители нас ждут, ждут наших встреч.

А это значит, мы нужны, нужны наши дела. И значит МЫ ВМЕСТЕ.

 

 

За проделанную работу мы получаем благодарственные письма от руководителей организаций, от администрации. Но самое большое наше достижение — счастливые глаза детей и взрослых, которые светятся добром и радостью.

И мы считаем, что точку в нашем проекте ставить рано. Это только первая ступень на пути под названием «ДАРИ ДОБРО».

Воспитание граждан и патриотов своей Родины — процесс длительный, требующий настойчивости, последовательности и большого терпения. Родина для наших детей — не абстрактная категория, а конкретная страна, где они собираются жить и которой они гордятся.

 

 

Практика школьного воспитания № 4, 2023

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм