Школьные музеи Дзержинска. Перезагрузка

Е. А. МАКАРОВА,

методист, руководитель

Музея истории детского движения

МБУ ДО «Дворец детского творчества»,

г. Дзержинск

 

Проект «Школьные музеи Дзержинска. Перезагрузка» был реализован в г. Дзержинске в течение 2022/2023 учебного года. В нем приняли участие 19 образовательных организаций, где действуют залы боевой славы, музейные комнаты и музеи. В рамках проекта прошли обучение более 150 учащихся и педагогов города. Почти полторы тысячи человек посетили мероприятия проекта.

От идеи к проекту. Идея организовать и провести в Дзержинске образовательный марафон для руководителей и активистов школьных музеев родилась в Музее истории детского движения МБУ ДО «Дворец детского творчества» в 2021 году. Во время одного из заседаний методического совета руководителей школьных музеев города обсуждался вопрос «осовременивания» школьных музеев, внедрения цифровых технологий, креативных практик и интерактивных методик. Дальнейшее анкетирование среди детей и взрослых выявило несколько основных проблем: весьма ограниченное применение в музейной работе цифровых инструментов; непонимание значимости публичности и обращения к социальным сетям; слабое представление о современных методиках и практиках ведущих детских музеев России. Исходя из этого, был разработан проект «Школьные музеи Дзержинска. Перезагрузка», который весной 2022 года получил поддержку Президентского фонда культурных инициатив.

Цели и задачи. Запуская проект, команда преследовала вполне конкретные цели. Мы ставили перед собой задачу познакомить детей и взрослых с технологиями, методиками, новыми формами работы, которые можно было бы применить в деятельности любого школьного музея и которые были бы интересны современным подросткам. Полученные теоретические знания участники могли закрепить во время мастер-классов, а также при выполнении конкурсных заданий, которые предполагали использование материалов школьных музейных экспозиций. Таким образом, по окончании проекта в каждом школьном музее были бы разработаны новые музейные продукты, которые можно использовать в дальнейшей работе, а также развивать и совершенствовать. И в этом — создании базы принципиально новых музейных разработок с использованием цифровых технологий — была вторая задача проекта. Кроме того, мы хотели привлечь внимание общественности города, краеведов, представителей музейного сообщества к теме деятельности детских музеев, работы с детьми и подростками, побудить коллег к обмену опытом.

Еще одной важной задачей стало техническое обновление. Для проведения мастер-классов и «круглых столов» в Музей истории детского движения было приобретено оборудование для медиазоны, музейный киоск с музейными программами. Эти и другие инструменты дети и педагоги могли опробовать на практике во время занятий и семинаров. Все участники конкурса по завершении проекта в качестве награды получили технические гаджеты для продолжения начатой работы в своих музеях.

Сопутствующей задачей проекта стало медийное сопровождение и издание брошюры-справочника «Школьные музеи Дзержинска» для популяризации деятельности музейных коллективов.

На старте деловая игра. Старт проекту был дан 29 сентября 2022 года. Руководители и активисты школьных музеев стали участниками деловой игры, во время которой им предстояло оценить работу современного школьного музея с точки зрения исполнения законодательства, интересов детской и взрослой аудитории, сторонников новаторского и консервативного подхода в организации музейной деятельности. В итоге участники сами разработали векторы, которые им необходимо изучать и применять на практике для того, чтобы школьный музей, оставаясь хранителем истории, опорой патриотического воспитания школьников, был интересен современным учащимся, педагогам, родителям, активно развивался и способствовал популяризации исторических знаний.

Все участники деловой игры получили маршрутные карты, которые они должны были пройти в течение года, а также положение конкурса «Битва школьных музеев-2023».

Детский поток. Структура проекта «Школьные музеи Дзержинска. Перезагрузка» многослойная. Работа шла по нескольким потокам, которые тематически перекликались друг с другом. Для детей в течение года раз в месяц были организованы практические занятия и мастер-классы, на которые приглашались профильные специалисты (фотограф, видеооператор, телерепортеры, журналисты). Во время встреч ребята узнавали новую информацию и учились применять ее на практике: мастер-класс по макрофотосъемке музейных предметов, созданию подкастов, статичной (например, музейной экспозиции) и динамичной (музейные мероприятия) видеосъемке, монтажу, созданию и продвижению музейных страниц в соцсетях.

Кроме того, ребята прошли экскурсоводческий мастер-класс по основам публичного выступления, умению держать внимание публики. На занятиях активисты познакомились с технологиями создания музейных игр — от настольных до детективных квестов, а также цифровых квизов в соцсетях; узнали об особенностях составления музейных афиш, использовании интерактивных моментов с учетом возраста посетителей; научились включать интерактивные и иммерсивные моменты в свои экскурсии, разрабатывать музейные мероприятия с учетом плана воспитательной работы школы (акции и вечера к памятным датам, патриотические игры и экскурсии к дням боевой славы, тематические выставки и т. п.).

Значимым моментом в детском образовательном потоке стала публикация результатов работы в соцсетях. Музейные активисты могли видеть идеи и результаты деятельности своих товарищей. Вместе с тем они знакомились с экспозициями соседних школ. В этой связи нельзя не отметить позитивный эффект традиционной для Дзержинска недели «Музей и дети», во время которой активисты школьных музеев ходили в гости друг к другу и могли в реальности увидеть школьные экспозиции.

Поток для взрослых. Разрабатывая курс для руководителей школьных музеев, залов боевой славы, авторы проекта делали ставку на максимальное освещение передовых музейных практик и обмен опытом. Всего в течение года состоялось шесть мероприятий, в которых приняли участие не только руководители школьных музеев, но и представители учреждений культуры города, краеведы, общественники. Большую поддержку проекту оказал Дзержинский краеведческий музей, сотрудники которого организовали емкий, информативный и очень интересный мастер-класс по использованию современных цифровых технологий в музейной работе, а также разработке интерактивных программ для детей и подростков. Успешным и результативным оказался «круглый стол» «Возможности школьного музея в воспитании детей и подростков». Его заседание проходило на базе Музея истории детского движения в январе 2023 года. Учителя представили опыт работы с цифровыми архивами и базами, разработки виртуальных музейных страниц и выставочных проектов, цифровых игр, квизов, викторин. Представители учреждений культуры со своей стороны рассказали о краеведческих проектах, которые они организуют для детской и подростковой аудитории.

В феврале для взрослых участников проекта была организована музейная творческая лаборатория, особенностью которой стало погружение в интерактивные и познавательные программы. Их представили библиотеки города, городское общество краеведов, общественный музей городского транспорта. Помимо этого, на семинарах педагоги познакомились с цифровыми платформами, на базе которых можно создавать игры, викторины, аудиогиды; узнали о программном обеспечении, с помощью которого можно создавать аудио- и визуальный контент. Отдельная встреча была посвящена цифровизации школьных музеев, созданию цифровых каталогов и виртуальных коллекций.

«Битва школьных музеев». Для того чтобы полученные знания сразу применялись на практике, в рамках марафона был объявлен общегородской конкурс «Битва школьных музеев-2023». После каждого мастер-класса команды получали кейсы с заданиями: составить музейное фото или видеоописание предмета из экспозиции музея своей школы; разработать интерактивную программу для посетителей с учетом возраста, придумать музейную игру, подготовить и провести мероприятие для всей школы согласно плану воспитательной работы, нарисовать афишу, провести краеведческую игру в соцсетях и пр.

В состав жюри вошли директор Дзержинского краеведческого музея С. В. Гусева, председатель городского общества краеведов Н. Н. Кириленко, заместитель председателя Общественной палаты г. Дзержинска, краевед С. М. Шальнов, директор МАУ «ИЦ "Дзержинские ведомости"» П. А. Трескин. Высокий статус конкурсной комиссии позволил поднять планку качества присылаемых на конкурс материалов.

Вместе с тем конкурсные работы дали понять, насколько оказался полезным мастер-класс, как ребята освоили полученные навыки; получить от участников обратную связь, а также через размещение роликов на официальной страничке проекта «Школьные музеи Дзержинска» (https://vk.com/dzrmudeti) рассказать общественности об экспозициях и деятельности школьных музеев города.

В итоге в конкурсном потоке приняли участие 17 из 19 команд школьных музеев города. Благодаря участию в проекте их методическая база пополнилась образцами цифрового описания музейных предметов, познавательными программами с элементами интерактива, играми с использованием цифровых технологий и многим другим. В свободном доступе для всех участников марафона остается накопленная за год методическая база с видеоуроками, мастер-классами, презентациями.

Финал игры состоялся в мае 2023 года во Дворце детского творчества. Во время торжественной церемонии ребята, проходившие обучение на мастер-классах и занятиях, получили сертификаты. Все команды, принявшие участие в «Битве школьных музеев» награждены дипломами участников, цифровыми гаджетами, сувенирной продукцией проекта, в том числе брошюрами-справочниками, в которых содержится информация обо всех школьных музеях Дзержинска. Победителей наградили ценными призами.

Подводя итоги проекта, организаторы и участники отметили, что образовательный марафон в каком-то смысле действительно стал перезагрузкой. Новые формы деятельности позволили по-новому взглянуть на организацию работы с детьми в школьном музее. Ребята и взрослые отметили, что горизонты понимания включенности музейной экспозиции в воспитательный процесс всей школы расширились. Руководители музеев зафиксировали рост интереса со стороны обучающихся. Краеведы и эксперты, вовлеченные в проект, подчеркнули его эффективность и высказали пожелание, чтобы «Битва музеев», но уже краеведческой направленности, состоялась и на будущий год.

Наш проект стоит рассматривать как прикладной инструмент для оживления краеведческой работы, перевода ее на новый, более совершенный с технической точки зрения уровень. Современные краеведы, экскурсоводы и исследователи должны уметь использовать достижения науки и техники для поиска и сохранения исторического наследия, популяризации исторических данных, привлечения внимания общественности к героическим датам, событиям, неординарным судьбам соотечественников, распространению новых знаний об истории России и малой родины среди сверстников. Тем более, что современные цифровые достижения предоставляют на этом поле деятельности неограниченные возможности. Нужно только научиться ими пользоваться!

 

 

Практика школьного воспитания № 4, 2023

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм