«В гости со сМЫслом»: опыт проведения мотивационного квартирника для подростков

Е. М. ЛОПАТИНА, советник директора

по воспитанию  взаимодействию

с детскими общественными объединениями

МБОУ Сицкая СШ,

г. о. г. Чкаловск

Е. М. СИЗОВА, начальник сектора воспитания, дополнительного образования и охраны детства Управления образования,

г. о. г. Чкаловск

 

Известно, что подростки быстро увлекаются чем-либо, и что делать, если они перестают проявлять интерес к совместной деятельности, к участию в жизни школьного коллектива?

Учитывая рост числа детей, имеющих «мотивационный вакуум», необходимо создание условий для повышения мотивации к принятию активной социальной роли тех ребят, которые по ряду причин не имеют ярко выраженных лидерских способностей, в том числе и подростков, находящихся в группе риска и склонных к асоциальному поведению.

В нашем городе командой сектора воспитания Управления образования г. Чкаловска реализуются практики, которые способствуют сближению интересов активных и малоактивных ребят через совместную деятельность, создают условия для позитивного общения и ситуации успеха, способствуют формированию у подростков ценностных ориентаций и правовой культуры, жизненной позиции и способности к саморефлексии. При организации практик используются ресурсы социальных партнеров, нестандартные форматы и площадки проведения.

Одним из таких событий стал проведенный в мае 2023 года на территории глэмпинга на берегу реки Троца мотивационный квартирник «В гости со сМЫслом» для активизации социальной активности подростков «группы риска», испытывающих сложности в общении со сверстниками, из школ г. Чкаловска. (Квартирник — это особая форма взаимодействия взрослых и детей, общение в неформальной непринужденной обстановке.)

Суть практики заключалась в организации выездной мотивационной площадки для смешанных групп подростков из разных школ: активистов ученического самоуправления и первичных организаций Российского движения детей и молодежи «Движение первых» и подростков, не проявляющих активность, испытывающих трудности в общении со сверстниками и находящихся в «группе риска». Кураторами групп участников стали советники директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.

Особенность практики — соединение в одной группе ребят с противоположными социальными статусами и степенью активности; неформальное общение и открытый диалог в новой обстановке; «непрямое», «мягкое» воздействие в ходе тренинговых занятий. Подростки «группы риска» и испытывающие сложности в общении со сверстниками были интегрированы в благополучную, поддерживающую среду и получили опыт совместной деятельности с высокомотивированными ребятами.

Место было выбрано не случайно — сочетание живописной природы и комфортного обустроенного эстетического пространства, что немаловажно для успешного проведения встречи. Перемещение из привычных школьных кабинетов в новую локацию формирует интерес и создает позитивный настрой. На подготовительном этапе организаторы осмотрели место проведения и спланировали размещение всех площадок, обсудили с управляющим глэмпинга приветственную речь и организационные моменты. Специально разработали логотип, все раздаточные материалы и наградная продукция были выбраны в экостиле. Символом встречи стал ёжик — персонаж культового мультфильма «Ёжик в тумане».

На территории глэмпинга были организованы четыре тематические площадки и место для общего сбора. Для знакомства участников использовались игры в кругу «Меня зовут ... Я возьму с собой в гости...», где каждый должен назвать предмет на ту же букву, что и его имя. «Я никогда не...» — участник должен сказать, что он никогда не делал, но очень хотел бы, например, прыгнуть с парашютом. Все подростки получили сумочки-шопперы четырех цветов, в результате чего разделились на четыре группы (при распределении ученики из разных школ «перемешиваются»). Впоследствии на каждой площадке ребята наполняли шопперы мотивационными постерами, формируя индивидуальный кейс со смыслами.

 

 

На площадке «В гости к творчеству» прошел мастер-класс Е. М. Лопатиной по созданию авторской скульптуры из глины «ёжик» с параллельным обсуждением поведенческих качеств, характерных для подростка. Глина — удивительный природный материал. Лепка из глины успокаивает и умиротворяет, поэтому такие занятия считаются эффективной арт-терапией. Психологи считают, что, работая с глиной, агрессивный человек находит выход своим чувствам, а неуверенные в себе люди учатся контролировать ситуацию. Непоседам и неусидчивым это помогает сконцентрироваться. Лепка из глины, как никакое другое занятие, развивает образное мышление. Кто-то из ребят занимался этим творчеством раньше, кто-то попробовал впервые, но все получили от процесса удовольствие, раскрывая себя с новой стороны. Мастер по керамике обсудил с ребятами их авторские скульптуры, акцентируя на том, что у каждого получился свой индивидуальный персонаж. В процессе лепки некоторые видели себя в своей скульптуре, комментируя, что они такие же «колючие». И это тоже способ их защиты.

На площадке «В гости к мечте» состоялся психологический тренинг по «распаковке мечты». Ребята рассуждали, что такое мечта, что нужно сделать, чтобы она сбылась, почему так важно мечтать. Они анализировали свои сильные качества и выявляли внутренние дефициты, которые нужно восполнить, чтобы приблизиться к своей мечте. Важно, что проведение подобных тренингов требует от ведущего и знаний подростковой психологии, и определенного опыта. Спикером этой площадки выступила советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями А. В. Епанчинцева. Александра Валерьевна была наставником ребят в рамках посменного сопровождения участников региональной смены «Море внутри», где был реализован специальный трек для ребят, состоящих на различных видах учета; подростков, испытывающих трудности в общении со сверстниками и взрослыми, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Она же в октябре 2022 года представляла опыт региона по данной теме на «круглом столе» в рамках Всероссийского форума классных руководителей.

На площадке «В гости к себе» прошел тренинг, направленный на формулировку и осознание жизненных целей, который провела Е. М. Сизова. Ребята попытались определить уровень своего счастья, сформулировать определение «счастливый человек — это...». Где искать источники хорошего настроения? «В общении с друзьями и близкими, в красоте природы, в искусстве, в музыке, спорте» — такие ответы звучали от участников площадки.

 

 

Площадка «В гости с пользой» была посвящена профилактике вредных привычек. В формате диалога участники рассуждали, кому, прежде всего, наносят ущерб такие привычки, какие последствия они имеют. Часть заданий подростки выполняли при соблюдении условий анонимности и конфиденциальности. Главная цель этой площадки — показать ребятам способ устоять, если вредная привычка в норме у твоего окружения, а также методы борьбы, если она уже в твоем списке. Разговор с подростками вели учитель русского языка и литературы МБОУ Пуреховская СШ Ж. А. Куракина и главный специалист КДНиЗП при администрации городского округа город Чкаловск
М. Ю. Баженов.

На завершающем этапе из собранных на площадках карточек каждый участник создал свой мотивационный постер. Обратная связь от ребят была отражена на «экране настроения». В общем кругу звучали песни под гитару, а потом было чаепитие с вкусными пирогами.

Во время встречи настроение ребят менялось от локации к локации. Потребность общения и взаимодействия в таком формате была очевидна. Найти нужные слова и приемы взаимодействия удалось каждому спикеру, все они сработали на общий результат — показать подросткам ориентиры развития, ценности позитивного общения, способствовать объединению взрослых и детей.

Организаторы мотивационного квартирника для подростков предлагают и этап постсопровождения. После обжига ребятам вручаются скульптуры, созданные на творческой площадке. Советники на данном примере организуют школьные мероприятия для закрепления связей и вовлечения малоактивных подростков в жизнь школы.

Еще больше прочитать об этом квартирнике можно в социальных сетях по ссылке https://vk.com/ndetstva52?w=wall-211665299_3179.

 

 

Практика школьного воспитания № 4, 2023

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм