«В объективе Я и мое лето»
Г. В. ЛАШИНА, учитель начальных классов МБОУ «Школа № 14», г. Саров |
Е. В. КОРШУНОВА, специалист по организации работы Регионального отделения Общероссийской общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых» Нижегородской области, г. о. г. Саров |
Каникулы — долгожданная пора для детей, с которой связываются самые разные их ожидания, чаяния и надежды.
Детский оздоровительный лагерь становится тем местом, где рядом стоят оздоровление и развитие подрастающего поколения, а дети реально находят применение своим способностям.
Поэтому на плечи педагогов детских оздоровительных лагерей ложится ответственность за решение задач по организации детей в летнее время.
Понятие «здоровый образ жизни» необходимо закладывать еще в детстве. По опросам детей, родители многих из них ищут спасение в медикаментах, недооценивая силу воздействия на организм и эффективность таких факторов, как двигательная активность, закаливание и др.
Поэтому большое значение, несомненно, уделяется созданию благоприятных условий для охраны здоровья и жизни детей, а значит, приоритетным направлением в организации летнего отдыха является оздоровительная деятельность.
Летний отдых сегодня — это оздоровление, социальная защита, а также расширенные возможности для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, создаются условия для социализации молодого поколения с учетом реалий современной жизни.
Учитывая вышесказанное, мы предлагаем вашему вниманию интересную форму организации смены в детском оздоровительном лагере «Лесная поляна» в виде сюжетно-ролевой игры «В объективе Я и мое лето», которая направлена на привитие навыков здорового образа жизни, расширение кругозора ребят, развитие инициативы, формирование положительного отношения к социально-значимым и общечеловеческим ценностям.
Трудно найти ребенка, который бы не любил кино. Оно привлекает детей своей зрелищностью, наглядными, легко воспринимаемыми образами; дает им и героев для подражания, и темы для игр.
Зрительский опыт человека начинает складываться с детства, ведь именно тогда начинается его приобщение к «экранному» искусству: кино, телевидение, видео. Опыт этот складывается, как правило, под влиянием семьи, где ребенок воспитывается, и окружающего социума.
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу своей страны.
Личность ребенка формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов: объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам ребенок — не пассивное существо, а объект своего собственного формирования и развития.
В ходе реализации программы «В объективе Я и мое лето» происходит целенаправленное управление процессом развития личности, что обеспечивается специально организованной воспитательной работой. Там, где есть воспитание, учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей, используется положительное влияние общественной и природной среды, ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды, достигается единство и согласованность всех социальных институтов.
Цель программы: организация оздоровления и познавательного досуга воспитанников детского оздоровительного лагеря (ДОЛ) «Лесная поляна» от 6 до 16 лет посредством вовлечения их в сюжетно-ролевую игру, направленную на формирование здорового образа жизни, лидерских качеств, художественно-эстетическое воспитание.
Программа реализуется на протяжении трех смен. В течение каждой смены решаются определенные задачи, способствующие достижению цели всей программы.
Первая смена «Внимание! Мотор!»
Как показывает опыт, кино обладает большими возможностями для детского развития. Идеи, воспринятые при помощи киноискусства, подкрепленные яркими эмоциями, усваиваются глубоко и прочно, становятся основой для развития мировоззрения ребенка. В рамках первой смены дети должны получить представление о том, что у искусства такого рода есть свои особые выразительные средства, свой язык. Изучение основных понятий этого языка поможет лучше понимать аудиовизуальные (звукозрительные) искусства — кинематограф, телевидение, видео, а также применять эти знания в своей творческой деятельности.
Задачи смены
- Знакомство с основными видами и жанрами кинематографа, с особенностями работы сценариста, режиссера, оператора, актеров в процессе работы над фильмом.
- Формирование представления о фильме как о произведении искусства, навыков восприятия и анализа фильма, о возможностях видеосъемки, монтажа и озвучивания.
- Развитие эмоциональной отзывчивости, умения выражать свои мысли, коммуникабельности.
Мероприятия смены
1. Парад киностудий (презентация отрядов).
2. Конкурс творческих работ «Стоп-кадр».
3. Викторина по фильмам цикла «Приключения Петрова и Васечкина».
4. Игра по станциям «Мы снимаем кинофильм!».
5. «Видеокляп» (создание видео к песне).
6. Кинофестиваль «Кино своими руками».
7. Мультфейерверк (озвучивание мультфильма).
8. Конкурс актерского мастерства.
Вторая смена «Пестрая лента»
В копилке российского кино много фильмов о спорте, где показаны герои и их путь при достижении целей. Такие произведения ориентируют подрастающее поколение на осознанный выбор здорового образа жизни, на реализацию потребностей и интересов через увлечение спортом, на мотивацию к активной жизненной позиции и получение конкретных результатов от своей деятельности. В рамках второй смены ее участники должны получить конкретные знания о разных видах спорта, об истории и развитии олимпийского движения.
Задачи смены
- Знакомство детей с разными видами спорта, с историей олимпийского движения.
- Реализация творческого потенциала ребят в процессе практической работы над фильмами о спорте.
- Формирование представления о фильме как о произведении искусства, навыков восприятия и анализа фильма, о возможностях видеосъемки, монтажа и озвучивания.
Мероприятия смены
1. Фестиваль открытия Малых олимпийских игр.
2. Бразильский карнавал (конкурс танца).
3. Водная феерия (конкурс фонтанов).
4. Конкурс агитбригад.
5. Конкурсная программа «КВЧ — Кто Во Что горазд»
6. Детская реклама «Я и спорт».
7. Интеллектуальное шоу.
8. Спортивный квест.
Третья смена «Говорит и показывает “Лесная поляна”!»
Освоение киноискусства происходит более эффективно, если дети включаются в творческую деятельность. Именно поэтому формирование экранной культуры предполагает не только просмотры и обсуждения мультипликационных, игровых и документальных фильмов, но и выполнение разнообразных творческих заданий. Пройдя путь создания небольшого произведения — видеофильма, дети осваивают основные принципы создания образов в аудиовизуальных искусствах. С развитием видеотехники значительно возрос интерес детей к самодеятельному творчеству в области киносъемки. Поэтому третья смена направлена на развитие творческого потенциала ребенка. Это возможность показать ребятам их «разнозвездность», то есть то, что каждый в чем-то «крылат» — умеет делать что-то лучше других.
Задачи смены
- Формирование мировоззрения детей, в частности, нравственные и эстетические взгляды. Воспитание потребности в выстраивании и упорядочении иерархии смыслов духовного, культурного мира.
- Развитие эстетического и художественного вкуса воспитанников ДОЛ в процессе формирования навыков грамотного зрителя.
- Создание собственного произведения на материале экранных произведений.
Мероприятия смены
1. Ералаш-шоу.
2. Звездный ринг.
3. Игровая программа «Телемания».
4. КВН.
5. Фестиваль сказок «В гостях у сказки».
6. Концерт «Для друзей открыты двери».
7. Конкурс творческих работ к юбилею лагеря.
8. День самоуправления.
Значимость программы в том, что каждый ребенок, участвуя в ней, имеет возможность реализовать свои интересы и желания, получает новые знания, закрепляет полезные навыки, проявляет личностные качества.
В соответствии со своими интересами, потребностями, личными качествами воспитанники лагеря имеют возможность выбора того или иного направления деятельности. Для стимулирования детей и подростков к участию в сюжетно-ролевой игре и создания атмосферы успеха мы разработали ряд поощрений.
В отрядах ежедневно ведется учет активности каждого воспитанника. Ребята собирают «кинокадрики». Один «кинокадрик» вручается за участие в отрядных и лагерных мероприятиях, соревнованиях, играх, КТД; два «кинокадрика» — за организацию отрядных и лагерных мероприятий, соревнований, игр, КТД и т. д. При этом использовалось и значение цветовой гаммы: желтый «кинокадрик» — спортивно-оздоровительное направление; оранжевый — художественно-эстетическое; красный — лидерское.
В конце смены в каждом отряде определяются лучшие ребята (лидеры), которым будут направлены в образовательные учреждения благодарственные письма.
За победу в лагерных мероприятиях отрядам также вручаются «кинокадрики» согласно условным обозначениям рейтинга. Коллективы, набравшие наибольшее количество «кинокадриков» по итогам смены, становятся победителями в номинации «Лучший из лучших» (в своей возрастной группе). За победы в спортивных мероприятиях по итогам смены отрядам присваивается звание «Победитель лагерной спартакиады» (в своей возрастной группе).
Ожидаемые результаты по итогам
реализации программы «В объективе Я и мое лето»
- Физическое и духовное оздоровление воспитанников ДОЛ «Лесная поляна».
- Сформированность у детей положительного отношения к общечеловеческим ценностям; навыков ЗОЖ, безопасного поведения.
- Увеличение числа воспитанников лагеря, овладевших навыками социального взаимодействия, сотрудничества, самоконтроля.
- Формирование у подростков умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой деятельности, соуправления, социальной активности.
- Личностный рост участников каждой лагерной смены.
При подведении итогов реализации нашей программы и дети, и педагоги признали ее интересной, динамичной, эффективной, дающей возможность раскрыть творческий потенциал каждого участника смены.
Практика школьного воспитания № 4, 2023
ПОДЕЛИТЬСЯ: